11.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕЕсли бы не доктор Каримов

Если бы не доктор Каримов

Обреченная на неподвижность после ножевого ранения 50–летняя Замира (имя изменено) начала ходить после операции, проведенной нейрохирургом Национального госпиталя Султанбеком Каримовым.

Как отмечают хирурги всех наших клиник, у них увеличилось количество пострадавших с ножевыми ранениями, после которых встречаются очень серьезные осложнения.

— Ножевая травма головы или позвоночника, как правило, влечет необратимые изменения, — пояснил Султанбек Каримов. — Пациентку, прооперированную мной, ударили кухонным ножом, который повредил и оболочку спинного мозга, и сам мозг между восьмым и девятым позвонками. Ситуация, как говорится, была — хуже не бывает. Ноги женщины парализовало.

Но об этом нейрохирург узнал, когда приехал в Национальный хирургический центр, откуда ему позвонили в час ночи его коллеги и попросили приехать. Замиру с ножевым ранением привезли к ним — именно сюда чаще всего и везут пострадавших с такими травмами. Они начали экстренно оперировать, и уже во время операции стало ясно, что без помощи нейрохирурга в этом случае не обойтись. Нож воткнулся прямо в позвоночный канал.

Нейрохирургия — это особая сфера хирургии, своеобразная ее звезда, поскольку здесь приходится работать с тончайшей структурой — мозгом головным и спинным.

— В ту ночь я дежурил по санавиации и, когда позвонили коллеги из Национального хирургического центра и попросили помочь прооперировать пациентку с ножевым ранением позвоночника, сразу же помчался к ним, — вспоминает Султанбек Каримов.  -Минут через пятнадцать я уже входил в операционный блок.

— Нам пришлось открыть позвоночный канал в месте, где воткнулся нож. Спинной мозг тоньше мизинца. И даже минимальная его травма приводит к необратимым изменениям. Люди, получившие такую травму, почти всегда остаются в инвалидной коляске. Функции движения у них практически не восстанавливаются, — пояснил Каримов. — Когда мы проводим такие операции, то стараемся, образно говоря, не дышать на мозг, чтобы не повредить его, он очень не любит никаких вмешательств и неловких движений.

— В этом случае мы сделали декомпрессию, открыв позвоночный канал, дали мозгу свободное пространство, возможность успокоиться. После травмы мозг всегда отекает, и происходит вторичное его повреждение. Поэтому, чтобы этого не случилось, мы и открыли позвоночный канал, сделали его широким, чтобы спинной мозг не взбунтовался, — с улыбкой объясняет Султанбек Кудайбердиевич. – Он — еще тот бунтарь!

Как пояснил нейрохирург, в месте повреждения спинномозговых оболочек тончайшими, как волосок, нитками они сшили их, восстановив таким образом их целостность. Сказать, что это ювелирная работа — ничего не сказать. Тем более что нейрохирургу пришлось работать не в своей операционной, предназначенной для нейрохирургических вмешательств. Не было специального микроскопа, нейрохирургических инструментов. Но, наверное, Замира родилась под счастливой звездой, если бог послал на ее спасение такого нейрохирурга, как Султанбек Каримов, который преимущественно работает с тяжелыми пациентами с черепно–мозговыми травмами, заболеваниями головного и спинного мозга. Причем очень часто оперировать ему приходится в экстренных случаях, как в этом.

И если до операции в ногах пациентки не было движения, то после ожила в прямом смысле правая нога.

— Мы были рады уже и этому, хотя надеялись, что оживет и левая. Моя пациентка оказалась женщиной терпеливой и не теряла надежды, что она все–таки, вопреки всем прогнозам, станет ходить. И представляете, чудо свершилось: через неделю после операции она почувствовала, что и в левой ноге появилась чувствительность. На десятые сутки она уже двигала ей. А перед выпиской сделала первые шаги с помощью ходунков.

Обстоятельства полученной травмы банальны. Замира хотела разнять двух поспоривших между собой подвыпивших родственников. Один замахнулся на другого ножом, и в это время женщина оказалась между ними. Конечно, это несчастный случай, но он грозил ей инвалидной коляской, если бы не Султанбек Кудайбердиевич.

— С каждым днем движения у моей пациентки становятся увереннее. Не сомневаюсь уже, что на 95 процентов двигательные функции у нее восстановятся, — заверил нейрохирург, который, по его словам, убедился в этом сам, навестив Замиру уже дома.

Вообще доктор Каримов — один из редких врачей, которые поддерживают отношения со своими бывшими больными.

— Мне небезразлична их судьба. Хочется, чтобы они после стольких мучений и переживаний вернулись к нормальной жизни. И я сильно к ним привязываюсь. Когда пациент тяжелый и ты занимаешься им вплотную, то очень много пропускаешь через себя. Многие считают, что так нельзя, дескать, происходит выгорание личности. Но по–другому я не могу. Поэтому продолжаю их навещать и всегда с ними на связи, — признался замечательный нейрохирург.

— И знаете, так приятно, когда заходишь в палату, а пациенты тебе улыбаются, с радостью показывают, как они начинают ходить, говорить. После такого забываешь о своих переживаниях и сложностях во время операции. От улыбок я получаю энергию и работаю еще увереннее, — добавил Султанбек Кудайбердиевич, и столько искренности и теплоты чувствовалось в его голосе…

Разговор в ординаторской

— С какими еще травмами чаще всего к вам поступают пострадавшие, — поинтересовалась я у доктора Каримова.

— Стало больше пациентов с черепно–мозговыми травмами после дорожно–транспортных происшествий. Судя по сообщениям, в стране резко увеличилось количество аварий с большим числом погибших и пострадавших.

Каждый день к нам в реанимацию попадают люди после автонаездов и после ДТП. На днях прооперировали молодого человека, которого привезли в тяжелом состоянии после автонаезда. У него две гематомы в головном мозге. Мы выезжаем по санавиации и в регионы к пострадавшим с тяжелыми травмами после дорожных ЧП.

Я надеялся, что после того, как заработал у нас проект «Безопасный город», количество ДТП и, соответственно, количество пострадавших уменьшится. Но, наоборот, увеличилось. Я дежурю нередко и в приемном отделении, где приходится принимать и мужчин, и женщин после ДТП. Причем к нам привозят больных только с травмами головы, позвоночника. А с сочетанными травмами везут в основном в Бишкекский центр травматологии и ортопедии. Сколько из них остается инвалидами, страшно подумать…

Автор: Нина Ничипорова

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии