Известный кыргызский спортивный комментатор Тахир Гафуров рассказал корреспонденту нашей газеты (Шелковый путь) о моральной обстановке на Олимпиадах, в том числе в Пекине.
— На таких крупных спортивных мероприятиях обстановка всегда доброжелательная. По крайней мере, со стороны организаторов. Тебе всегда подскажут, помогут, предложат свои услуги. Что касается спортсменов, то можно сказать, что вне спортивных арен спортсмены разных стран в большинстве своем ведут себя обычно. Общаются, смеются, обмениваются значками. Ведь спортсмены, которые участвуют в состязаниях на Олимпиаде, практически все друг друга хорошо знают. А некоторые и дружат, несмотря на соперничество. Для журналистов же здесь непочатый край работы. Ведь здесь собирается элита мирового спорта. И можно попытаться взять интервью практически у любой знаменитости. Но это кому как повезет. Большую роль играют как личные качества журналиста, так и везение.
– В чем особенность Пекинской Олимпиады?
— Особенность прошедшей Олимпиады в первую очередь, наверное, в том, что она проводилась во время пандемии. В связи со многими ограничениями нужно было соблюдать масочный режим, ограничить количество контактов, сдавать ПЦР-тесты и т.д.
Например, на летней Олимпиаде в Токио спортсмены посещали только спортивные объекты и по окончании соревнований вновь возвращались в гостиницу. Общение было сведено практически к минимуму. Никаких прогулок по городу, никаких развлекательных мероприятий. Другая особенность этих Олимпийских игр в том, что Пекин стал первым в истории городом, который принял и летние, и зимние Игры.
– Все говорят, что «спорт вне политики», но мы же видим, что как раз наоборот. Этот политический аспект как-то сказывается на спортсменах? Ваше мнение?
— Одна из самых обсуждаемых тем накануне выборов была тема дипломатического бойкота, который Запад объявил Играм. Хотя спортсмены практически всех стран, заявивших о бойкоте, участвовали в Играх. Так что эта акция стала простой формальностью. Праздник попытались подпортить, но не удалось. Что касается самих спортсменов, то я думаю, что у них свои задачи. Они в первую очередь нацелены на выступления, и то, что происходит вокруг Олимпийских игр, их мало интересовало.
– Вы говорили, что дружите с коллегами из России. Кто-то из них приезжал в Китай?
— Да. Многие были. Мне рассказали об условиях работы, отдыха, в частности о столовой.
По словам друзей, здесь инженерная китайская мысль развернулась во всю мощь. Они видели робота, который варил пельмени, робота-бармена, который готовил для всех желающих коктейли. Там была полностью автоматизированная система подачи блюд. Весь процесс можно наблюдать, как говорится, от и до: как заказанное блюдо готовится в специальном чане, потом выкладывается на тарелку, которую подхватывают роботы-доставщики, и по специальным «коридорам» на потолке развозят блюдо к нужным столам. Есть боксы для того, чтобы поспать между работой, отдохнуть.
— А медиацентр тоже их впечатлил?
— Да, журналисты, как и спортсмены, в Пекин приезжают не отдыхать, а работать. А работа у всех сотрудников СМИ начинается с главного медиацентра. ГМЦ — один из немногих объектов в Пекине, который был построен специально к Играм-2022.
Его пространство делится условно на три этажа. На верхнем – магазины, отделение связи. На нижнем — рабочие зоны, офисы крупных мировых агентств, комнаты отдыха с массажными креслами.
В условиях пандемии Пекин предпринял большие усилия, чтобы обеспечить обещанное им: тщательно организованные зимние Олимпийские игры. И ставил своей целью не допустить того, чтобы кто- нибудь подхватил болезнь во время Олимпиады. И ряд беспрецедентных мер Пекина тоже поразил мир – организованности и дисциплине китайцев можно только позавидовать…
Бейшеналы кызы Гульмира