Минувшей ночью, примерно в 03:00, на столичной ТЭЦ произошла нештатная ситуация, в результате которой часть оборудования вышла из строя. Сейчас на месте работают руководители и сотрудники соответствующих ведомств. О сложившейся ситуации агентству «Кабар» прокомментировал президент Садыр Жапаров.
— Здравствуйте, Садыр Нургожоевич! Какова на данный момент обстановка на ТЭЦ Бишкека?
— Здравствуйте. Ситуация сложная. Взрыв произошел ночью примерно в 03:00. Я в это время еще не спал. Мэр возвращался из зарубежной командировки. Он связался со мной и сообщил, что на ТЭЦ произошел взрыв, и он едет туда из аэропорта. Я сразу отправил следом за ним министров чрезвычайных ситуаций и здравоохранения. Также связался с министром энергетики и дал ему поручение срочно лететь в Бишкек. Он на тот момент был в Ташкенте для участия в запланированной трехсторонней встрече.
Вкратце, мы до утра пытались стабилизировать ситуацию. С утра я сам поехал на ТЭЦ.
В данное время мы приступили к ликвидации последствий. Даст бог, в скором времени все разрешиться.
— Произошедший случай напомнил аварию на ТЭЦ в 2018 году. Тогда это связали с модернизацией. С тех пор прошло 6 лет. Почему подобная ситуация повторилась? Проводятся ли ежегодно ремонтные работы? Или после модернизации ремонт не проводился?
— ТЭЦ была запущена еще в 1961 году. Она старше меня. Оборудование сильно устарело и приходит в непригодность. Несмотря на это, мы продолжаем его эксплуатировать, ремонтируя каждое лето для прохождения отопительного сезона.
— Сейчас бытует мнение, что авария произошла на старой ТЭЦ, и если бы не модернизация и новые блоки, то ситуация была бы гораздо сложнее. Модернизация ТЭЦ было правильным решением?
— В этом и вся суть. Да, авария произошла на старой части. Но вместо того, чтобы частично реконструировать ТЭЦ за 386 млн долларов, нужно было ее обновлять капитально, или строить новый объект, как это сделали в соседней стране на 300 млн долларов.
Что же касается тех, кто говорит, что ситуация была бы сложнее, если бы не построили новые блоки, то это бессовестно с их стороны. Это те, кто натворили дел и тихо замели следы. Сейчас они сидят и смеются. Я дал поручение полностью модернизировать ТЭЦ. Конечно, это потребует много средств. Но другого выхода нет. Нам придется изыскать их.
— Жители столицы связывали причину смога над Бишкеком с работой ТЭЦ. Но в этом году его особо не наблюдалось. Можно ли сказать, что ТЭЦ не причастна к образованию смога?
— ТЭЦ, безусловно, является одной из причин образования смога. До этого на объекте использовали недозревший уголь с месторождения Кара-Кече. Его калорийность составляет 3800 ккал/кг. В прошлом году мы напрямую закупили шубаркольский уголь — он чище, и калорийность выше, 5500 ккал/кг. Я не специалист, но, думаю, что на ТЭЦ не учли тот факт, что шубаркольский уголь гораздо мощнее, чем каракечинский. Возможно, им топили в таком же объеме, как ранее каракечинским, и в результате температура достигла пика, и произошел взрыв. То, что в этом году смога было меньше, также связано с тем, что на ТЭЦ использовали более качественный уголь.
Беседовал директор КНИА «Кабар» Медербек Шерметалиев.