Президент КР Садыр Жапаров написал ответное письмо государственному секретарю США Энтони Блинкену. Письмо опубликовал Ппресс-секретарь президента Аскат Алагозов.
По словам Алагозова, 9 февраля министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев передал послу США в КР Лесли Вигери ответное письмо от главы государства Садыра Жапарова Энтони Блинкену.
Текст письма:
«Государственному секретарю Соединенных Штатов Америки
Господину Энтони Блинкену
Уважаемый господин Блинкен,
Подтверждаю получение Вашего письма в мой адрес от 17 января 2024 года.
Я признателен за Вашу высокую оценку по итогам прошедшего в сентябре прошлого года в Нью-Йорке на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Саммита С5+1 и выражаю готовность совместно работать по продвижению общих приоритетов сотрудничества в многостороннем и двустороннем форматах.
В то же время вынужден с сожалением отметить, что содержание Вашего письма имеет признаки вмешательства во внутренние дела нашего государства.
Поясню, почему.
Вы пишете, что «Ваше гражданское общество уже давно является самым сильным в регионе и ключевой частью демократии в Кыргызстане».
Да, это так.
Я не только разделяю Ваше мнение, но и хочу подчеркнуть, что стремление к справедливости и свободе является генетическим кодом нашего народа.
Относительно Ваших опасений по поводу законопроекта об иностранных агентах (на самом деле это проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», в Уголовный кодекс Кыргызской Республики) хотел бы отметить следующее.
Данный проект Закона был инициирован группой депутатов Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики и предусматривает поправки в действующий Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», принятый еще в октябре 1999 года.
В настоящее время вышеназванный проект Закона принят парламентом в первом чтении.
Цель проекта Закона – внести ясность и упорядочить деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в Кыргызской Республике.
На сегодняшний день насчитываются десятки тысяч неправительственных/некоммерческих организаций, которые успешно работают по всему Кыргызстану, занимаясь решением многих проблем, по которым раньше у государства не было ни воли, ни желания что-то делать.
В то же время следует признать, что часть неправительственных/некоммерческих организаций получают финансирование из-за рубежа, причем не только из США и стран Евросоюза.
Естественно, существует проблема, напрямую связанная с защитой законных интересов кыргызского государства, – насколько может и должен быть государственный контроль за деятельностью средств массовой информации и неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами или с иностранным участием.
Речь идет о том, что кыргызское государство, как это ему положено по статусу, намеревается контролировать, откуда приходят деньги в эти неправительственные/некоммерческие организации, кем, как и на какие цели они расходуются.
Проектом Закона, инициированным депутатами Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики и принятым в первом чтении, в действующий Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» вводятся положения, связанные с деятельностью некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представительства, и предусматривается ведение уполномоченным государственным органом Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя.
При этом следует отметить, что концепция инициированного депутатами кыргызского парламента проекта Закона близок к концепции действующего Закона о регистрации иностранных агентов (Foreign AgentsRegistration Act, FARA) принятого в США в 1938 году.
Как нам известно, в Законе FARA статус иностранного агента предусмотрен не только для средств массовой информации, но и для других юридических и физических лиц.
Нарушения – задержка регистрации или отказ от нее чреваты не только административным, но и уголовным наказанием.
В этой связи не может не возникнуть вопрос:
почему вам можно, а нам нельзя?
Господин Блинкен,
За последние три года в Кыргызстане многое поменялось и меняется в лучшую сторону.
Объективная международная оценка усилий руководства страны вселяет оптимизм.
Так, если в настоящее время по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) мы стали 45ми в мире из 166 стран, мы намерены к 2030 году войти в число 30ти лучших стран.
Перемены к лучшему также воочию ощущают наши соотечественники, у которых появилась надежда на лучшее будущее, они стали больше зарабатывать, у них появилась уверенность в завтрашнем дне.
Государство, по мере своего укрепления, активизирует взаимодействие с гражданским обществом.
Налажена обратная связь между властью и народом — через Народный Курултай.
Кабинет Министров Кыргызской Республики старается решать стратегические задачи по экономическому и социальному развитию страны и общества.
Проблемных вопросов, которые не решались десятилетиями, множество, тем не менеесуществует политическая воля и стремление вывести наше государство на траекторию ускоренного развития и роста, коренного реформирования всей системы государственного управления, стремление сделать власть подотчетной народу.
Я как Президент и глава исполнительной власти нацелен на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, невзирая на должности, положение, звания и заслуги.
Это видит и поддерживает наш народ, который даёт свою оценку нашим усилиям.
Это видят и наши международные партнёры.
Господин Блинкен,
Мы приветствуем и на самом деле поддерживаем деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации, в том числе и тех, которые много лет работают с иностранными партнерами, получая от них финансирование.
Главные наши требования:
исполнение норм Конституции и законов Кыргызской Республики, в том числе, Налогового кодекса;
обеспечение прозрачности деятельности неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации и их подотчетности перед налоговыми органами.
Общество, государство должны видеть,откуда, из каких иностранных источников и на какие цели идёт финансирование той или иной неправительственной/некоммерческой организации.
Наши требования к ним понятны и поддерживаются в обществе, полностью соответствуют как Конституции Кыргызской Республики, так и нашим международным обязательствам.
