Актан Арым Кубат (известный также как Актан Абдыкалыков) — кыргызстанский режиссер, сценарист и актер, член Национальной киноакадемии Кыргызстана, Европейской киноакадемии и Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии. Он обладатель множества престижных наград известных международных кинофестивалей за свои просто потрясающие картины, в частности, за такие шедевры, как «Бешкемпир» («Приемный сын», «Маймыл» («Шимпанзе»), «Похититель света», «Кентавр». В 2016 году был признан одним из лучших режиссеров Азии. Его фильм «Бешкемпир» («Приемный сын») вошел в 100 лучших азиатских фильмов всех времен.
Мирлан Абдыкалыков, сын классика кыргызского кино Актана Арыма Кубата, свою карьеру в кино начал в качестве актера, сыгравшего ведущие роли в фильмах своего отца Актана Арыма Кубата, — «Селкинчек» (1993), «Бешкемпир» (1998) и «Маймыл» (2001). Как режиссёр дебютировал в 2015 году с фильмом «Небесное кочевье», премьера которого состоялась на фестивале в Карловых Варах. Затем снял фильм «Босоногий бегун» (премьера на Бусанском МКФ). «Кыз ала качуу» — третий фильм, показ которого прошел на днях в Доме кино имени Айтматова на киноплощадке «Альтернатива Базарова».
Анэс Зарифьян: Молчаливая совесть не может противостоять…
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Кыз ала качуу» основан на реальных историях девушек Кыргызстана. Участники киновстречи сошлись в одном мнении, что философия данного фильма сводится к экологии человеческой души. Через драматичную историю его героини – Їмїт, автор-режиссер поднимает актуальную для страны тему похищений женщин с целью насильственного принуждения к замужеству (ала качуу), пытаясь разобраться в причинах этого явления, роли похитителей и общества. И как бы национальные традиции и обычаи тут ни при чём. Всем им находятся часто надуманные объяснения. Пора пересмотреть содержание, смысл наших национальных традиций и обычаев. Эта именно та субстанция, которая поддерживается населением и вдохновляет насильников.
«Я давно не испытывал такой боли, как сегодня. Спасибо, что взяли в разработку такую непростую тему, — поделился своими впечатлениями общественный деятель, поэт и бард Анэс Зарифьян. — Честное кино и гораздо более широкая тема, чем «кыз ала качуу». Это не искусственное нагнетание, а получилась панорама всей нашей жизни, модель страны и общества, и мы должны стыдиться того, как живем и как показано в этом фильме. Это не жизнь, а выживание и мрак, молчаливая совесть, которая, к сожалению, ничему не может противостоять и противодействовать. Что касается некоторых суждений, что лучше не выносить сор из избы, то отвечу словами песни из моего цикла: «Мне ответить не судьба, чем закончит та изба, но, пожалуй, за одно могу ручаться, если грязь не выметать и по завалинкам шептать, всем когда-нибудь придётся замараться».
«Смотрела фильм на одном дыхании и, конечно, не согласна с тем, что такое нельзя показывать иностранцам, потому что давно уже пора отважиться смотреть себе в глаза, как в зеркало, — сказала писатель и кинорежиссер Дальмира Тилепбергенова. — Этот фильм надо было показывать еще тридцать лет назад. Почти в каждой семье есть подобные истории и об этом надо не стесняться говорить. Это самая черная и негативная часть, глубина нашей идентичности, и пока мы её не проработаем, не закроем этот гештальт, она еще очень долго будет отражаться на наших детях. Эта проблема и наших сыновей, которые привыкают к тому, что можно так жестоко относиться к девочкам и женщинам. Мужчины становятся черствыми и уже не чувствуют ту боль, которую причиняют».
«Очень рады, что наша команда Арт-футбола приняла участие в этом показе и что наш нападающий Мирлан является автором столь актуального фильма и имеет такую позицию, — высказали свое мнение заслуженный артист КР Адиль Чекилов и известный музыкант и исполнитель Оскар Султаналиев. — У нас одна страна и любой человек, независимо от национальности, беспокоится за неё. Мы посмотрели на эту грязь, в которой живём, и у нас испортилось настроение. Этот фильм надо показывать чаще, чтобы все видели эту нашу правду и пытались что-то делать и изменить происходящее».
Мировая премьера фильма «Кыз ала качуу» состоялась в 2023 году на Пусанском международном кинофестивале, где фильм завоевал главный приз Kim Jiseok Award. Также фильму была присуждена кинопремия Alternativa в категории Spotlight (Казахстан). На фестивале трех континентов (Франция) фильм получил приз зрительских симпатий и Специальное упоминание молодого жюри.
Актан Арым Кубат в роли охотника и рыбака
Кыргызский кинорежиссёр Актан Арым Кубат, член Европейской академии искусств и Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии, стал лауреатом кинопремии Ассоциации кинокритиков Казахстана в номинации «Лучший актёр 2-го плана» в фильме «Маленький самурай», созданном казахским режиссёром Ерланом Нурмухамбетовым совместно с Сано Синдзю из Японии.
Съёмки фильма проходили около месяца в посёлке Куйган Балхашского района Алматинской области. Фильм рассказывает о реальной истории японского мальчика Масао Миура, который в 1941 году во время советско-японской войны в возрасте тринадцати лет приехал на Сахалин в поисках отца и пленным оказался сосланным в Казахстан. Японского мальчика приютил охотник и рыбак по имени Ыбырай. Эта роль умудренного жизненным опытом человека и досталась Актану Арыму Кубату.
«Никогда не думал, что как актер буду сниматься в проектах других режиссеров. А тут совершенно неожиданно позвонил Сано Синдзю из Японии и предложил мне сняться в его новом фильме. Он неоднократно подчеркивал, что картина без моего участия не состоится. Вначале я не придал значения его словам, а тут все сложилось, и я оказался на съемочной площадке», — поделился впечатлениями Актан Арым Кубат.