Поистине верно говорят, что создание Коммунистической партии Китая стало подобно маяку, который озарил собой восточный мир, а международная ситуация претерпела большие изменения. А самое главное — китайский народ обрел новый путь. Сто лет Коммунистическая партия Китая представляет коренные интересы самых обширных народных слоев. И одна из основных причин, по которой КПК одержала победу в революции и успешно построила социализм, заключается в том, что партия получила искреннюю поддержку и завоевала любовь самых широких народных масс.
Человек превыше всего
По долгу службы в разное время я побывала во многих провинциях в Китае, говорила с людьми разных национальностей, возрастов и социального положения и убедилась, что народ искренне доверяет партии и правительству. И по тому, что делается для народа под руководством КПК, чувствуется, что и партия очень дорожит этим доверием. Последний 19 съезд Компартии, на котором мне посчастливилось побывать в качестве корреспондента, — красноречивое тому подтверждение. Знаменитая фраза Си Цзиньпина, сказанная им на съезде: «Если у народа есть убеждения, то у государства есть мощь», — это еще одно свидетельство тому, как четко китайские коммунисты осознают роль партии в развитии страны и в жизни каждого ее гражданина.
И меня нисколько не удивляет, почему численность КПК выросла сейчас до 92 с лишним миллионов членов. Стремление каждого гражданина Китая быть сопричастным к делам своего великого государства, служить родной стране, ее народу и партии очень велико. И этот дух настолько силен в каждом китайце независимо от национальности, возраста, места проживания, что вызывает восхищение. Понятно, что единство мыслей, действий народа пришли не сразу. Межнациональное согласие внутри страны, сплоченность людей достигнуты только благодаря взвешенной и верной идеологии межнациональных отношений, проводимой Компартией Китая. Это есть основная ценность любого государства, основа основ его стабильности и благополучия. В чем я еще убедилась, так это в том, что каждый мой собеседник – будь-то крестьянине из Синьцзяна или Хайнаня, или сотрудники научно-технологических парков Цзянсу и Фуцзяня и многие другие, чувствует себя под защитой государства. Спросите любого китайца, какое чувство он испытывает к своей стране, и он ответит: «Гордость». Поэтому Китай за довольно короткий исторический срок из бедного государства превратился в богатую, уверенную в завтрашнем дне страну и заставил весь мир считаться с ним.
Судя по историческим данным, столетний путь Компартии не был гладким, да и сейчас он тернист. В условиях серьезных изменений в мире, в процессе построения экономической, политической, культурной, общественной и экологической цивилизации Китай сталкивается и не исключено, что еще столкнется с различными трудностями и рисками. Однако столетняя история показывает, что, объединив усилия, КПК и китайский народ смогут преодолеть все вызовы и открыть новые горизонты. И пандемия коронавируса это подтвердила. Несмотря на то, что она нанесла тяжелый удар по Китаю, ее разрушающее влияние на социально–экономическое развитие страны было своевременно взято под контроль. Быстрая реакция и адаптация руководства страны к сложной эпидемиологической ситуации показали миру преимущества управления КПК.
Именно китайское руководство первым в мире сдержало натиск коронавируса, не дало распространиться панике в стране, и тем самым спасло тысячи жизней своих граждан. А после стабилизации обстановки восстановило свою экономику, поддерживает народ и морально, и финансово. Даже иностранные граждане, не говоря о китайцах, с первых дней почувствовали силу и уверенность Компартии в этой непростой схватке с коронавирусной инфекцией. Многие из них даже отказались возвращаться в свои страны, поскольку посчитали, что руководство Китая обеспечивает безопасность лучше, чем власти в какой бы то ни было другой стране.
Хотя, помнится, что когда в Китае ввели карантин после вспышки коронавирусной инфекции, западные идеологи захлебнулись в своем возмущении по поводу нарушения прав человека. Сами же китайцы и наши соотечественники, отказавшиеся уезжать из страны, отнеслись к этому с пониманием, поскольку этого требовали чрезвычайные обстоятельства. А после твердого заявления Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина о том, что «КПК всегда ставит во главу угла интересы людей вне зависимости от того, сколько трудностей и давлений надо преодолеть, независимо от того, сколько стараний отдать и какой ценой, — это всегда останется неизменным. Человек превыше всего, жизнь превыше всего, защищать жизнь и здоровье людей нужно любой ценой», западные политики прикусили языки. Тем более, что им самим вскоре пришлось вводить многомесячные локдауны в своих странах по этой самой причине. А Компартия Китая и правительства поездами отправляли и отправляют в разные страны помощь для спасения их граждан от коронавируса.
К сожалению, в ложных измышлениях и обвинениях по разным поводам, в том числе и по поводу коронавируса, у западных политиков недостатка нет. Однако ложь остается ложью, реальные факты и ситуация свидетельствуют о том, что, напротив, после этих нападок, перенесенного COVID-19 энтузиазм населения даже возрос. Поскольку каждый осознал, что главная заслуга в нормализации ситуации принадлежит правительству и Компартии во главе с ее лидером Си Цзиньпином, что хорошо сработала система власти в целом и во всем. Партия показала, что делает все для народа, что все ее тезисы правильные, а шаги эффективные.
Как зернышки граната
Говоря о взвешенной и грамотной политике партии в межнациональных отношениях, не могу не привести еще одну фразу, сказанную Си Цзиньпином на 19 съезде Компартии: «Следует укреплять межнациональные контакты, обмены и связи, способствовать такому тесному сплочению всех национальностей Китая, как вплотную прилегающие друг к другу зернышки граната, чтобы совместно бороться, совместно развиваться и процветать». Точнее сравнения не придумаешь, и смысл, и глубина этих слов восхитил и восхищает до сих пор многих, в том числе самих китайцев. Кстати, последний съезд привлек колоссальное внимание не только мировой общественности, но и миллионы жителей самой Поднебесной, в самых разных ее регионах. А это говорит о том, насколько крепко народ и партия едины. Это единство особенно чувствовалось в огромном зале Дома народных собраний, где проходил 19 съезд: в его работе участвовали почти три тысячи представителей разных национальностей из всех регионов великой страны.
Вообще из всего увиденного и услышанного во время поездок по разным провинциям Китая можно сделать вывод, что везде межнациональные отношения строятся на консолидации народов КНР, формировании у них единого чувства патриотизма и любви к родине.
Западные идеологи не раз пытались раскачать ситуацию стабильности в Китае, перессорить народы между собой, особенно в многонациональном Синьцзяне, в Тибете. В западной прессе было опубликовано, да и сейчас публикуется много статей, в которых лицемерно заявляется, что в Синьцзяне «права человека не гарантированы». Вот и в своем последнем отчете «о правах человека в разных странах», « правозащитники» из США предъявляют те же обвинения властям Китая. Читая эту галиматью, и возмущаешься, и удивляешься: а был ли кто-то из обличителей в том же Синьцзяне в последние годы?
Впрочем, им же правда не нужна, они привыкли вводить в заблуждение общественное мнение лишь с помощью слухов и лжи и не хотят видеть перемен в Синьцзяне. Поэтому из года в год слышатся одни и те же обвинения. Хотя именно вмешательства западных «демократов» во внутреннюю политику других государств – это и есть прямое нарушение прав миллионов их граждан. Видя соломинку в чужом глазу, они не видят бревна в своем. По оценкам экономистов Колумбийского университета и университета Нотр-Дам, во второй половине 2020 года около 8 млн. американцев оказались в нищете. Неэффективная борьба правительства США с коронавирусом привела к гибели почти 600 тысяч человек. Вот такие двойные стандарты в области защиты прав человека у господ идеологов.
И не будь Синьцзяна, они бы выдумали другие «преступления против человечности» в Китае, который не дает им покоя своей стабильностью и мощью. И понятно, что направлены все эти лживые измышления именно для дестабилизации обстановки в этом регионе, против взвешенной межнациональной политики Компартии.
Синьцзян-Уйгурский автономный район был и до сих пор считается «перекрестком цивилизаций», местом, где сосуществуют самые разные культуры, живут разные народности: уйгуры, ханьцы, дунгане, казахи, киргизы, таджики, русские и другие. Всего — 56 национальностей, большая часть населения — уйгуры. Поэтому, видимо, этот район называют нетипичным Китаем. Хотя местные жители давно не считают себя нетипичными китайцами, поскольку у всех одинаковые права, свобода вероисповедания.
В Конституции КНР прописаны равенство всех народов, проживающих на ее территории, запрет любой дискриминации по национальному признаку. Декларируется поддержка национальных меньшинств государством, в том числе права использовать ими свои родные языки, сохранять обычаи и традиции. И эти строчки не просто прописаны в Основном законе страны, но и подтверждаются жизнью, словами граждан этой великой во всем страны – от ученых до простых сельских тружеников. А государственные флажки на домах людей в, частности в Синьцзяне, вывешенные ими не по указке, а по собственному убеждению, можно расценить именно, как знак народной любви, благодарности государству, искреннего доверия своей партии.
Собака лает, а караван идет
Эта восточная мудрость подтверждают реалии нынешнего Китая. За последние годы темпы развития провинций просто колоссальны. В этом году страна навсегда покончила с бедностью благодаря тому, что КПК последовательно проводит разумную политику по развитию окраин, по принципу: сильные регионы – сильная страна, за счет централизованных вложений. И не случайно, что именно в Синьцзян–Уйгурском автономном районе инициатива лидера Китая Си Цзиньпина Экономический пояс
Шелкового пути набрала такие мощные обороты. Да, этот путь пролегал в этих местах много тысяч лет назад, но сейчас СУАР – одно из центральных звеньев «Одного пояса – одного пути», что, безусловно, сказалась и на развитии самого большого региона Китая.
Мне довелось побывать на многих предприятиях в разных городах СУАР. Например, в крупнейшей корпорации, выпускающей машины и оборудование для строительства железных дорог, тоннелей, дамб, проведения взрывных работ, прокладки метро. Корпорация с многомиллионными оборотами платит достойную зарплату своим рабочим, среди которых люди разных национальностей, работающие как на благо страны, так и на свое. А начальник ковровой фабрики, кстати, уйгур по национальности, провел по цехам предприятия, на котором тоже трудятся мастера разных национальностей.
Кстати, религиозным вопросам, как правительством Китая, так и местными властями, уделяется много внимания. Исламский университет, где обучаются 480 будущих религиозных деятелей, — это несколько современных зданий, возведенных при финансовой поддержке государства на 50 тысячах квадратных метров. Как мне рассказали будущие служители ислама, им даже платят стипендию в размере двух тысяч юаней, а отличникам — четыре тысячи, некоторым еще выделяется 600 юаней на дополнительное питание. И как пояснили в управлении по делам религии СУАР, разногласий у них с духовными лидерами в районе нет, а цель общая — пропаганда миролюбивых идей ислама, борьба против терроризма и экстремизма, чуждых ему.
Светское образование правительство Китая ставит во главу угла. В обычной школе-интернате в Урумчи занимаются в основном дети из округов Южного Синьцзяна, из Хотана, Кашгара и других, школа тоже многонациональная. Процентов восемьдесят из 1400 учеников — уйгуры, остальные ханьцы, казахи, дунгане, есть даже кыргызы. Учатся в школе девять лет, а потом большинство выпускников получает высшее образование в Урумчи либо в других городах Китая. Мои собеседники – ученики старших классов, например, хотят стать докторами, юристами учителями, переводчиками, то есть обычные дети с обычными мечтами.
Директор крупной научно–исследовательской семеноводческой компании «Цзю Шэн Хэ» с гордостью рассказал о разрабатываемых ее учеными высокоурожайных сортов зерновых, хлопка, о международном сотрудничестве с коллегами из других стран. Причем ценят здесь специалистов, как я убедилась, не по национальности, а по уму и профессионализму. Все увиденное – честный ответ на все лживые обвинения западными идеологами политики партии в отношении нацменьшинств, об ущемлении их прав.
И когда только заикаются об этом, у меня встает перед глазами веселая сценка из обычной жизни многонационального Синьцзян-Уйгурского автономного района в январе прошлого года. При входе на самый крупный рынок в Урумчи Эрдацяо я увидела, как мужчины и женщины, продавцы и покупатели — уйгуры, казахи, ханьцы лихо отплясывали под уйгурские мелодии и под аплодисменты опять же многонациональной аплодирующей в такт музыки публики. И вспомнились слова Си Цзиньпина: «Поднебесная принадлежит всем». Кажется, комментарии здесь излишни.
Автор: Нина НИЧИПОРОВА