4.1 C
Бишкек
Четверг, 21 ноября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕВыведут ли онлайн-кассы бизнес из тени?

Выведут ли онлайн-кассы бизнес из тени?

С 1 января 2022 года в КР вступил в силу новый Налоговый кодекс. В нем немало нововведений и изменений. Но один пункт вызвал больше всего возмущений среди представителей малого бизнеса – обязательное применение контрольно-кассовых машин. Редакция газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» попыталась разобраться, для чего нужны кассовые машинки и почему торговцы против них.

Не хотим делиться с государством

Буквально так заявили некоторые торговцы на рынке «Дордой», которые вышли на митинг 24 декабря 2021 года  против установления в торговых контейнерах контрольно-кассовых аппаратов. Основной довод против ККМ – тяжелые условия работы, лишняя волокита и повышение цен на товары. Со слов предпринимателей, в зимнее время на рынке жутко холодно, и аппараты ККМ тяжело использовать. Но главный довод – повышение цен. Потому как расходы, связанные с приобретением аппаратов, их обслуживанием, будут покрываться повышением стоимости реализуемой продукции.

Один из участников митинга заявил, что его годовой оборот выше 8 миллионов сомов, и он не хочет платить налог с проданного товара. Свой довод он объяснил тем, что государство ему ничем не помогло!

По мнению Данияра Мискенбаева, помогающего родителям в бизнесе, использование аппаратов и ведение полного учета товарооборота дело для малого бизнеса накладное.

«Аппарат стоит более 17 тысяч сомов, нужно приобрести еще сканер для читки штрихкода товара, бумагу для чеков, платить за обслуживание машинки, — приводит доводы против предприниматель. – Кроме того, каждый день нужно заполнять отчеты по итогам дневной выручки и каждый месяц нужно сдавать отчеты в налоговую».

— Сказали, что можно использовать приложение «О касса». Но оно тоже не очень удобное. Нужно заходить в него через пароль и вести учет каждого проданного товара, причем вручную. Если интернет будет плохо работать, надо заново все заполнять, могут быть сбои. Представьте, пока каждый товар будете вбивать в сотку, какая может образоваться очередь? — возмущается Данияр.

Сомневается он и в вопросе освобождения от налогов. С учетом повышения цен даже у представителя малого бизнеса годовой оборот может превысить 8 миллионов и тогда ему придется платить все положенные налоги. По его мнению, если налоговая служба хочет взять под полный учет весь импорт, то ей достаточно усилить контроль на таможне. А бороться с контрабандой через массовое введение ККМ будет трудно.

— Допустим, через кассовые аппараты поступила информация, что было реализовано 5 миллионов тюбиков зубной пасты известной марки, которую завозят к нам всего три крупных поставщика. Они в своих отчетах указали, сколько штук каждый из них привез, и выяснилось, что все вместе они завезли 4 миллиона штук. Значит, 1 миллион поступил контрабандным путем. Узнать о контрабанде можно и без ККМ. Отсюда вопрос, какой толк от внедрения контрольно-кассовых машин? — задается вопросом предприниматель.

Но вместе с тем, он считает, что аппараты ККМ надо вводить. Но не сейчас, когда все дорожает, безработица, и люди едва сводят концы с концами.

Прямо противоположное мнение высказал почетный председатель общества кыргызстанцев в Турции, предприниматель Айбек Сарыгулов. «Введение ККМ — это необходимость, — считает он. — Чтобы развивать предпринимательство, в свое время ввели систему патентов. Но пора уже переходить на следующую стадию бизнеса. Иначе экономика придет в упадок, станет банкротом, если продолжим сидеть на патенте».

«Кыргызская экономика еще 10 лет назад должна была уйти от патентной системы. ККМ — это скелет в развитии предпринимательства, а без скелета не может быть живого, умного существа», — добавил он.

Информационный вакуум

Необходимо отметить, что в споре торговцев и правительства негативную роль сыграл дефицит достоверной информации. Так, выступающие против ККМ торговцы в качестве одного из своих доводов говорили о том, что предприниматели, годовой оборот которых не превышает 8 миллионов сомов,  освобождаются от оплаты налогов только якобы на 2022 год.

Но, как рассказал министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев, согласно Указу президента «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового климата» от 6 декабря 2021 года, вообще убрали сроки действия льготного периода. Иначе говоря, если у предпринимателя каждый год оборот не будет превышать 8 миллионов сомов, и он будет использовать ККМ, то и не будет платить налоги!

Но даже если превысит 8 миллионов, налоги не очень высокие. По словам начальника отдела ККМ центрального аппарата ГНС Нура Топоева, если годовой оборот предпринимателя от 8 до 30 миллионов сомов, то он будет платить 4 процента от товарооборота. А если предоставляет услуги, то 6 процентов от объема услуг. «Если, скажем, годовой оборот составил 10 миллионов сомов, то он будет платить 4 процента не от 10 миллионов, а от 2 миллионов сомов», — пояснил он.

И даже ККМ – не панацея

«Сегодня в стране около 30 тысяч ККМ, и все они работают в режиме онлайн. В каждом аппарате сбоку есть модем и при выбивании чека вся необходимая информация о проданном товаре или услуге сперва поступает на центральный сервер ГНС, а потом выходит чек», — рассказал начальник отдела Нур Топоев.

Что касается стоимости ККМ, то аппараты стоят от 11 до 35 тысяч сомов. «Это зависит от того, насколько сложный учет ведет сам предприниматель. Есть предприниматели, которые используют бухгалтерскую программу 1С. Для них аппараты стоят дороже. Кто занимается обменом валют, могут приобрести аппараты другого уровня сложности и соответственно цена их ниже. А те, кто может использовать приложение, то оно вообще бесплатное, — рассказал Нур Топоев. — Правда, при использовании последнего нужно приобрести принтер чека, стоимость которого колеблется от 1 до 10 тысяч сомов».

Еще одна особенность аппаратов ККМ нового поколения – нет необходимости делать проверку, а также вести кассовую книгу, потому как вся необходимая информация для налоговой службы автоматически приходит им при выбивании чека.

Однако даже повальное использование ККМ аппаратов или приложений — не панацея в борьбе с теневой экономикой, поскольку недобросовестные предприниматели могут не выбивать чек на каждый проданный товар или за услугу. «Это действительно проблема. Например, в те дни, когда мы проверяли предпринимателей, сервер показывал высокую выручку у них. А в другие дни выручка у них значительно падает», — рассказывает Нур Топоев.

В тени

Как уже сообщалось, основная причина введения использования ККМ всеми субъектами предпринимательства – борьба с теневой экономикой. А масштабы ее серьезные. По словам заместителя председателя налоговой службы при Минфине Бекболота Алиева (со ссылкой на данные Нацстаткома), объем теневой экономики доходит до 23-24 процентов от ВВП.

— А по данным международных организаций, объем теневой экономики в Кыргызстане равен 40 процентам от ВВП, — отметил зампредседателя налоговой службы.

Если объем ВВП 700 миллиардов сомов в год, то объем теневой экономики около 300 миллиардов сомов.

Автор: Суйунбек ШАМШИЕВ

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии