Безопасность в регионе зависит от справедливого распределения воды
Проблема истощения водных ресурсов, особенно пресной воды, становится одной из важнейших в национальном, региональном и глобальном масштабах. Поэтому тематика их сохранения стала одной из обсуждаемых среди специалистов. Об этом на круглом столе под названием «Водная дипломатия в Центральной Азии в условиях водно-энергетического кризиса: проблемы и решения» заявил секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.
«Мировая практика водопользования показывает, что идеального варианта разрешения споров, который бы учитывал интересы всех стран, не существует, но постоянный поиск компромиссов необходим и отвечает интересам сохранения стабильности и укрепления безопасности в ЦА. Полагаю, что грамотное и своевременное решение задач по обеспечению водой определит дальнейшее развитие нашего региона», — отметил спикер.
Он также обратил внимание, что в последнее время определенные силы стали активно использовать водные и энергетические вопросы, как рычаги давления на правительства центральноазиатских государств, чтобы решать свои геополитические задачи.
«Очевидно, что в ближайшем будущем в нашем регионе будет иметь влияние тот, кто будет контролировать его водный и энергетический потенциал. В свою очередь, согласованная и скоординированная деятельность стран Центральной Азии как в рамках региона, так и на международной арене не только значительно укрепит международную субъектность всего региона, но и позволит эффективно продвигать и отстаивать национальные интересы стран как совместно, так и самостоятельно. Со своей стороны, Кыргызстан намерен активно участвовать в реализации политики интеграции и снижения угроз региональной безопасности», — подчеркнул секретарь Совбеза.
Он напомнил, что потенциальные риски глобальной деградации водных ресурсов известны давно. Именно по этой причине еще с 20-х годов прошлого века в СССР обсуждался проект, названный «Поворотом сибирских рек». Основная его идея заключалась в перераспределении стоков Иртыша, Оби, Тобола и других рек в союзные республики, остро нуждавшиеся в пресной воде — Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
«Этими мерами планировалось предотвратить экологическую катастрофу, связанную с высыханием Аральского моря. Кроме того, ожидалось, что проект улучшит условия для сельского хозяйства, создаст новые возможности для судоходства и рыболовства, положительно повлияет на экономику всей страны. Однако он так и не был реализован из-за дороговизны и сложности воплощения. Между тем проект показал новые направления для дальнейших исследований и обсуждений по вопросам экологии и управления водными ресурсами. Возможно, было бы целесообразным пересмотреть актуальность данной идеи. Конечно, с учетом изменившихся экологических, экономических и энергетических факторов», — добавил М. Иманкулов.
В свою очередь системный аналитик Бактыбек Саипбаев добавил, что переброску части стока сибирских рек в период половодья можно сделать с помощью трубопровода и насоса. По его словам, Россия будет крайне заинтересована в данном проекте, учитывая, что сейчас мелеет и Каспий, т.е. возникает необходимость гнать часть сибирских рек не только в сторону Арала, но и дальше в сторону Волги. «Этот проект хорош тем, что он снимет угрозу затопления в одном регионе и позволит предотвратить обмеление Аральского и Каспийского морей. Однако он потребует колоссальных затрат».
Аналитик уверен, что выходом из сложившегося энергокризиса станет строительство атомных электростанций. «Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев принял правильное решение по установке сразу шести малых АЭС. «Росатом» — мировой лидер по производству таких станций ставят их и на воде, и на вечной мерзлоте. Это очень удобно, т.к. они приходят в готовой сборке, работают 30-40 лет, при этом российская сторона забирает переработанный атомный материал. В России создана уникальная технология по его переработке. Когда срок эксплуатации этих станций истекает, их просто забирают и ставят новые. Казахстан же хочет построить большую атомную электростанцию, но это сложно технологически и долго, а электроэнергии не хватает уже сейчас. Поэтому, на мой взгляд, Узбекистан поступает разумнее», — поделился мнением Б. Саипбаев.
Он также обратил внимание, что мир сегодня находится в сложном историческом периоде, где имеют место реально опасные экологические сдвиги, которые усугубляют водные проблемы. «При нынешних подходах к использованию водных ресурсов уже в течение ближайших 5-10 лет может случиться непоправимая катастрофа. За последние полвека ледники в ЦА деградировали на 30%. Этот процесс с каждым днем ускоряется, и есть лишь один способ его замедлить, но сделать это можно лишь совместными усилиями стран нашего региона. Каждый год на склонах гор вокруг зон ледников надо высаживать зеленые насаждения, прежде всего, тянь-шаньскую ель. Если мы в течение 30 лет будем это делать, то деградация приостановится. Не стоит забывать и о снежных пушках, они были опробованы еще в Тибете. Это действенный и относительно не дорогой способ замедлить таяние ледников», — рассказал он.
«Сегодня специалисты Казахстана и России бьют тревогу по поводу того, что трагическую судьбу Арала может повторить и Каспийское море, с которым, как известно, связаны многие региональные торгово-экономические проекты, затрагивающие интересы, в том числе и Кыргызстана. Обеспечение водой имеет решающее значение для стабильного развития региона, чья роль все больше возрастает с учетом происходящих геополитических процессов. Однако с развитием экономических перспектив и притока инвестиций растет и потребление региональных водных ресурсов. Данный аспект требует эффективного межгосударственного взаимодействия в вопросах справедливого распределения воды, что непосредственно влияет и на повестку региональной безопасности», — подчеркнул директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков.
«Многолетние наблюдения показывают, что средняя приточность Амударьи и Сырдарьи не меняется, т.е. находится в норме. Куда же тогда девается вода, и почему она не доходит до Аральского моря, если Кыргызстан, например, потребляет не более 6? Она накапливается в Узбекистане, Туркменистане и на юге Казахстана. Во времена СССР никто бы не позволил строить водохранилища по низовьям трансграничных рек, потому что в этих республиках песок и жарко, и вода впитывается в грунт и интенсивно испаряется, — пояснил спикер. – Вместе с тем, интенсивное таяние ледников, остановить которое практически невозможно, говорит о том, что воды в реках должно быть достаточно, и если ее не хватает, значит, мы сами делаем что-то не так.
«Прежде всего, нужно понять, что нельзя хранить воду в жарких странах, она должна накапливаться в верховье – в горах Таджикистана и Кыргызстана. Сейчас каждая страна решает свои водные проблемы самостоятельно, но получается это расточительно. Чтобы этот драгоценный ресурс не уходил в песок, его нужно своевременно подавать на поля. Т.е. Кыргызстан должен сбрасывать больше воды именно в вегетационный период, чтобы она не накапливалась в водохранилищах стран низовья, где идут серьезные потери за счет неподходящих природных условий. А для этого нам надо покрыть дефицит энергомощности в зимнее время. Значит, надо строить традиционные станции, чтобы покрывать зимние нагрузки. Это поможет сохранить воду в Токтогульском водохранилище, чтобы оно всегда было полным, и тогда в вегетационный период мы сможем ее подавать нашим соседям. Они будут нам оплачивать ее хранение. Если им не хватит их объемов, то мы сможем продавать часть своих излишек, то есть появятся условия, чтобы оценить воду на законодательном уровне. Мы воспринимаем ее только как экономический ресурс. Без золота, нефти, газа можно прожить, а без воды нет. Мы должны воду и ледники поднять в категорию национальных ценностей», — подчеркнул председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков.
Автор: Бакыт БАСАРБЕК
Фото WWW