Заместитель председателя кабинета министров Бакыт Торобаев прокомментировал недавнюю публикацию издания Silk Road Briefing о том, что проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан якобы отложен на неопределенный срок, поскольку, дескать, Пекин, Бишкек и Ташкент пока не могут договориться о доли финансирования. «Это может затянуться надолго. У Кыргызстана и Узбекистана нет денег для финансирования проекта», — говорится в публикации.
Но, по данным официального представителя кыргызстанских властей, эта информация не соответствует действительности. Бакыт Торобаев добавил, что «недавно в рамках своего рабочего визита в КНР проводил переговоры по проекту с соответствующими сторонами. Публикация о том, что строительство железной дороги отложено, не соответствует действительности».
Заместитель председателя кабмина отметил, что на сегодня завершены работы по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО). «Сейчас рассматривается вопрос финансирования железной дороги, которая будет строиться совместно тремя странами. А точнее, проводятся переговоры о выборе модели финансирования. Как известно, совместный офис трех государств по строительству этой железной дороги был открыт в Бишкеке», — отметил он.
Бакыт Торобаев подчеркнул, что обсуждаемый проект является для Кыргызстана очень важным и прибыльным в будущем, и призвал не публиковать недостоверную информацию, ссылаясь на непроверенные источники и, тем самым, дискредитируя проводимую работу.
Как уже сообщалось, офис координации строительства железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан открылся в Бишкеке в январе 2023 года. Он координирует совместные меры по ускорению строительных работ. Разработкой технико-экономического обоснования проекта занимался Проектно-изыскательский институт Китайской строительной железнодорожной корпорации.
Как отметили в ГП «НК «Кыргыз темир жолу», это крупнейший транспортный проект, который окажет неоценимое позитивное влияние на экономическое развитие Кыргызстана и значительное содействие расширению оказываемых транспортных услуг населению, развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры.
Учитывая значение проекта, он сегодня находится в центре внимания, и его скорейшая реализация является приоритетной задачей для всех задействованных сторон. «Переговоры по проекту строительства железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан находятся в активной фазе и проводятся на регулярной основе. 21 сентября в формате видеоконференции состоялось очередное заседание трехсторонней экспертной группы, в ходе которого стороны рассмотрели различные варианты модели финансирования и управления проектом. Стороны договорились продолжить консультации по вопросу определения оптимального варианта с проведением следующего заседания в ближайшее время в очном формате», — проинформировали в «Кыргыз темир жолу».
Отмечается, что в эти же дни в Пекине прошла первая встреча министров транспорта в формате «Китай + Центральная Азия», в ходе которой стороны обсудили взаимосвязанность и развитие цепочек поставок. А также транспортные и логистические услуги в регионе, расширение сети интермодальных, мультимодальных трансграничных и транзитных коридоров, влияющих на развитие торговых связей между государствами региона и другими странами-партнерами. Министры также обсудили вопросы реализации проекта строительства этой железной дороги.
Продолжение трехсторонних контактов и рассмотрение вопросов по проекту планируются в рамках третьего международного форума «Один пояс — один путь», который пройдет 17-18 октября в КНР.
Как известно, в 2022 году был достигнут значительный прогресс в переговорном процессе, когда стороны договорились совместно профинансировать разработку технико-экономического обоснования проекта. Благодаря оперативности разработчика и активному содействию сторон ТЭО было выполнено в сжатые сроки и завершено к июню 2023-го. Необходимо отметить, что проведенное исследование подтвердило техническую осуществимость и экономическую целесообразность сооружения новой линии.