В Кыргызстане реализуется проект «Экстренная поддержка микро, малым и средним предприятиям». Его уникальность – беспроцентные кредиты предпринимателям. По данным на 1 сентября 2023 года, кредиты смогли получить 7 тысяч 599 представителей МСБ. Проект финансируется Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Всемирным банком. О поддержке АБИИ нашего малого и среднего бизнеса корреспондент газеты поговорил с заместителем министра финансов Кыргызстана Русланом Татиковым.
— С какого года наша страна сотрудничает с этим известным банком?
— Официальное соглашение было получено от АБИИ Кыргызской Республикой 29 июня 2015 года, а 6 января 2016 года был подписан Закон «О ратификации статей соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, подписанных 29 июня 2015 года в Пекине, Китайской Народной Республике».
— В Бишкеке есть офис банка?
— У АБИИ 57 стран членов-учредителей, но ни в одной нет офиса банка. Головной его офис дислоцируется в Пекине.
— Участвует ли АБИИ в финансировании таких крупных проектов в Кыргызстане, как, например, дороги, электростанции?
— На данный момент самым крупным проектом, финансируемым АБИИ, является проект «Экстренная поддержка частного финансового сектора». Но в ближайшее время мы планируем реализовать проекты в таких сферах, как энергетика, цифровизация, транспорт.
— Сколько денег выделил АБИИ на поддержку малого и среднего бизнеса?
— Три года назад было подписано соглашение между АБИИ и КР по этому проекту на сумму $50 миллионов. Эти средства предназначаются микро, малым и средним предприятиям в рамках реализации Плана антикризисных мер кабинета министров КР и реагирования на кризис.
— На какое время рассчитан проект?
— Изначально с условием дополнительного финансирования Всемирным банком проект рассчитывалось закрыть в 2027 году. Но из-за быстрого освоения средств, предоставленных донорами, его планируется закрыть в 2024.
— Вы сказали, что наша страна намерена реализовать при участии АБИИ проекты в энергетике, цифровизации, транспортной сферах. Можете сказать более конкретно, какие именно проекты?
— В частности, это — строительство ГЭС «Камбар-Ата-1» и железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая является частью Великого Шелкового пути и должна соединить железные дороги Китая и Узбекистана через территорию Кыргызстана, а далее через Туркменистан, Иран и Турцию связать с европейской сетью железных дорог в рамках транспортной системы Нового Шелкового пути.
Кроме того, планируем провести повсеместную цифровизацию» и хотим начать ее в системе государственного управления, где госуслуги по выдаче сертификационных и справочных документов будут переведены в электронный формат.