Руководитель кыргызско-китайского научно-исследовательского центра «Один пояс – один путь» при КНУ имени Ж.Баласагына, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики Рашид Юсупов рассказал корреспонденту газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» о том, как проводилась аграрная реформа в Китае в начале 80-х годов прошлого столетия.
— Рашид Умарович, почему Дэн Сяопин начал реформы с сельского хозяйства?
— Были три причины, почему реформы начались в аграрном секторе. Во-первых, Китай – страна с самой большой численностью населения в мире. Причем больше 80 процентов населения жили в сельской местности. Нужно было в первую очередь установить общественную стабильность в сельской местности. Без стабильности о развитии не могло быть и речи. А чтобы были стабильность и развитие, требовалось обеспечить население продуктами питания. И только через реформы можно было поднять трудовую активность 800-миллионного сельского населения, которая была подавлена плановой экономикой и народными коммунами.
Во-вторых, Китай был аграрной страной. 70 процентов сырья для легкой промышленности обеспечивало сельское хозяйство. В то время основным источником налоговых поступлений был именно аграрный сектор, и значительный удельный вес он занимал в структуре экспорта. Кроме того, сельская местность представляла собой крупнейший рынок сбыта промышленной продукции. Поднятие сельского хозяйства было сильнейшим стимулом для развития отраслевой промышленности и всего народного хозяйства. И третья причина – низкий уровень жизни в сельской местности, который надо было повышать.
— С чего начались реформы?
— Первым встал глобальный вопрос: как, не меняя основ собственности, изменить консервативную систему сельского хозяйства, основанную на принципах народных коммун, и создать новую жизнеспособную? Чтобы ответить на этот вопрос, потребовалось более года. На основе обобщения итогов реформ в провинциях Аньхой, Сычуань и Ганьсу была создана новая форма хозяйствования – семейная подрядная ответственность, при которой оплата труда зависит от его конечных результатов. Срок аренды земли колебался от 15 до 30 лет, а в некоторых местах и до 50 лет. Позже появились и разновидности формы хозяйствования – индивидуальные, бригадные, коллективные подряды. Крестьянин стал самостоятельной хозяйствующей единицей. Он платил государству сельскохозяйственный налог, делал определенные отчисления местным органам управления, выполнял госзаказ. А оставшаяся часть продукции и прибыли оставались в его полном распоряжении.
— Как складывались взаимоотношения местных властей и крестьян?
— Первичные органы управления не имели права вмешиваться в хозяйственную деятельность крестьян. Их функции ограничились информационным обслуживанием крестьянских хозяйств в технологии, материально-техническом обеспечении, в рынке сбыта продукции. Одним словом, в стране заработал новый принцип: предоставить свободу крестьянам, дать им возможность получить прибыль. Крестьянские хозяйства должны были стать самостоятельными товаропроизводителями и вступить в рыночные отношения.
— Была ли поддержка со стороны государства?
— Естественно! С начала реформ правительство несколько раз повышало закупочные цены и неоднократно снижало цены на средства производства и некоторые виды промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству. От этой политики хозяйства получили дополнительно 17 миллиардов юаней дохода. Те товаропроизводители, которые продавали государству важные продукты питания, например, зерно, взамен могли купить по госцене (она была ниже оптовой) такие дефицитные в те года товары, как минеральные удобрения, ГСМ. С 1985 года государство постепенно отменило госзаказ на зерно, хлопок, сахар и стало приобретать их через рынок. Но если рыночные цены на эти продукты падали, то они приобретались государством по цене выше рыночной, обеспечивая тем самым доходность крестьянских хозяйств.
— Какие результаты дала такая политика?
— Повысилась рентабельность крестьянских хозяйств, были созданы условия и предпосылки для повышения уровня жизни сельчан и появления среди них целого слоя зажиточных крестьян. В 1984 году был выращен рекордный в истории Китая урожай зерновых: валовой сбор составил 400 миллионов тонн; на душу населения пришлось по 400 килограммов. Впервые страна полностью обеспечила себя продовольствием.
— Но главное — не только вырастить урожай, его надо, как говорится, произвести в дело, то есть переработать.
— Для создания предприятий, в том числе по переработке сельхозпродукции, государство выделило существенные финансовые средства. Предоставлялись льготные кредиты, созданные предприятия имели существенные льготы по налогообложению: они в течение трех лет освобождались от налогов, а в последующие 5 лет налоги выплачивались ими с 50 процентной скидкой. Такая политика уже в течение 4-5 лет дала положительные результаты. Так, к началу 90-х годов в юго-восточных приморских провинциях доля продукции сельской промышленности в стоимостном выражении уже превышала продукцию сельского хозяйства. В целом по всей стране стоимость продукции сельской промышленности достигла уровня стоимости всей промышленной продукции КНР 70-х годов. Более 110 миллионов бывших крестьян стали работать в отраслях сельской промышленности.
— В чем был секрет успеха реформ?
— Модель китайской реформы в сельском хозяйстве на первом этапе была апробирована в уезде Фынъен (провинции Аньхой) по предложению самих жителей. Затем этот опыт обобщили в высших органах власти и постепенно стали внедрять по всей стране. Крестьяне из разных провинций с учетом региональных природно-климатических условий и с учетом традиций местного населения этот опыт обогащали новыми методами и приемами. Основные направления реформ, ее методы и способы полностью опирались на желания самих тружеников, реформа шла “снизу вверх”. А всякая реформа, начатая сверху, становится безжизненной, если не находит понимания и поддержки среди населения.
— Какой общий итог реформ на первом ее этапе?
— Основное значение аграрной реформы на начальном этапе заключалось в том, что сельское хозяйство обеспечило продовольствием 1,2 миллиарда человек. Были созданы и достаточно успешно функционируют отрасли и предприятия сельской промышленности, где в 80-х годах прошлого века было занято более 110 миллионов человек. В стране были созданы условия и предпосылки для упразднения карточной системы в обеспечении населения важными продуктами питания. Впервые за долгую историю развития китайского общества появилась реальная возможность избавиться от всеобщей бедности и нищеты в сельской местности. Успехи начального этапа аграрной реформы заложили прочную основу для поэтапного и системного проведения глубоких и масштабных социально-экономических преобразований по всей стране
Автор: Суйунбек ШАМШИЕВ