Однако представителями так называемых «свободных СМИ и НПО» в Кыргызстане инициируемые государственными органами законопроекты об иностранных агентах, средствах массовой информации, неправительственных организациях были приняты в штыки.
Законопроекты вызвали бурю негодования со стороны ряда СМИ и НПО, финансируемых за счет средств налогоплательщиков государств-членов Евросоюза и США, поскольку они опасаются выхода из тени и реального налогового контроля со стороны государства.
К критике законопроектов подключились международные организации, такие как Евросоюз, ПРООН, ОБСЕ, ЮСАИД, посольства Евросоюза и США и другие доноры кыргызских НПО и СМИ, депутаты и политики иностранных государств.
В этой связи по моему поручению начальник управления правового обеспечения Администрации Президента Кыргызской Республики М. Укушов в середине июля 2023 года провел брифинг с Послом США Л. Вигери, а также с послами стран Евросоюза в Кыргызской Республике.
На этих встречах представителями Администрации Президента Кыргызской Республики были даны исчерпывающие разъяснения по всем вопросам, которые вызывали озабоченность представителей посольств, представлены сравнительные анализы законопроектов с международно-правовыми документами.
Кроме того, летом 2023 года были проведены круглые столы по обсуждению законопроектов с участием представителей средств массовой информации, неправительственных/некоммерческих организаций, депутатов парламента, представителей Администрации Президента, Кабинета Министров Кыргызской Республики.
На этих мероприятиях представители государственных органов также давали пояснения по всем вопросам, связанным с законопроектами и соответствием их международно-правовым документам.
В соответствии с нормами Конституции и законов Кыргызской Республики государство не вмешивается и не собирается вмешиваться в уставную деятельность неправительственных/некоммерческой организации, средств массовой информации.
Поэтому мне непонятно как вышеназванный проект Закона в случае принятия парламентом может поставить, как Вы пишете, «под угрозу доступ ваших граждан к жизненно важным услугам, таким как здравоохранение и образование через программы, осуществляемые неправительственными организациями при поддержке правительства США и международных партнеров»?
Критикуемые законопроекты опираются на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц:
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10);
Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29);
Международный пакт о гражданских и политических правах» (п. 3 ст. 19 и ст. 20);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10);
Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); и другие.
Хочу подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики права и свободы человека и гражданина, в том числе право на свободу слова, право на объединение, могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (часть 2 статьи 23).
То есть в этом праве мы ничем не отличаемся от США или какой-то другой страны мира.
Господин Блинкен,
При этом хочу отметить, что, как мне кажется, Вы, являясь руководителем внешнеполитического ведомства Соединённых Штатов Америки – нашего давнего доброго друга и партнера, поделились со мной своими опасениями по поводу вышеназванного проекта Закона, опираясь на недостоверную информацию со стороны отдельных неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в нашей стране.
Это, к сожалению, не позволило Вам составить объективную картину о реальной ситуации с правами и свободами человека в нашей стране, в том числе, права на объединение.
На самом деле подавляющее большинство неправительственных/некоммерческих организаций достойно и честно работают у нас в стране.
Лишь небольшая по численности, но очень громогласная группа этих структур, финансируемых иностранными государствами, и их отдельные представители являются источником недостоверной информации для своих грантодателей.
Кроме того, эти же неправительственные структуры зачастую распространяют лживую, недостоверную информацию среди народа, что приводит к судебным тяжбам по иску потерпевших или оболганных.
В результате рассмотрения дел в суде распространители лживой информации часто вынуждены заявлять ходатайство о примирении с истцами.
И таких дел в судах множество.
Следует отметить, что за последние три десятилетия в нашей стране появилась «прослойка» неправительственных/некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа (в кыргызском обществе их называют «грантоедами»), руководители которых превратили их на самом деле в «семейные предприятия», занимающиеся «распиливанием» денег, поступающих от иностранных спонсоров.
Об этом много раз писали в средствах массовой информации нашей страны.
При необходимости мы готовы предоставить Вам соответствующую информацию.
Можно заметить, что подобные ненадежные источники информации спекулируют на своих «трудностях» и «гонениях», что в свою очередь вынуждает спонсирующие иностранные структуры идти у них на поводу, заниматься расточительством, тратя деньги налогоплательщиков США и стран Евросоюза.
В связи с чем я предлагаю провести аудит использования финансовых средств, неправительственными/некоммерческими организациями, финансируемымиправительственными организациями США, – хотя бы за последние 10 лет.
Я надеюсь, что Вы, уважаемый господин Государственный секретарь, основываясь на моих вышеотмеченных разъяснениях и гарантиях, сможете развеять опасения «некоторых американских партнеров по реализации», чтобы они и дальше продолжали свою деятельность в Кыргызской Республике.
Пользуясь случаем, имею честь пригласить Вас, уважаемый господин Блинкен, посетить нашу страну и воочию убедиться в том, что права и свободы человека в Кыргызстане находятся под надежной защитой Конституции и законов Кыргызской Республики.
Уверен, что в Кыргызстане Вы всегда найдёте надёжных друзей.
Я также хочу подчеркнуть, что мы выступаем за равноправное сотрудничество и готовы работать вместе со всеми странами и международными партнерами, в том числе и с США.
Единственная моя просьба – не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны.