Саммит БРИКС в 2024 году прошел в городе Казани с 22 по 24 октября. По данным мэрии города, на мероприятии присутствовало порядка 20 тысяч гостей, включая первых лиц из 40 стран Мирового большинства. Представители стран-участников и кандидатов на вступление в организацию обсудили следующие актуальные международные темы:
Правила присоединения к БРИКС для новых стран и возможный статус для кандидатов.
Создание совместного платежного механизма с использованием национальных валют.
Принципы взаимодействия новых стран БРИКС с Новым банком развития.
Проблемы безопасности, а также региональные конфликты и борьба с терроризмом.
Вопросы гуманитарного взаимодействия и сотрудничества между институтами в области образования и науки.
По данным аналитиков Фонда Росконгресс масштабное расширение блока свидетельствует о росте интереса к БРИКС.
Расширение БРИКС и углубление сотрудничества между государствами играют значительную роль в новой архитектуре международной торговли: на страны БРИКС приходится почти половина населения мира, треть его территории и четверть мировой торговли. Страны расширенного БРИКС обеспечивают 35% мирового ВВП по ППС. Особенное значение БРИКС имеют на мировом рынке природных ресурсов: на страны приходится более 40% мировой добычи нефти и около 25% мирового экспорта сырьевых товаров. Также на территории стран БРИКС содержится порядка 30% запасов железной руды — в Бразилии, России, Китае, Индии, Иране и ЮАР.
Платформа БРИКС может внести уникальный вклад в построение более стабильной глобальной экономической конструкции, выступая в качестве «интегратора» для многочисленных региональных интеграционных соглашений на Глобальном Юге.
Включение в БРИКС Ирана играет определяющую роль для развития трансконтинентальных МТК, так как его географическое положение открывает возможности сопряжения широтных и меридиональных коридоров. Являясь территорией, соединяющей Каспийское море, Персидский залив и Индийский океан, Иран выступает точкой пересечения важнейших грузопотоков, включая МТК «Север — Юг». Сопряжение маршрутов могло бы объединить китайский грузопоток с потенциальным индийским, стимулировало бы дополнительные инвестиции, способствовало налаживанию межрегиональных связей. Для реализации транзитного потенциала Ирана критическое значение обретает его транспортная инфраструктура, в особенности портовая и железнодорожная.
Интерес присоединиться к БРИКС высказали уже более 40 стран. Бесспорно, что в ближайшие 3–5 лет объединение пополнится новыми членами и государствами «партнерами БРИКС». Весьма перспективным видится участие в этом объединении экономик самой активно растущей части Мирового большинства и для Кыргызстана. Т.к. БРИКС фактически дополняет ЕАЭС и ШОС не столько на региональном, сколько на глобальном уровне. А главное достоинство БРИКС — подлинное равноправие и учет интересов каждого участника, в отличие от диктатуры однополярной гегемонии Запада.
Критерии и ожидаемые показатели эффективности, подходящие для оценки деятельности интеграционных блоков, например, наличие прямых экономических выгод для бизнеса и населения, устранение различных барьеров в торговле, совершенно не применимы к БРИКС. В этом плане попытки слепого копирования опыта или имитации интеграционных и бюрократических практик условных ЕС или ЕАЭС в данном случае не дадут ожидаемых результатов. По этой причине БРИКС и в будущем рационально рассматривать в качестве полигона для формулирования совместной повестки, создания и «обкатки» новых режимов, совместных инициатив и форматов взаимодействия.
Одним из таких масштабных направлений работы объединения является построение альтернативной валютно-финансовой системы, о чем неоднократно заявлялось на саммитах БРИКС. В данном случае одной из базовых задач, которую России, Китаю и Индии, наиболее влиятельным игрокам объединения, придется решить в ближайшее время, — как менее безболезненно встроить новых участников в продвижение имеющихся инициатив и проектов. В числе подобных проектных предложений — BRICS Brigde, платформа для проведения трансграничных платежей, на которой будет возможность осуществлять транзакции в цифровых финансовых активах.
БРИКС сегодня не оставляет равнодушным уже никого, наверное даже в самых дальних уголках мира. Для кого-то она однозначно «кость в горле», для кого-то – единственный маяк надежды в бушующем океане нашего мира, для кого-то – вполне рабочий инструмент по реформированию существующего миропорядка. Независимо от полярности оценок, уже никто не игнорирует и не отрицает прочное место объединения в международных отношениях.
В последнее время удалось несколько раз услышать о том, что БРИКС не навсегда, потому что, как и всякая неформальная группа со смыслом (а у БРИКС основной смысл – реформа международных институтов, составляющих основу существующего миропорядка), она должна достигнуть цели и после этого надобность в ней отпадёт. Действительно, если рассматривать объединение как таран, призванный разрушить стену заскорузлой системы международных отношений, за превалирование в которой продолжают цепляться «пожилые» государства Запада, тогда можно предположить, что по выполнении этой миссии отпадёт необходимость в существовании самого объединения. Но в таком случае ни один из привычных нам ныне институтов и механизмов также не сможет сохраниться – это будет совсем другой мир и другая система, построенная на руинах предыдущей.
БРИКС сегодня не только очень востребована, но и просто «в моде», однако эта мода формирует излишне высокие ожидания от работы группы. Именно это представляет для неё основную опасность. Поэтому важно призвать не делать поверхностных оценок итогов саммита.
Тем не менее, важные результаты встречи отражены в Казанской декларации, которая подобно «Бреттон-Вудской» (1942) возможно определит вектор развития мира на десятилетия. Среди поднятых 134 пунктов на 43 страницах — всеобъемлющая реформа ООН и его Совета Безопасности, в сторону повышения ее эффективности, представительности и демократичности. А также предложения по решению глобальных проблем, необоснованных односторонних санкций и любых форм дискриминации, урегулированию региональных кризисов, в том числе в Европе и на Ближнем Востоке, укреплению глобальной безопасности. Страны БРИКС призвали к предотвращению гонки вооружений (в том числе в космосе и в попытке размещения со стороны США в Центральной и Восточной Европе и АТР ракет средней и малой дальности), укрепления режима нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом (в т.ч. со стороны Израиля) и транснациональной преступностью. Также были достигнуты договоренности в упрощении режимов многосторонней торговли, развития проектов зеленой энергетики, космоса, биомедицины, борьбы с последствиями мировых климатических трудностей, доступности технологий и защиты интеллектуальной собственности, создания единой транспортной платформы мультимодальной логистики и зерновой (сельскохозяйственной) биржи, укрепления гуманитарных связей. Страны указали на необходимость реформирования текущей мировой финансовой архитектуры, создания новой инвестиционной платформы в опоре на Новый банк развития, как многосторонний банк для стран с формирующимся рынком, и независимую транграничную рассчетно-депозитарную инфраструктуру BRICS Clear. Важным итогом саммита можно назвать декларацию стремления стран к равноправному многополярному миру мировых цивилизаций, и договоренность о координации стран БРИКС в ООН для достижения общих целей стран Мирового большинства и ответственности за судьбы мира.