«Пояс и путь — это шоссе, в котором партнеры двигаются навстречу друг другу и получают взаимный выигрыш», — сказал Рашид Алимов, доктор политических наук, профессор Академии госуправления при президенте Республики Таджикистан и Института «Тайхэ», Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг).
Как он отметил, Республика Таджикистан в сентябре 2014 года первой среди всех других стран мира подписала с Китаем документ о совместном продвижении инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина.
«Как известно, когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, познакомившись с инициативой, сразу же оценил глубину ее замысла, выгоды, которые ее воплощение несет миру, в первую очередь, соседям Китая. Главное, инициатива отвечала внутренней политике Таджикистана, заинтересованного в развитии национальных транспортных систем, выходе из транспортного тупика, сокращении расстояния до мирового океана и подключении к морским торговым путям. Совместные с Китаем усилия дали ощутимый практический результат.
В Таджикистане, 93 процента территории которого горы, за десять последних лет было построено свыше двух тысяч километров автомобильных дорог, соответствующих международным стандартам, около 200 мостов, проложены десятки километров железных дорог. Ощутимый вклад в эти достижения внес Китай, который выделил значительные средства на реабилитацию и строительство высокогорной дороги от КПП «Кульма-Карасу» до Хорога и Душанбе. Тем самым укрепилась не только транспортная взаимосвязанность между Таджикистаном и Китаем, в десятки раз увеличился двусторонний товарооборот, но и раскрылся транзитный потенциал Таджикистана. Благодаря инициативе «Пояс и путь» Таджикистан стал неотъемлемой частью формирующейся новой транспортной системы Центральной Азии, призванной обеспечивать слаженные коммуникации внутри региона, а также эффективно обслуживать возрастающие транзитные потоки с использованием создаваемой современной инфраструктуры.
Прежде всего потому, что совместное с Китаем продвижение инициативы отвечало национальным интересам каждой страны, которая к ней подключилась. Китай не навязывал свое видение строительства «Пути и пояса», а предлагал работать вместе, чтобы сделать страны взаимосвязанными, а рост экономик и взаимную торговлю — ощутимее. Страны увидели в инициативе новые возможности для тесного международного сотрудничества, что, безусловно, отражается на жизни людей.
Инициатива сыграла важную роль в сближении не только стран и регионов, но и миллионов людей на земле. Во многих странах Азии и Африки реализация проектов в рамках инициативы дала дополнительный толчок развитию национальных экономик и доступ к региональным и международным рынкам. Особенно значимую роль инициатива сыграла для стран, не имеющих выхода к Мировому океану. Как известно, всего таких стран 43, при этом 29 из них находится в Африке (15), Азии (12) и в Южной Америке (2). Многие из реализованных проектов в рамках инициативы коренным образом изменили облик и динамику этих и многих других стран-партнеров. Ранее депрессивные районы стали экономически успешными, в них появились сотни и тысячи новых работящих мест, а нищета и бедность ушли в историю. Здоровое семя неизменно дает крепкие и полновесные колосья. Так и с инициативой: в ней заложено доброе начало, оттого она и стала глобальным явлением.
Если представить себе все маршруты «Пояса и пути» как одну магистральную линию, то перед нами будет самый протяженный экономический коридор в мире с населением порядка 70% от мирового. Кроме того, регионы по которым пролегают маршруты, являются пространствами с самым большим экономическим потенциалом. Кстати, во многом они совпадают с территориями государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС в его новом составе. Без широких консультаций и совместного участия невозможно осуществить проект планетарного масштаба, который представляет из себя инициатива. Это — «золотое правило» инициативы. Привлекательность инициативы в том и состоит, что в основе ее успеха лежит сопряжение национальных стратегий развития стран-партнеров и Китая, который всегда учитывает их интересы.
«Пояс и путь» — это глобальный проект. Любая инициатива на своём пути сталкивается с проблемами и рисками. Пандемия коронавируса COVID-19 с ее жесткими ограничительными мерами, к примеру, стала серьезным испытанием для осуществления многих проектов. К счастью, их удалось преодолеть во многом потому, что Китай и страны-партнеры были глубоко заинтересованы в успехе проектов, и каждая сторона внесла свой вклад в его достижение. Многие страны связывают с инициативой реализацию крупных национальных инфраструктурных проектов. Но не только. Масштабность и реалистичность инициативы, твердость Китая в своих намерениях развивать ее вселяет большую надежду на то, что «Пояс и путь» — Глобальный проект 21 века — будет иметь свое продолжение, а большая взаимосвязанность, открытость и инклюзивность помогут найти правильные решения глобальных кризисов и рецептов долгосрочного устойчивого развития», — сказал Рашид Алимов.