-14.9 C
Бишкек
Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕВызовы требуют действий от евразийской пятерки

Вызовы требуют действий от евразийской пятерки

Изменения геоэкономического пространства диктуют новые правила игры, одновременно проверяя на прочность как отдельные страны, так и международные объединения, союзы и блоки.

ЕАЭС не стал исключением

Примечательно то, что именно в этот решающий период новейшей мировой истории Кыргызстан председательствует в ЕАЭС, что требует от Бишкека принятия оперативных и неординарных шагов, нацеленных либо на расширение евразийской повестки с учетом новых вызовов и акцентов, либо на уход в многовекторную неопределённость.

Как отмечают политологи и аналитики, ЕАЭС сегодня находится в беспрецедентных условиях противостояния России и Запада, которое характеризуется информационными войнами и разными санкциями. Однако это не повод опускать руки, напротив, нынешняя ситуация может открыть новые возможности и перспективы для стран союза.

Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков:

— ЕАЭС не привыкать взаимодействовать в условиях кризиса и санкционного давления. Фактически его создание совпало с первыми санкциями против России, которые Запад выдвинул в связи с ситуацией в Крыму. В 2020 году, когда из-за пандемии остановилась практически вся мировая экономика, евразийская интеграция не просто продолжалась, но и показала даже рост экономических показателей в определенных сферах. Сегодняшние санкции США и их европейских партнеров против РФ, безусловно, являются беспрецедентными. В то же время это хороший стимул начать наращивать производство собственной конкурентоспособной продукции.

В этой связи он привел пример Узбекистана, который, воспользовавшись антироссийскими санкциями в 2014 году, смог в 2021 году довести объем торгового оборота со странами ЕАЭС почти до 13 млрд долларов. Политолог обратил внимание и на перспективы китайской инициативы «Один пояс – один путь».

— Сегодняшняя ситуация показывает, что евразийской пятерке необходимо усилить торгово-экономическое сопряжение с проектом «Один пояс – один путь». Напомню, что еще в 2013 году лидер Китая Си Цзиньпин призывал применять на пространстве Евразии новые модели сотрудничества и предложил пять необходимых для этого мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами. Мощная экономическая составляющая есть и у ШОС, которая объединяет половину населения планеты, — поделился мнением политолог.

Он также обозначил еще один принципиальный вопрос, который в случае положительного решения окажет позитивное воздействие на евразийскую экономику.

— В прошлом году председатель правительства КР Акылбек Жапаров призывал своих коллег по евразийской интеграции переходить на расчеты в российских рублях, отказавшись от доллара. Как показывает текущая геополитическая ситуация, его точка зрения оказалась пророческой. Я думаю, что наша страна как председатель в ЕАЭС должна поднять этот вопрос и внести его в повестку, — добавил Игорь Шестаков.

Министр ЕЭК по вопросам транспорта, инфраструктуры и энергетики Темирбек Асанбеков отметил, что несколько лет страны союза строили общий рынок, базирующийся на четырех свободах, – финансах, товарах, услугах и на передвижении рабочей силы.

— На мой взгляд, наступает исторический момент, когда решения, которые мы принимали, нужно применять на практике. Сейчас мы находимся на этапе реализации утвержденной решением глав государств ЕАЭС Стратегии развития евразийской экономической интеграции, рассчитанной до 2025 года. И я полагаю, что ее успех зависит в первую очередь от правительств стран евразийской пятерки, которые должны ускорить предусмотренные документом процессы, чтобы оперативнее решать задачи по взаимодействию наших экономик, — отметил Темирбек Асанбеков.

По его словам, сейчас есть масса возможностей, чтобы облегчить ту ситуацию, в которой оказались страны ЕАЭС, и воспользоваться преимуществами. Очевидно, что особую актуальность приобретают вопросы импортозамещения во всех отраслях

— Сегодня, как никогда, актуален вопрос промышленной кооперации между нашими странами, поэтому правительства должны включить макроэкономические регуляторы, чтобы использовать научный потенциал и ресурсы всех стран союза и оперативно отвечать на вызовы, — подчеркнул министр ЕЭК.

— Понятно, что параллельно с рублем, волатильность которого обусловлена внешними санкциями, падают и национальные валюты стран евразийского пространства, потому что наши экономики тесно друг с другом связаны. Поэтому я думаю, нам пора переходить на прямые котировки, не привязывая наши валюты к твердым валютам. Однозначно мы должны уходить от использования доллара в качестве расчетной единицы, пора начинать вести взаиморасчеты в национальных валютах, — добавил Т. Асанбеков.

Говоря о Кыргызстане, он отметил, что сегодня республика имеет достаточно благоприятные условия для того, чтобы эффективно встроить свою экономику в цепочку логистических потоков.

— Учитывая, соседство с огромным рынком Китая и наличие логистических каналов, мы можем организовывать торгово-логистические хабы, привлекать огромные грузопотоки. Принимая председательство в ЕАЭС, наш президент Садыр Жапаров сделал очень хорошее послание по усилению роли евразийского объединения, один из пунктов которого посвящен именно логистике,  — продолжил министр.

Политический обозреватель, общественный советник первого зампредседателя кабмина КР Зарина Уметалиева отметила, что санкционное давление на Россию как члена ЕАЭС  будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия для всего евразийского проекта. К отрицательным, на ее взгляд, можно отнести отсутствие единого союзного механизма реагирования на подобные внешние вызовы, тем более, что они будут всегда.

По мнению экономиста Кубата Умурзакова, «сейчас, очевидно, объемы импортных товаров сократятся или, что более вероятно, пойдут через другие каналы. И мы должны это использовать. Например, взять на себя часть реэкспорта для России. Это первое. Второе, совместно с российскими компаниями мы можем создавать производства, которые смогут покрыть возникшие в связи с ограничением импорта потребности российского рынка. Третий вариант – обходить эмбарго, введенное в отношение российских экспортеров, за счет создания в Кыргызстане совместных кыргызско-российских предприятий, которые будут производить и продавать продукцию под кыргызской маркой, — пояснил экономист.

Одним из вероятных для российской экономики сценариев он считает ее рост в ближайшие 2-3 года. «Возможно, в этом году и будет падение темпов в связи с тем, что экономика будет перестраиваться, но когда будет создана единая управляющая система, которая позволит более полноценно и эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы, произойдет резкий рост», — добавил Умурзаков.

Эксперт совета по миграции при спикере ЖК КР Улан Шамшиев считает, что миграционная ситуация не будет значительно зависеть от процессов, происходящих на площадке ЕАЭС и в мире. Ожидания, что в страну вернется большое число соотечественников из-за сокращения их доходов в России, он назвал преждевременными.

— Даже если они будут отправлять на родину меньше денег, чем раньше, в РФ у них больше возможностей найти работу, чтобы помогать близким, — уверен эксперт. – Во время пандемии массового возвращения наших граждан не произошло. Напротив, после увеличилось число трудовых мигрантов в Россию. Диверсификации, о которой сейчас многие говорят, мол, граждане КР поедут работать в страны Евросоюза, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии, тоже не случится. Эти вопросы нашей страной прорабатываются уже 3-4 года, но сдвигов пока нет.

По его словам, сейчас ведется активный поиск альтернативных систем межстрановых расчетов и рассматривается использование альтернативной валюты. «Сейчас идеальный период перейти к расчетам, например, в юанях между Кыргызстаном и Казахстаном, учитывая, что обе страны активно торгуют с Китаем. Но мы опять наблюдаем дефицит американской валюты и повышение цен на основные виды товаров, поступающих из КНР. Поэтому, мне кажется, что данная инициатива – это, скорее, запрос на будущее, а не вопрос краткосрочной перспективы, — добавил эксперт.

Поддержал эту мысль и исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», общественный советник первого зампредседателя кабмина КР Кубат Рахимов. По его словам, страны ЕАЭС должны прекратить свои мелкие торговые войны и сконцентрироваться на тех направлениях, которые в условиях объективной реальности могут дать положительный результат. «Нужно уходить от болтовни и защиты интересов отдельных корпоративных групп, которые есть в каждой стране. Считаю, что экспертное сообщество должно призвать глав наших стран к скорейшей координации действий в рамках евразийского объединения, чтобы определиться, где наши потенциальные ниши, и каковы наши риски и отношения с Китаем. И, учитывая тот факт, что Кыргызстан и Казахстан имеют общую с ним границу, договориться, каким образом будут перераспределяться товарные потоки, какие из них пойдут через Забайкальск, какие через «Достык», а какие через «Торугарт», — добавил экономист.

Альтернативы для нас нет

Рассматривают эксперты в свете последних событий в Украине и ряд вопросов в плоскости: что Кыргызстану сулит выход из ЕАЭС?

По словам экс-министра экономического регулирования КР Женишбека Байгуттиева, в Кыргызстане есть силы, требующие выхода страны из ЕАЭС и ОДКБ. Подобная инициатива не имеет никаких перспектив.

— Что нам сулит выход из ЕАЭС? Приведу статистику. Сегодня 56 нашего внешнеторгового оборота приходится на страны СНГ. Из них 47 — это ЕАЭС.  Из них -31, 6  приходится на Россию, 14 — на Казахстан, 9 — на Узбекистан. На Азию — 31, из них 21 —  на Китай, около 5 — на Турцию. На Европу приходится не больше 9 — это в основном потребительские товары и подержанные машины. Всего лишь 2,5 приходится на Америку, из них 0,7 — на Канаду (это, так сказать, эхо прошлых лет, когда у нас работал «Кумтор»).

Таким образом, в нашем внешнеторговом обороте Запада, по сути, нет. Поэтому альтернативы ЕАЭС для нас не существует. Есть и такой важный момент — почти все страны мира, торгующие с Кыргызстаном, предлагают готовый продукт, на который мы не можем добавить добавленную стоимость. Единственные страны, которые с нами торгуют сырьём, — это страны ЕАЭС. Только работая с ними, мы можем получить добавленную стоимость. Это то, что может способствовать импортозамещению и экспорту, — пояснил Женишбек Байгуттиев.

Доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев рассказал, как повлияет на Кыргызстан продажа Россией недружественным странам газа за рубли.

По его словам, Кыргызстан не только не пострадает, а еще и выиграет от такой ситуации. «У нас четыре основных партнера по международным экономическим отношениям — Россия, Казахстан, Китай и Турция. И от того, что мы перейдем с ними на новые взаимоотношения в виде межгосударственных платежей в тенге, рублях, юанях, кыргызский сом ничего не потеряет. Большой плюс получим и от того, что вошли в ЕАЭС и ШОС, так как укрепление экономики России и Китая автоматически положительно скажется и на нашей экономике», — считает профессор.

«Совсем скоро многие страны перейдут на новые взаимоотношения и начнут проводить платежи по реальным валютам или золоту. Сейчас мы видим, как Россия возвращает свою экономическую суверенность, и первый шаг на этом пути — продажа газа за рубли. Уже очевидно, что рубль укрепляется, а доллар даже в Кыргызстане дешевеет. В итоге этих изменений и рубль, и сом будут иметь нормальное реальное содержание», — пояснил он.

Бейшеналы кызы Гульмира

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии