В Жогорку Кенеше рассматривается законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс и в Закон «О пастбищах». Они касаются малопродуктивных пастбищ и предполагают передачу 75 процентов земель Государственного фонда сельхозугодий на баланс Минсельхоза, согласно постановлению кабинета министров. Что вызвало немало возмущений среди некоторой части сельчан.
Что такое малопродуктивные пастбища, почему Минсельхоз хочет взять их на свой баланс, спецкорреспонденту газеты рассказала заведующая сектором права и управления человеческими ресурсами департамента пастбищ и племенного животноводства Минсельхоза КР Гулнура Жакыпбекова.
Земля обделенная
— Название – малопродуктивные пастбища говорит само за себя. Это земли со скудной почвой, где не растут ни травы, ни деревья. Они изначально были такими, а не вследствие воздействия человека. Почва, которая стала бедной и скудной из-за воздействия человека, называется деградированной, например, из-за чрезмерного выпаса скота. Но, если соблюдать норму выпаса, то земля может восстановиться. Малопродуктивные пастбища так и остаются скудными.
-Тогда зачем вам такие земли?
— Если их орошать, удобрять, то можно выращивать сельхозкультуры. Нужно вводить эти земли в сельскохозяйственный оборот. Разбить сады, например.
— Почему вопрос о малопродуктивных пастбищах поднялся сейчас?
— Разумеется, он возник не сегодня. В 2018 году депутат Мирлан Бакиров инициировал внесение изменений в закон «О пастбищах». Тогда депутаты внесли норму, позволяющую перевести пастбища в частную собственность. Но она противоречила Основному закону. Минсельхоз выступил против. В итоге президент возвратил закон обратно. На этот раз сам Минсельхоз инициировал этот законопроект. Мы подошли к этому вопросу серьезно. Во-первых, проработали со специалистами ГП «НИИ Кыргызгипрозем» и Кыргызского НИИ животноводства и пастбищ научное обоснование понятию: что такое малопродуктивные пастбища. Они нам дали информацию, что еще в советское время в земельно-учетных документах ГП «НИИ Кыргызгипрозем» малопродуктивные земли обозначались отдельной графой. По старым данным, суммарная площадь таких земель составляет около 500 тысяч гектаров. Мы решили обновить информацию и установить их точную площадь: ведь за 30 лет многое могло измениться. С инициированием законопроекта ГП «НИИ Кыргызгипрозем» начал работу по геоботаническому обследованию. Специалисты завершили работы в пяти областях, остались две.
— Где в нашей стране имеются малопродуктивные пастбища?
— У нас пока нет официального заключения «НИИ Кыргызгипрозема». Но его специалисты отмечают, что таких пастбищ много в двух областях республики – в Иссык-Кульской и Баткенской. Вы и сами, наверное, замечали большие просторы со скудной растительностью на выходе из Боомского ущелья.
— На чьем балансе сейчас находятся эти земли?
— Вместе с продуктивными пастбищами они учтены на балансе соответствующего айыльного аймака. И в соответствии с Законом «О пастбищах» контроль и ответственность за их управлением возложена на органы местного самоуправления. Непосредственное управление осуществляет Объединение пастбищепользователей в лице –жайыт комитета.
— Почему предложение Минсельхоза о передачи этих земель на его баланс вызывает недовольство?
— Думаю, это происходят из-за недопонимания сути вопроса. Постараюсь объяснить. Согласно постановлению правительства от 24 декабря 2021 года, Минсельхоз принял на свой баланс 75 процентов земель Государственного фонда сельхозугодий, чтобы в приоритетном порядке передать их четырем категориям сельхозпроизводителей: сельхозкооперативам, семенным хозяйствам, племенным хозяйствам и социально-уязвимым слоям населения, проживающим в селе. Что значит в приоритетном порядке? Когда будет проходить конкурс по предоставлению в пользование земель ГФСУ, приоритет будет отдаваться этим категориям. Если на территории айыльного аймака не окажется семенных, племенных хозяйств, кооперативов или они не захотят участвовать в конкурсе, то эти земли могут предоставляться в пользование местному населению.
— Что-то я потерял нить. Куда делись малопродуктивные пастбища?
— Если будут внесены изменения в законы, то после того, как определим точную площадь и контуры малопродуктивных пастбищ, мы включим их с состав земель Государственного фонда сельхозугодий (ГФСУ). Они будут трансформированы в соответствующий вид сельхоугодий наряду с землями ГФСУ и будут предоставляться в пользование на конкурсной основе. Хочу отметить, что деньги, полученные за предоставление в пользование, будет поступать не в Минсельхоз, а в местный бюджет.
— До этого эти пастбища никто не использовал? Айыл окмоту не сдавали их в аренду?
— До 2013 года использовались, но не в аренде, в аренду и субаренду пастбища не представляются, запрещает закон. Они предоставлялись ранее для сельскохозяйственного освоения.
— А почему запретили?
— Потому что тут сыграл “человеческий фактор”. Во-первых, айыл окмоту не могли точно определить, какое это пастбище — малопродуктивное или нет? Начали предоставлять под освоение продуктивные, хорошие пастбища, пригодные для выпаса скота, оформляя их как малопродуктивные. Началось уменьшение площадей продуктивных, хороших пастбищ, тогда как с каждым годом идет рост поголовья скота у населения. По закону пастбища должны использоваться исключительно для выпаса скота как подножный корм и под сенокос. Года три назад мы обратились в прокуратуру и вернули пастбища.
— Какой результат ожидается от предоставления возможности использовать малопродуктивные пастбища?
— Во-первых, и самое главное – это вопрос продовольственной безопасности. Во-вторых, это возможность для сельчан использовать ранее не используемые земли для развития сельского хозяйства. Люди будут осваивать малопродуктивные пастбища, орошать, повышать урожайность, получать доход, обеспечивать рабочими местами.
Плюсы и минусы законопроекта
Вместе с тем в решении Минсельхоза есть одна загвоздка.
Как было сказано, малопродуктивные пастбища будут включены в состав 75 процентов земель ГФСУ. Стало быть, малопродуктивные земли тоже будут предоставляться в пользование четырем категориям сельхозпроизводителей: сельхозкооперативам, племенным и семенным хозяйствам и социально-уязвимым слоям населения. Однако те крестьяне, фермеры, которые уже используют земли ГФСУ, причем используют с соблюдением всех норм и требований, после окончания срока пользования должны будут участвовать в конкурсе, чтобы продолжить работать на этой земле дальше. Но если в конкурсе примет участие сельхозкооператив или семенное хозяйство, то в приоритетном порядке будет рассмотрена их заявка и, скорее всего, выиграют они. Фермер, крестьянин в таком случае остается без земли.
В этой ситуации вполне логично и понятно намерение Минсельхоза. Оно хочет развивать семенные и племенные хозяйства, кооперативы, чтобы страна, наконец, перестала быть зависимой от импортных семян и импорта племенного скота.
Хотя в конечном итоге, кто бы ни взял малопродуктивные пастбища, – это только плюс для сельского хозяйства КР, потому как тысячи гектаров земель будут приносить пользу народу и стране.
Суйунбек Шамшиев