11.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕБольшая перемена: что ждет кыргызскую школу

Большая перемена: что ждет кыргызскую школу

О том, что систему среднего образования нужно менять, чтобы она отвечала требованиям времени, говорят много. Но пока кардинальных изменений не наблюдается. Что именно нужно менять в системе подготовки нового поколения, корреспонденту нашего издания рассказал эксперт в области образования, член гражданской инициативной группы по проекту Закона «Об образовании» Улан Рыскелдиев.

— Улан Асанович, на одной из встреч вы сказали, что в КР сохранилась жесткая вертикаль управления образованием. Что вы имели в виду?

— Наша система образования во многом напоминает советскую и, в частности, в управлении ею. Тогда перед экономикой стояла цель — дать среднее образование миллионам молодых людей, чтобы пополнить рабочий класс. Учителя обучали детей по госстандартам. На самом верху четко контролировалось, чтобы они не отходили от программы. Так как, повторяю, стояла цель, подготовить выпускника, имеющего общее или среднее образование для работы на заводе, на конвейере. Эта система хорошо себя показала в прошлой экономике. У нас сейчас нечто похожее, поэтому мы в поиске собственной национальной модели.

— Модели, по которой будут готовить не простых работяг, а интеллектуально развитое поколение страны?

— Страны активно внедряют системы подготовки и поиска талантливых кадров. А основа этой системы – средняя школа, поэтому реформа школьной системы должна быть направлена на раскрытие потенциала ребенка. Получивший качественное образование в школе, он будет успешным в будущем и принесет больше пользы, чем нефть или руда. А для нашей страны, где нет нефти и газа, это особенно актуально. Многие родители тоже понимают это и определяют детей в лучшие школы.

Но наша система образования не может быстро перестроиться по многим объективным причинам. В стране 1 миллион 350 тысяч школьников. Поэтому гражданская инициативная группа фонда «KG Analytics» предложила практические шаги, чтобы хотя бы начать этот переход.

— И какие это шаги?

— Прежде всего следует выяснить, каково же у нас качество образования: определить уровни знания учеников и квалификацию учителей. Как известно, в июле 2020 года Минобразования утвердил концепцию системы оценки качества образования. Но, как и многие документы, разработанные в рамках многочисленных международных программ, этот документ был забыт. Надо изменить содержание и процесс обучения для формирования конкурентного кыргызстанца в глобальном мире. И, наконец, освободить школы от таких обременительных требований, как заполнение многочисленных отчетов и прохождение аккредитации. Единственным показателем качества образования должно быть качество знаний учащихся и уровень квалификации учителя. Следует упростить лицензирование образовательной деятельности, снять барьеры и стимулировать создание частных школ и так далее. И, конечно, улучшить финансирование системы образования. Необходимо перейти от сметного финансирования школ к системе, при которой «бюджетные деньги идут за учащимся». А также дать финансовую автономию школам при условии внедрения прозрачной и открытой системы финансовой отчетности. И последний шаг — образование должно стать общенациональной идеей, способной объединить все общество.

— Ранее вы говорили о том, что есть коллизии в понятиях — государственная школа и муниципальная школа. Какие? И почему в отличие от государственных в муниципальных взимают плату с родителей на школьные расходы? Хотя по идее, все общеобразовательные школы у нас государственные.

 — В 46 статье Конституции написано, что бесплатное образование можно получить в государственных школах. Но в ней также говорится, что государство поддерживает и муниципальные, и частные. Отсюда вытекает, что государственная школа должна предоставить бесплатно свои услуги, а в остальных могут брать оплату. Отсутствие понятия — муниципальная школа — в законах вызывает путаницу. В Бишкеке школы государственные, но их называют муниципальными, потому как органы МСУ отчасти содержат их в рамках делегированных государственных полномочий. В итоге созданные фонды при школах зачастую связаны с администрацией школы, отсюда и скандалы. Родители задаются вопросом, если образование у нас бесплатное, тогда почему они должны платить какому-то фонду?

— Что вы думаете о подушевом так называемом ваучерном  финансировании?

— Бюджет образования растет год от года. По-моему, в этом году выделили 41 миллиард сомов. Из этой суммы 60 процентов идет на среднее образование. Мы хотим понять, сколько же реально тратится на одного ученика и закрепить ваучер за каждым. Будет четко фиксироваться, что на этого ученика в год выделяется столько-то денег. Главное здесь – ваучер позволяет узнать, куда уходят деньги, достаточно ли их. Например, в городе денег не хватает, потому что условия другие, чем, скажем, в селе. Но в то же время в Бишкеке на одного учителя приходится 17-20 учеников. А в Нарыне – 9-10 учеников. Когда введут ваучерную систему для сельских школ, там будут другие коэффициенты и доплата. Во многих странах, где внедряли ваучер, поднимался вопрос об особенных детях. У нас многие из них не учатся в школах. Да и школы не очень хотят их учить. Так вот при ваучерной системе на обучение таких детей будет выделяться в несколько раз больше средств, чем на обычных детей. С учетом финансового вклада в таких детей школы будут заинтересованы в их обучении.

— Как вы считаете, подушевое финансирование может дать толчок увеличению количества частных школ?

— Часть оплаты за обучение будет компенсировать ваучер, остальную сумму будут доплачивать родители. В итоге больше родителей смогут отдавать детей в частные школы. Думаю, что с введением ваучера число частных школ будет увеличиваться, и конкуренция усилится.

— Что предусматривает новый законопроект «Об образовании»?

— Как и старый он будет регулировать взаимоотношения в сфере образования. У нас есть разные виды школ — государственные, частные, муниципальные. Но нынешний закон больше ориентирован на государственные школы. А нужно узаконить взаимоотношения всех форм образовательных учреждений. Простой вопрос: может ли частная школа получить ваучер? Должна получать!

Есть и еще одно существенное новшество. Согласно законопроекту, среднее общее образование должно быть обязательным. После девятого класса ученик обязательно должен пойти куда-то учиться или продолжить образование в школе. В проекте закона написано: «Лица, получившие основное общее образование, в случае нежелания продолжить обучение по программе среднего общего образования, обязаны обучаться по программам начального профессионального или среднего профессионального образования». Введение ваучеров в системе профобразования повысит привлекательность и качество профобразования, и тогда ученики пойдут туда не по принуждению, а по желанию.

— Надо ли лицензировать религиозные школы, которых уже немало в стране?

— В Конституции написано, что Кыргызстан – светское государство и государственная система образования тоже светская. Также четко говорится, что религия, религиозные объединения отделены от государства. Тогда на каком основании Минобразования может выдавать лицензии религиозным объединениям на образовательные услуги? Правильнее было бы, чтобы вопросы религиозного обучения решались между родителями и религиозными объединениями без участия Минобразования. Религиозное обучение должно быть как дополнительное внешкольное обучение. Но смешивать и то и другое нельзя, согласно закону.

Суйунбек ШАМШИЕВ

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии