0.1 C
Бишкек
Вторник, 11 ноября, 2025
ДомойБИШКЕКВадим Насыров: Мы на хорошем уровне в мировой отоларингологии 

Вадим Насыров: Мы на хорошем уровне в мировой отоларингологии 

100-летний юбилей отметила служба отоларингологии Кыргызстана. Поздравить кыргызстанских коллег с замечательной датой приезжали ученые, ведущие специалисты-отоларингологи из десятка с лишним стран. Поздравления заведующему кафедрой отоларингологии Кыргызской государственной медицинской академии, доктору медицинских наук, профессору Вадиму Насырову прислали друзья со всего мира – настолько обширны его деловые, научные и дружеские связи.

Свой «подарок» к юбилею кыргызских коллег известные зарубежные врачи преподнесли в виде мастер-классов по нескольким хирургическим вмешательствам, поделились новыми технологиями в диагностике и проведении операций во время IV Международного конгресса стран Центральной и Западной Азии, который прошел в рамках юбилейного торжества. «Мы же, врачи, не можем без работы, — говорит с улыбкой профессор Насыров. — Поскольку наша профессия действительно уже стала для всех нас образом жизни. Поэтому решили объединить два события в одно».

— Вадим Алиярович, разумеется, первый вопрос об истоках создания службы, путях ее становления. Благодаря чему она достигла мирового признания?

— История становления нашей службы неразрывно связана с именем Абрама Львовича Брудного, который заложил основы и по праву считается ее отцом-основателем. В 1925 году он приехал в Кыргызстан, тогда еще Киргизию, из Ленинграда вместе с двумя молодыми, как и он, врачами-энтузиастами. Брудный остался во Фрунзе, один из его друзей уехал в Ош, другой – в Каракол. А буквально уже через год Абрам Львович начал прием отоларингологических больных. Представляете, какая тогда была ситуация – разруха, бедность, безграмотность! Но это не остановило молодого доктора, он работал с удвоенной энергией и пользовался большим уважением среди больных. В 1935 году по его инициативе открылось небольшое отделение  на базе Республиканской больницы, где можно было уже оперировать. А в оперативном лечении нуждались сотни людей. В кыргызской медицине – это был поистине прорыв, историческое событие.

В 1941 году в Кыргызском тогда еще мединституте открывается опять же по инициативе Брудного кафедра отоларингологии, которую возглавил ставший к этому времени кандидатом медицинских наук Абрам Брудный. С началом военных действий во Фрунзе из Москвы, Харькова, других городов были эвакуированы известные специалисты в разных областях медицины, в том числе — профессор Фельдман, мировая величина в отоларингологии, которые оставили заметный след в становлении кафедры, в истории нашей службы. В 1951 году Абрам Брудный защитил докторскую диссертацию по поводу лечения кохлеарных невритов с помощью никотиновой кислоты. Мы до сих пор пользуемся его рекомендациями, несмотря на то, что им уже более 60 лет. Он подготовил плеяду талантливых учеников, которые развивали службу далее. К сожалению, Абрам Львович очень рано — в возрасте 63 лет умер в 1959 году. Надо  отметить, что наша служба развивалась благодаря выдающимся ученым и практикам —  Юлиану Василенко, Михаилу Ибрагимову, Георгию Фейгину.

— Вадим Алиярович, вы и сами в этой службе 60 лет, 48 из них заведуете кафедрой в КГМА. Вы довольны результатами, с какими ваша родная служба пришла к юбилею?

— Безусловно, уровень ее развития и технологический, и медикаментозный сейчас другой, но главная идеология, главная, я бы сказал,  философия отоларингологии, которая была заложена нашими учителями, осталась прежней. Суть ее — улучшить пациенту качество жизни, максимально щадить сам орган и окружающие структуры. Консервативно-хирургическое лечение должно максимально восстанавливать потерянные функции, которые у каждого органа свои, и приближать их к природному состоянию. Благодаря современным методам операций, современным инструментам и, конечно, мастерству моих коллег, нам удается максимально следовать этому принципу.

Сегодня в клинике почти ежедневно — пять дней в неделю мы проводим по десять операций — от слухоулучшающих до ЛОР-онкологических, в том числе выполняем одну из сложнейших операций по поводу опухоли основания черепа. Скажу больше – по ряду операций мы в СНГ на передних рубежах. С 2013 года начали проводить кохлеарную имплантацию — операция по восстановлению слуха у глухонемых. С тех пор сделано достаточно много успешных оперативных вмешательств, после которых люди стали и слышать, и говорить. Неслышащий человек, понятно, не умеет и разговаривать.

— Отоларингология, судя по вашим словам, сильно шагнула вперед. К своим ЛОР-технологиям вы наверняка подключаете и науку. Какие проблемы она помогает решать?

— Конечно, мы вплотную занимаемся и научной деятельностью, в частности, высокогорной медициной. Несколько человек под моим руководством провели серьезные исследования и защитили кандидатские диссертации по патологиям ЛОР-органов на высокогорье. Исследования одной из моих учениц по влиянию высокогорья на изменение голоса вошли в мировой реестр «Высокогорный голос». Это большое признание наших научных изысканий.

Мы также обратили внимание на то, что при йододефиците, который наблюдается у многих кыргызстанцев, очень страдают ЛОР-органы. И прежде всего, часто диагностируются воспаления среднего и внутреннего уха, очень много больных с отитами, с отсутствием барабанных перепонок.  Мы начали работать над этими проблемами. И сегодня у нас подготовлены специалисты и внедрена такая операция по восстановлению барабанной перепонки, как тимпанопластика. Но в медицине еще полно белых пятен. И кому, как не нашим ученикам, закрывать их!

— Судя по представительству конгресса и поздравлениям коллег из разных стран, у вас крепкие научные и деловые связи. Тем более, если учесть, что вы являетесь членом многих авторитетных международных организаций вашего профиля.

— Я считаю, что медицина должна оставаться вне политики и не быть заложником политических разногласий, которые присутствуют на международной арене. Медицина была, есть и будет той уникальной площадкой, на которой сходятся интересы всего человечества. И это понимание присутствует и у моих коллег. У себя проводим научно-практические конференции, провели шесть съездов отоларингологов Кыргызстана с участием ведущих ученых и врачей  из стран ЦА, Турции, России, Германии, Польши, Венгрии, США и других стран, с которыми постоянно контактируем. И это нормально, когда мы учимся друг у друга. В противном случае в медицине не будет прогресса.

Наша кафедра заключила также меморандумы о сотрудничестве с коллегами из более десяти стран. И эти документы работают, немало совместных достижений. Все это говорит о том, что мы на хорошем уровне в мировой отоларингологии и движемся вперед.  На конгрессе мы рассказали в своем видеофильме, подготовленном к 100-летию, о ряде хирургических вмешательств, которые мы успешно выполнили. В мире таких операций раз-два и обчелся.

— Но для высокотехнологичных операций, для оказания помощи тысячам больных, которые в них нуждаются, нужно и соответствующее оборудование…

— Я предвижу ваш вопрос и не стану скрывать: современной аппаратуры, увы, не хватает. Самое ценное – кадры есть. Наши молодые врачи, как показывает сама жизнь, – сильные специалисты, которые владеют практически всеми технологиями сложнейших операций и проводят их. Надо признать, что мои молодые коллеги не обделены божьим даром врачевания. И это не хвастовство, это действительно гордость для всей медицины и нашей службы, в частности. При малейшей возможности я отправляю их в разные страны, чтобы они могли усовершенствовать свои знания и навыки. К слову, наши молодые врачи работают в России, Европе, Америке, Канаде, даже в Новой Зеландии и везде их ценят.

Но, как я уже сказал, не хватает одного – достойного оборудования. Для слухоулучшающих операций нужны современные микроскопы, тонкий инструментарий, новые эндоскопы для эндоскопической хирургии, аппаратура для кохлеарной имплантации. Чипы, которые мы внедряем во внутреннее ухо при проведении кохлеарной имплантации, стоят очень дорого – не менее 35 тысяч долларов. Разумеется, не все могут их приобрести. К счастью больных, к нам приезжают наши коллеги из-за рубежа и бесплатно проводят эти операции.

— Можно сказать, что в Кыргызстане создана школа отоларингологии Насырова?

— Школа есть, но не могу сказать, что это только моя школа. У нас немало замечательных докторов, которые вносят вклад в подготовку специалистов. Например, моя ученица Тамара Изаева возглавляет кафедру оториноларингологии КРСУ, она доктор меднаук, профессор.

Говоря о подготовке врачей, в частности по нашей дисциплине, просто не могу не сказать об огромном вкладе в развитие не только службы отоларингологии, но и всей медицины страны, который вносит наша Медицинская академия, возглавляемая замечательным специалистом, прекрасным человеком, доктором медицинских наук, профессором Индирой Орозбаевной Кудайбергеновой. Сегодня Медакадемия вошла в ТОП-5 лучших вузов страны. Будущие врачи – это надежда и опора нашей медицины и, в частности, отечественной отоларингологии. Мы каждый день идем к тому, чтобы улучшить качество жизни нашим пациентам, и стараемся это делать с таким же вдохновением и самоотдачей, как отцы-основатели нашей службы.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии