4.1 C
Бишкек
Четверг, 21 ноября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕИз кластеров придет сельскохозяйственный прорыв

Из кластеров придет сельскохозяйственный прорыв

Министр сельского хозяйства КР Аскарбек Джаныбеков вместе с журналистами отправился в пресс-тур, чтобы показать успешные примеры кластерного развития в сельском хозяйстве, иными словами — эффективное взаимодействие крестьян, переработчиков и торговых сетей.

Как на картинке!

Неподалеку от села  Сокулук раскинулся огромный яблоневый сад компании «Агропродукт Азия», занимающий 129 гектаров. Во всем чувствуется заботливая хозяйская рука. Сад огорожен, каждое дерево, что поразительно, размером не больше саженца, привязано к проводам, которые в свою очередь опираются на специальные бетонные столбы, привезенные из Италии. Уникальность их в том, что они не просто прочные, но еще и гибкие. Система орошения не арычная, а капельная. Примерно на высоте 40 сантиметров от земли к проводам привязаны шланги, через которые поступает живительная влага под каждое деревцо. Примерно половина поля покрыта противоградной сеткой. И, как с гордостью сказал глава плодово-ягодного кластера Дастан Омуралиев, в этом саду есть даже своя метеорологическая станция!

Что касается урожайности, то, по его словам, с одного гектара крестьяне получают от 40 до 50 тонн яблок. Для сравнения, в традиционных садах, которые были еще при Союзе, собирают максимум 12-15 тонн с гектара. Выращивают здесь четыре сорта: Гала, Фиджи, Йеллоу Делишэс и Рэд Делишэс. Это так называемые международные сорта, которые знакомы покупателям многих стран. «Даже в России уже мало кто знает такие сорта, как Семеренка, Превосходные. Поэтому компания выращивает те сорта, которые востребованы во всем мире», — пояснил Дастан Омуралиев.

После того как яблоки созреют, их ждут три пути: большую часть самых-самых красивых отправляют на экспорт – в Россию, Казахстан, Узбекистан и Монголию. Остальные попадают на прилавки местных базаров либо идут  на переработку.

Недалеко от сада имеется современное овощехранилище, оборудованное не хуже, чем в Китае. Фрукты здесь хранятся не только в прохладе, а еще и в вакууме. Хранилище разделено на секции. После того как секция будет заполнена фруктами или овощами, закрывается дверь и из помещения высасывается весь воздух! В безвоздушном пространстве они могут храниться до двух лет. Но вряд ли яблоки хранятся столько времени, потому как их ждут в другом месте – в компании «Экопродукт Азия».

Этот завод расположен на окраине города Шопоков, который производит натуральные соки марки Organic. У завода в свою очередь есть договор с торговой сетью «Фрунзе» и другими магазинами о реализации соков. Вот так примерно выглядит кластер.

Размер имеет значение

Пример успешного кластера увидели мы и в Московском и Жайылском районах Чуйской области. В селе Сосновка крестьянин Абдукахар Кадыров на 10 гектарах выращивает огурцы. По его словам, он уже несколько лет работает с компанией «Продимпекс», продукция которой известна под маркой «Сонун».

По словам фермера, каждый год они сдают около 500 тонн огурцов. На площади в 10 гектаров работают 12 человек. Завод закупает у них продукцию от 14 до 18 сомов за килограмм. Причем берут не все подряд. Длина огурцов должна быть в пределах 7 – 11 сантиметров. До того, как он начал работать в кластерной цепочке, ему приходилось выращенный урожай везти на рынок и продавать самому. Теперь у него не болит голова на счет реализации. Огурцы завод забирает прямо с поля. Четыре года назад представители «Продимпекса» сами приехали в село, встретились с крестьянами и предложили им сотрудничество. Тем, кто согласился, они купили семена, обучили и даже оплатили аренду земли.

— Конечно, не все сразу пошло  как по маслу. Много времени ушло на то, чтобы объяснить, что нам нужны огурцы определенного размера и так далее. Только теперь можно сказать, дело пошло, — говорит директор производства компании «Продимпекс» Кантемир  Мавлянов.

Увидели фасад, заглянули и во внутренний дворик

Конечно, и в кластере хватает проблем. Как нам рассказал глава кластера «Плоды и ягоды» Дастан Омуралиев, он же глава компании «Экопродукт Азия», в их сегменте сегодня главной проблемой является нехватка плодопитомников. Поэтому саженцы приходится импортировать. Вторая проблема – незнание технологий.

— Могу уверенно сказать, что владельцы 95 процентов садов в Кыргызстане неправильно делают обрезку. А правильная обрезка может удвоить урожайность плодово-ягодных культур, — говорит глава кластера. – Поэтому будем обучать этому фермеров.

Третья проблема – низкий объем переработки.  Так, по словам директора «Экопродукта Азии», из всего объема выращенных сельхозкультур на переработку идет 5-7 процентов!

И надо увеличить показатель хотя бы до 15 процентов в ближайшие 5 лет.

Четвертая проблема – полив. Как отметил предприниматель, они инициировали отмену лицензирования на бурение подземных вод для орошения. Это же голимый бюрократизм!

 «Надо, наоборот, упрощать эту процедуру», — считает наш собеседник.

К примеру, если фермер решит качать воду из-под земли, ему нужно получить лицензию в Министерстве природных ресурсов, платить роялти и так далее. Что касается экспорта продукции, то, как считает Дастан Омуралиев, что если соблюдать все требования закона и делать все открыто, то задержек и других проблем не будет.

Со скрипом идет и решение проблем с финансированием. В этом году на финансирование сельского хозяйства были предусмотрены рекордные 26 миллиардов сомов. Из этой суммы больше всего средств выделено на развитие кластеров – 10 миллиардов. Но одно дело предусмотреть, другое –  получить бенефициару. По словам нашего собеседника,  постановление кабмина было принято еще в марте. Но до сих пор ни один фермер, ни один переработчик ни тыйына еще не получили.

Хотя Омуралиев положительно оценил решение кабмина о выделении средств именно на кластерное развитие. Потому как кредиты в рамках проекта ФСХ особого эффекта не давали. «Деньги часто осваивались не по назначению. А банкам физически трудно проконтролировать столь большое количество заемщиков, — говорит предприниматель.

Лучше профинансировать 100 крупных компаний, которые дальше будут развивать бизнес, их проконтролировать легче, чем раздать деньги 10 тысячам мелких фермеров».

— Что могут сделать мелкие хозяйства, которые получают небольшой кредит? Они не могут купить технику, оборудование, качественные семена или саженцы, — приводит свой довод предприниматель. – В  Кыргызстане есть около 170 крупных хозяйств. При должном финансировании и кластерном развитии они могут сделать ощутимый прорыв в аграрном секторе. Через кластерное развитие только один штат Вашингтон (США) производит больше яблок, чем многие крупные страны. Больше яблок только в Китае и Польше. А маленький Израиль — крупный поставщик клубники в Европу. То есть они не распыляются как мы, а фокусируют внимание на одном продукте и через кластер становятся крупнейшими производителями.

Кто хочет на зарплату в 3,5 тысячи евро?

Развитие кластеров, безусловно, правильное решение. Но, чтобы каждая цепочка кластера работала как часы, нужны и квалифицированные специалисты, а с этим серьезные проблемы. Очень сложно найти, например, инженеров-механиков в технический отдел. Выпускники же приходят без опыта и их нужно многому обучать. А те, кто работал еще при СССР, не знают, как работать с современными оборудованиями. В стране в свое время не обратили внимания на подготовку специалистов, без которых невозможно развитие экономики. Как рассказал Кантемир Мавлянов, завод вынужден нанимать технологов из-за рубежа, платя им баснословную по нашим меркам зарплату. «Каждый сезон мы приглашаем двух технологов. Главному технологу из Украины мы платим 3,5 тысячи евро, — поведал управляющий.

Кроме кадров, у переработчика есть проблемы и с качеством сырья. По словам Кантемира Мавлянова, в Кыргызстане уже появились современные перерабатывающие компании, готовые работать по мировым стандартам. Но слабым звеном в цепочке добавленной стоимости остаются именно крестьяне.

— До сих пор в хозяйствах преобладает ручной труд, удобряют поля селитрой, хотя сейчас есть отличные современные удобрения. Ощущаются проблемы с водой, потому что нет скважин, а значит, не применяется капельное орошение, — рассказывает предприниматель. – Психология у многих наших фермеров не поменялась. Например, они везут на переработку продукты, которые уже не годятся. Видимо, живуч стереотип, что на переработку пойдет все. Увы, это не так.

Только «Продимпекс» работает с 500 фермерами. И представьте, если бы все они работали по современным технологиям и поставляли бы сырья в 2-3 раза больше, чем сейчас, как бы это мощно повлияло на развитие сельского хозяйства Кыргызстана!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии