Какой кыргызский фильм советского периода был самым кассовым? Почему мэтр советского кино Болот Шамшиев не смог завершить начатую картину? Об этом и о других интересных фактах из жизни и творчества режиссера “Белого парохода” любители кино узнали на международной научно-практической конференции: “Титан кыргызского искусства: Болотбек Шамшиев. Переплетенные судьбы артиста, искусства и страны”.
“Бай Лун Чуан”– «Белый пароход»
Организатором конференции выступил кыргызско-китайский факультет КНУ имени Ж.Баласагына.
— Мы хотим донести до китайской аудитории кыргызские фильмы. Сегодня отдельные эпизоды из картин Болота Шамшиева посмотрели гости из Китая и были в восторге, — пояснила декан факультета Софья Апаева.
По ее словам, специально к научной конференции студенты озвучили на китайский язык отрывки из кинокартин режиссера и хотят продублировать на китайский язык фильм “Белый пароход”. Как рассказала студентка Саадат Абдиева, ее однокурсникам предложили попробовать себя в новом амплуа –актеров дубляжа фильмов Шамшиева. Никто не отказался, разумеется.
Слово о мэтре
На международную конференцию приехало много гостей, в том числе из-за рубежа, которые знали и работали с режиссером.
По воспоминаниям турецкого режиссера Исмаила Гюнеша, знакомство с кыргызским кино для него началось с картины “Белый пароход” Болота Шамшиева. Его фильм в Турции показывали в начале 80-х годов прошлого столетия. До этого он тайно читал произведения Чынгыза Айтматова и через них был знаком с кыргызским народом. Оказалось, что до 1980 года в Турции были сторонники и противники социалистического строя. А так как в окружении будущего режиссера было много тех, кто боялся советского государства, то приходилось втайне от них смотреть советские фильмы и читать книги.
Как рассказал Исмаил Гюнеш, накануне приезда в Кыргызстан он еще раз посмотрел фильм “Белый пароход” и удивился тому, что по прошествии почти 40 лет он помнит каждый его кадр.
— Герои его картин настолько сильно передают свои эмоции, что их можно смотреть и без перевода, — сказал турецкий режиссер.
Известный актер Мурат Мамбетов, который сыграл одного из самых запомнившихся героев фильма “Волчья яма” – Композа, вспоминает Болота Шамшиева как режиссера-перфекциониста.
— Его картина “Волчья яма” стала первым детективным фильмом в кыргызском кинематографе. Ее посмотрели 40 миллионов советских зрителей, — рассказывает актер, у которого, по его словам, изменился после этой роли взгляд на кино, на профессию актера.
— Болот Шамшиев был не только режиссером, но и педагогом. У него были очень строгие требования к актерам и другим участникам съемочного процесса. И когда он давал команду: “Тишина на площадке!”, то боялись даже дышать, было слышно, как летает муха, — вспомнил Мурат Мамбетов.
Звезда Айтурган Темировой, известной актрисы театра и кино, зажглась после картины «Алые маки Иссык-Куля», который Болот Шамшиев снял в 1972 году. Она сыграла небольшую роль юной девушки Каличы.
— Это была моя первая роль в кино. Тогда Болот Шамшиев, цитируя слова режиссера Сергея Бондарчука, сказал мне, что в кино может прийти каждый, но остаться могут не все, и ты сегодня родилась как актриса и останешься в кино, — вспомнила она слова мэтра. — В одном эпизоде моя героиня плачет, а я не могла это сделать при стольких людях. Тогда Суйменкул Чокморов предложил дать мне пощечину. Услышав это, я заплакала, Чокморов быстро посадил меня на лошадь, и так сняли этот эпизод.
В картинах – дух бунтарства
Как рассказала кинокритик Гульбара Толомушова, картины Болота Шамшиева – это чаще всего экранизация произведений писателей Чынгыза Айтматова, Мухтара Ауэзова.
По словам кинорежиссера Нуржамал Карамолдоевой, в картинах мэтра есть герои, которые могут быть примерами. Это — Самат в «Волчьей яме», Бактыгул в «Выстреле на перевале Караш». Они проходят так называемый «путь героя» и открывают себя через препятствия, принимая вызовы во время «путешествия».
— Тот же Самат из «Волчьей ямы» попадает в преступный мир, но в конце концов выбирает сторону света, опираясь на все лучшее что есть в человеке. Молодежь, посмотрев эту картину должна сделать для себя вывод, что, даже попав в волчью яму, нужно оставаться человеком, — рассказала режиссер.
По ее словам, в каждой картине Шамшиева есть дух бунтарства: его герои, будучи слабее своих оппонентов, идут на конфликт с ними. «Но важно не только протестовать, а измениться и самому к лучшему – вот в чем смысл его картин», — говорит Нуржамал Карамолдоева.
Особняком в его творчестве стоял эпос «Манас». И его первая режиссерская работа была посвящена великому сказителю Саякбая Каралаеву и в целом эпосу. Как говорит манасовед Данияр Карабаев, в свое время мэтр признался, что из всех его картин самая любимая – документальный фильм «Манасчи».
— По моему мнению, эта лента внесла большой вклад в изучение, дальнейшее распространение эпоса «Манас». Режиссер смог показать, насколько был важен «Манас» для кыргызов того времени, — говорит Данияр Карабаыев.
Новая и грустная эра для художника
После распада СССР Болот Шамшиев уже не снимал. Как говорит Гульбара Толомушова, он привык к режиму наибольшего благоприятствования, когда для создания картины со стороны государства выделялись необходимые финансы. В новых же условиях, режиссерам нужно было самим искать и находить деньги. «Молодые режиссеры могли сами голодать, но снимать. Брали кредиты в банках, а Болот Толонович так не мог», — пояснила она.
Правда, совсем от кино он не отошел. Писал книги, сценарии, занялся спортом. А точнее занялся совершенствованием национальной игры в козлодранье. Ведь именно с его подачи эта древняя игра кочевников обрела второе дыхание. Как рассказал президент ассоциации «Дордой» Аскар Салымбеков, осенью 1997 года вместе с режиссером Темиром Дуйшекеевым Шамшиев пришел к нему с предложением вывести национальную игру на новый уровень. Он поддержал. Разработали новые правила, привлекли спортсменов для тестирования новых правил, начали проводить первые игры по новым правилам.
Позже, как рассказал режиссер Марат Сарулу, мэтр решил все-таки снять полнометражный фильм. В 2009 году он начал работу над картиной «Призраки орехового леса». Но фильм снимался всего полтора месяца, потому как возникли финансовые проблемы, и съемки пришлось остановить. Это была его первая картина в эпоху капитализма, и он к этому, видимо, был не готов…
Автор: Суйунбек ШАМШИЕВ