8.1 C
Бишкек
Среда, 23 октября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕНаше авторское кино – фаворит в странах

Наше авторское кино – фаворит в странах

Кыргызский кинематограф отметит на днях 80-летний юбилей. Накануне знаменательной даты корреспондент газеты побывал в гостях у директора студии “Кыргызфильм” имени Т.Океева — Акжола Бекболотова.

Когда на кыргызскую землю пришел кинематограф?

— 17 ноября 1941 года вышло постановление  об открытии студии кинохроники в городе Фрунзе. С этого дня и идет отчет кыргызского кино. Однако в те годы в студии почти не было кыргызов. Только через тридцать лет пришла первая плеяда выдающихся мастеров кино – Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаров, Лилия Турусбекова, Фатима Мамыралиева, Динара Асанова и другие.

Что стало темой для их картин?

— Произведения Чынгыза Айтматова. Фольклор, эпос, история, культура целой нации были  непаханым полем для киноискусства. И талантливые мастера визуализировали все это и передали новому поколению кинематографистов. Чтобы как-то обойти цензурные ограничения,  передавали свои посылы через метафоры, работали с символиками. Ведь и в самих произведениях Айтматова есть скрытые подтексты.

С чем столкнулось кыргызское кино, когда страна получила независимость?

— С 1991-го и примерно до 2010 года был период, когда кыргызское кино не могло определить свое направление. Но фильмы снимались. Пока не произошел первый серьезный кризис в 1998 году: кончились запасы кинопленки, которые оставались еще от СССР.

То есть восемь лет снимали на пленках, которые остались от СССР?

— Да. У операторов были припрятанные запасы, покупали у своих знакомых в странах СНГ, кто-то находил спонсоров и покупали…

А на новые не хватало средств?

— Один ее метр стоил в то время 3 доллара. А один метр кинопленки – это 2,2 секунды времени! Представляете, как это дорого!? И это только негатив. После съемок надо было еще переводить на позитив.

В те годы стала приходить аналоговая видеотехника. Потом появились HDV- видеокамеры, которые снимали на кассеты. Но они не могли достичь того качества, которое передавала кинопленка. И было ощущение, что многие отошли от создания фильмов. Но, к счастью, в это время появились такие режиссеры, как Актан Арым Кубат, Темир Бирназаров, Эрнест Абдыжапаров, Марат Сарулу. Они как-то находили пленки, спонсоров и снимали кино. Это было то поколение, которое получило знания при СССР, а снимать начали в новой эре. Потом начали открываться частные киностудии. Одним словом, каждый тянул свою лямку как мог.

Власти уже независимого Кыргызстана ввели свою цензуру в киноиндустрии?

— Нет. Были, естественно, ограничения морально-этического характера, которые есть во всем мире и которые не противоречат нормам Конституции. Это такие запреты, как порнография,  пропаганда насилия, межнациональной розни и тому подобное.

Какие фильмы стали создавать режиссеры после обретения независимости?

— На экраны вышли картины “Селкинчек”, “Маймыл”, “Бешкемпир” Актан Арыма Кубата, “Бурная река, безмятежное небо” Марата Сарулу. Это было в основном авторское кино.

Отчасти это было связано с нехваткой средств. Но, если обратиться к истории кыргызской киношколы, то она близка к авторской. Авторское кино ближе к правде жизни, оно показывает ее такой, как она есть. Нехватка средств для создания картин, подталкивала режиссеров к творческим поискам, они старались в короткое время вложить максимум смысла. Потом кинематографисты стали работать с продюсерами. Это было новое в кыргызском кино. Их картины стали завоевывать призовые места на международных фестивалях.

Сейчас снимается немало фильмов. Когда началось оживление в киноиндустрии?

— Примерно с 2008 года. Пришла цифровая техника, которая была более доступна по цене и по качеству порой даже превосходила кинопленку. Стали больше снимать короткометражные картины, открылись мастер-классы, их выпускники стали создавать картины. Специалистов стали готовить Институт искусств им. Б.Бейшеналиевой, кыргызско-турецкий университет “Манас”. Одним словом, стало приходить новое поколение.

И, говоря о киношколе, хочу отметить фильм “Курманжан Датка” Садыка Шер-Нияза. Это картина в жанре исторической драмы и те, кто участвовал в съемках от начала до конца, можно сказать, прошли целый университет. Тем, кто работал над картиной, она придала уверенность, помогла поверить в себя. Там строили декорации, принимали визуальные решения с использованием новейших технологий и, как говорится, потрогав все своими руками, молодые поняли, что и они могут сделать то, что делают в лучших зарубежных фильмах.

Кроме того, некоторые режиссеры прошли обучение в киношколах Англии, США, России. Например, режиссер Таалайкул Мендеев в свое время поехал учиться в Италию. А режиссер Эльнура Осмоналиева закончила Нью-Йоркскую академию, там же учился и Руслан Акун. Есть так называемый второй состав: это — ассистенты режиссера, декораторы, помощники операторов и другие, которые учатся на съемках масштабных фильмов. К примеру, во время съемок картины “Песнь древа” в Кочкорском районе привлекли местного парня, который не имел никакого отношения к кинематографии. А сегодня он востребованный художник-декоратор.

Когда начали снимать жанровое кино: комедии, боевики, драмы…

— Примерно в 2005-2006 годах, когда пришли камеры HDV. Среди них можно отметить картину “Министрдин кызынын махабаты”, которая понравилась зрителям, и даже сняли ее продолжение. Люди соскучились по отечественному кино. Ведь был вакуум десять лет, когда почти не снимали полнометражные картины, была разрушена сеть кинотеатров.

Как говорят эксперты, самый сложный жанр – комедия. Почему у нас стали много снимать именно в этом жанре?

— Наверное, это было требование зрителя, когда он уставал от проблем и хотел хоть немного поднять себе настроение. Вначале не очень получалось, потом стали снимать на уровне. В основном это были выходцы с “Тамашоу” (кыргызский аналог игры КВН), которые не загоняли себя в академические рамки, а, так сказать, “хулиганили” в кино. Может, это и понравилось народу. Ведь герои этих фильмов использовали выражения, которые зритель слышал на улице, они высмеивали изъяны общества.

Почему у нас не получили развитие такие жанры, как ужас, триллер, фантастика?

— Фильм ужасов не требует больших денег. Но Голливуд нам показывает самые лучшие картины этого жанра, снятые на очень высоком уровне. Чтобы снимать так, как они, нужны сильные сценарии, нужно быть в поиске. Что касается фантастики, то там требуется серьезный бюджет. Плюс новейшие технологии. Нам не нужно тягаться с Голливудом. Нам нужно искать свой путь, свой стиль.

Говорят, одна из главных проблем современной киноиндустрии – нехватка хороших сценариев. Ваше мнение?

— Да. У нас много создателей картин. Но когда объявляем конкурсы, то на полнометражные фильмы поступает всего 7-8 сценариев.

Сколько сейчас в год снимается фильмов?

— В среднем около десяти. С началом пандемии картины фактически не снимались. Обычно 2-3 при поддержке государства, остальное частные студии снимают.

Что можете сказать о фильмах, которые критикуют за то, что там показаны плохие стороны народа?

— Да, было такое, когда говорили, что показывали изнанку нашего общества и за счет этого получали призы кинофестивалей. Но проблемы, которые есть у нас, есть у всех народов. Скажем, алкоголизм, наркомания… Помните, французский фильм “Такси”? Как там преподнесли образ полицейских? На самом деле они не такие же. Но в картине показана проблема этого ведомства.

Как сейчас идет финансирование со стороны государства?

— В этом году киноиндустрия получила в три раз больше финансов от государства, в сравнении с предыдущими годами. Если будет возможность снять масштабный исторический фильм, то это значительно поднимет уровень нашего киноискусства.

— Трудно сегодня найти спонсоров для создания картин?

— Если режиссер известный, то ему найти, наверное, не очень сложно. Трудно для начинающих. Из бизнес-среды нас в основном поддерживают строительные компании. Есть и режиссеры, которые работают через копродюсерство. Но их пока мало.

В каком направлении будет двигаться кыргызское кино?

— Наше кино – авторское кино. Мы, можно сказать, фавориты в странах СНГ в этом направлении. У нас появился свой стиль, свой язык. И нужна поддержка государства, чтобы картина не превратилась в инструмент для бизнеса. Нужно поддерживать талантливых режиссеров, чтобы они снимали высокое кино.

Автор: Суйунбек ШАМШИЕВ

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии