ДомойАналитикаКНР демонстрирует готовность к вложениям в инфраструктуру КР
КНР демонстрирует готовность к вложениям в инфраструктуру КР
Энергетическая безопасность остается для Кыргызстана одной из самых острых проблем. При общем гидроэнергетическом потенциале в 142 миллиарда киловатт-часов республика ежегодно производит лишь около 14 миллиардов. Энергетический дефицит стал хроническим и вынудил власти в апреле 2023 года ввести режим чрезвычайной ситуации. Именно тогда начали формироваться новые механизмы привлечения инвестиций как за счёт внутренних ресурсов, так и при поддержке зарубежных партнёров. В первую очередь Китая.
К примеру, 27 августа 2024 года представители китайской компании Yunshen Mining (Yunnan) Co., входящей в платформенную группу China Yunshen Group, прибыли в Тюпский район Иссык-Кульской области для подписания соглашения о строительстве мини-ГЭС и цементного завода. Этот визит стал продолжением стратегического курса Пекина на углубление экономического сотрудничества с Бишкеком, о чем китайская сторона заявила открыто, представив проектную концепцию «Создание нового образца экономического сотрудничества между Китаем и Кыргызстаном на основе интеграции минеральных и энергетических ресурсов».
Речь идёт о комплексном подходе: разработке минеральных ресурсов, строительстве гидроэлектростанций, а также о развитии солнечной и ветровой энергетики. В числе обсуждаемых проектов — 16 крупных и малых ГЭС, добыча золота, сурьмы, кварца и угля. В рамках переговоров с представителями кыргызской власти и бизнес-сообщества были рассмотрены более 50 инвестиционных инициатив.
Это сотрудничество вписывается в общий контекст борьбы Кыргызстана с энергетическим кризисом. За последние годы республика активно развивает сеть малых гидроэлектростанций. К 2030 году их количество планируется довести до 50. Сегодня в стране работают уже 40 таких объектов, вырабатывающих свыше 312 миллионов киловатт-часов. В 2025 году ожидается ввод ещё 18 станций, что увеличит этот показатель до 385 миллионов киловатт-часов.
Однако этого явно недостаточно для удовлетворения растущего спроса. В 2024 году потребление электроэнергии достигло рекордных 18,3 миллиарда киловатт-часов — на миллиард больше, чем в 2023-м. Из этого объема ГЭС обеспечили 12,77 миллиарда, ТЭЦ — 1,76 миллиарда. Остальное пришлось компенсировать за счет импорта, в том числе из Китая.
На фоне сохраняющегося дефицита власти пошли на повышение тарифов: с 1 мая 2024 года стоимость электроэнергии для коммерческих потребителей выросла до 4,54 сома за киловатт-час. Более того, запланирован ежегодный рост тарифов на 20 до 2030 года. Несмотря на это, энергетика остается дотационной. Только в 2024 году из бюджета выделено около 9 миллиардов сомов на покрытие разницы между реальной стоимостью генерации и отпускной ценой.
Параллельно продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов. Одним из них является строительство Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1860 мегаватт. Ввод в эксплуатацию первого агрегата намечен на 2028 год. Однако для быстрого сглаживания дефицита власти делают ставку на малую энергетику, где как раз и проявляется активность китайских партнёров.
Важно отметить, что китайские компании приходят в Кыргызстан не только как инвесторы, но и как технологические партнёры. Опыт Китая в быстрой и массовой реализации малых и средних энергетических проектов считается одним из наиболее успешных в мире. Это особенно актуально для горной страны вроде Кыргызстана, где компактные, локальные решения часто оказываются более эффективными, чем масштабные мегастройки.
КНР также демонстрирует готовность к прямым вложениям в инфраструктуру. Примером может служить проект по созданию мини-ГЭС в Тюпском районе, где китайская сторона возьмёт на себя как финансирование, так и инжиниринговое сопровождение строительства. При этом проекты сопровождаются созданием новых рабочих мест и локализацией части производств. Наращивание присутствия китайских компаний в энергетике Кыргызстана совпадает с глобальной стратегией Китая по расширению влияния в Центральной Азии. Но для Бишкека это партнерство носит прагматичный характер: республика получает доступ к технологиям, инвестициям и реальным проектам, которые способны дать ощутимый эффект уже в среднесрочной перспективе.
Очевидно, что малые гидроэлектростанции не решат проблему дефицита в одиночку. Однако в комплексе с крупными проектами и мерами по энергосбережению они становятся важным элементом общей стратегии. Китайские инвестиции при этом играют роль ускорителя, позволяя реализовать то, на что без внешней поддержки потребовались бы годы.
Таким образом, энергетическое сотрудничество с Китаем превращается для Кыргызстана из вопроса внешнеполитических интересов в элемент внутренней экономической стабильности. А это уже стратегический ресурс, сопоставимый по значимости с самими энергетическими мощностями.
Автор: Бакыт БАСАРБЕК