-1.9 C
Бишкек
Суббота, 23 ноября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕ Много новшеств ждет местное самоуправление

 Много новшеств ждет местное самоуправление

Состоялась презентация результатов исследования о состоянии и перспективах местного управления, организованного фондом Ханнса Зайделя и Академией государственного управления при президенте КР. Авторами исследования выступили Аалы Карашев, Олег Тарбинский, Куванычбек Шадыбеков, Болотбек Асанакунов, Асылбек Чекиров.

Оглянувшись назад…

Как рассказал Олег Тарбинский, известный в стране эксперт по вопросам местного самоуправления, решение поделиться властью с органами управления на местах было принято еще во времена СССР. В апреле 1991 года Киргизская ССР приняла первый закон о МСУ. «Планировалось, что вся власть на местах перейдет местным кенешам и их исполнительным комитетам», — отметил Олег Тарбинский.

По его словам, были учреждены местные государственные администрации как базовый территориальный государственный орган. В результате власть на местах сосредоточилась в исполнительных органах местного самоуправления и местных госадминистрациях. Так продолжалось до 1994 года, когда провозгласили реформу местного самоуправления.

Ее планировалось провести в два этапа. Первый включал в себя реформу на уровне местных сообществ, айылов, поселков и городов — по месту постоянного жительства и повседневной жизни населения. Его предполагалось провести безотлагательно — в течение двух — трех месяцев. Поскольку местное самоуправление на уровне районов, областей и города Бишкека осуществляется на основе объединений местных сообществ и производно от них, то вопросы его реорганизации должны быть решены только после формирования местного самоуправления на базовом уровне. Второй этап реформы должен был занять примерно полгода.

Вопреки установкам, к реальной реформе приступили лишь в 1995 году. Да и то в качестве пилотного проекта – на примере двух городов Бишкека и Оша. А повсеместно реформа началась в 1996 году, когда были образованы айыл окмоту.

«Промедление было опасно, поскольку на местах шла массовая приватизация госсобственности. Например, многие детские сады были проданы и перепрофилированы, — вспоминает эксперт. — В сельской местности этим занимались сельские комитеты, которые были нацелены на решение разгосударствления бывшей государственной собственности, имущества бывших колхозов и совхозов».

С учреждением в марте 1996 года качественно новых исполнительно-распорядительных органов – айыл окмоту — реформа обрела устойчивый характер. Айыл окмоту брали на себя всю полноту ответственности.

Что касается внедрения местного самоуправления в городах, то в Бишкеке 5 февраля 1995 года был избран мэр. Выборы в Оше не увенчались успехом. В других городах подобные реформы затормозились. Только в 1998 году в городах районного значения были учреждены городские управы, а в 2001 году созданы мэрии.

Нет четкости в действиях

В регионах и на местах власть представляют полномочные представители президента. Кроме того, в районах ведут свою деятельность территориальные подразделения министерств и ведомств. Несмотря на то, что каждый уровень управления должен выполнять свою функцию, но многие вопросы переплетаются. По словам Олега Тарбинского, они пришли к такому выводу, изучив развитие местного самоуправления в КР за 30 лет.

— История реформы МСУ – это история перераспределения функций, полномочий и ресурсов между органами местного самоуправления и районом, — говорит эксперт.

По мнению Тарбинского, главная проблема местного самоуправления в Кыргызстане – отсутствие четкого распределения полномочий и функций. Решить эту проблему пытались, но до конца так и не смогли. Все равно где-то полномочия переплетаются и дублируются. Как говорит эксперт, проблема четкого распределения полномочий и функций в странах Европы давно решена. Но они шли к этому более 600 лет!

— Возьмем школу. Кто должен следить за ней? Кто готовит учителей? Кто ремонтирует? Кто обеспечивает порядок в школе? Кто платит зарплату, кто содержит? До сих пор нет четкого распределения полномочий, — говорит Олег Тарбинский.

В реформе местного самоуправления сделано много, но не меньше предстоит сделать, отмечает эксперт.

Сильная структура – эффективное управление

Так считают ученые по вопросам местного самоуправления. «Районная администрация без бюджета, представительных органов не будет сильной, также как и область», — считает руководитель проектов фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии Макс Георг Майер.

Депутат парламента VI созыва, эксперт Аалы Карашев говорит, что один из уровней должен быть базовым институтом, который решает вопросы на местах. Таковым он видит район. Он напомнил, что из-за нехватки средств в бюджете айыльных аймаков (большинство айыльных аймаков дотационные), порой элементарные вопросы, например строительство моста через речку, приходилось решать на уровне правительства, так как даже у районов и областей не было средств.

Согласно новому Закону «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», акимы районов получили право назначать и снимать с должности глав айыл окмоту. Появятся районный бюджет и районный кенеш из числа депутатов айыльных кенешей. Отсюда складывается впечатление, что вместо развития института местного самоуправления государство усиливает свою власть на местах. Но Олег Тарбинский видит в этом не усилие государственной власти на местах, а ее сотрудничество с органами МСУ.

— Сотрудничество очень важно! Некоторые вопросы можно решать на уровне МСУ, они там и должны решаться. Например, вопросы общественного блага — уборка мусора, озеленение, освещение и тому подобные вопросы останутся в МСУ. А когда говорим о развитии, нужно действовать сообща. Потому как на уровне небольшого сельского муниципалитета мало что можно сделать, — говорит Олег Тарбинский.

Он считает, что аким не должен быть командующим, а скорее — координатором, который будет предлагать, сотрудничать, объединять усилия сообществ для развития. «Например, два села расположены по разным берегам реки. Нужен мост. Сельчане могут долго спорить, кто должен построить его. И решение таких вопросов может взять на себя аким, как координатор», — привел красноречивый пример Тарбинский.

По его словам, не будет давления со стороны акима на органы МСУ, а будет кооперация усилий. И год 2022-й станет экспериментальным годом для местного управления, потому как, согласно новому закону, придется внедрять много новшеств.

Автор: Суйунбек ШАМШИЕВ

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии