-14.9 C
Бишкек
Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойМУЛЬТИМЕДИЯДолгая дорога к миру

Долгая дорога к миру

Через 32 года вооруженного конфликта в Карабах пришел долгожданный мир.

Не углубляясь в историю и не давая оценок запутанному конфликту, корреспондент газеты рассказала в специальном репортаже, что представляет Карабах сегодня и что ждет этот регион в будущем.

Мирное соглашение подписано

Говорят, что лучшая война та, которая не состоялась. Но Азербайджану и Армении не удалось избежать боевых столкновений за Карабах. 32 года продолжался затяжной вооруженный конфликт между бывшими союзными республиками, начиная с первых выстрелов еще в СССР и заканчивая последней Карабахской войной, что вспыхнула — 27 сентября 2020 года и продлилась 44 дня.

Международное сообщество все эти годы пыталось примирить враждующие стороны. В 1993 году, в разгар первой Карабахской войны, были приняты четыре резолюции Совета безопасности ООН, которые потребовали от Армении немедленного и безотлагательного вывода своих вооруженных формирований с занятых территорий. Аналогичные резолюции были приняты ОБСЕ, Советом Европы, Исламской конференцией и другими международными влиятельными структурами. Но ни одна резолюция не была выполнена.

В мае 1994 года при посредничестве Кыргызстана и России представители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха подписали соглашение, известное как Бишкекский протокол, призывающий к прекращению огня. Но и после подписания Бишкекского протокола стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, локальные инциденты с применением огнестрельного оружия происходили постоянно в зоне конфликта.

С 1994 года переговорный процесс между странами велся под эгидой инициированной Москвой Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой выступали США, Россия, Франция. Но к 2020 году переговорный процесс Минской группы ОБСЕ зашел, по сути, в дипломатический тупик.

И 27 сентября прошлого года затяжной конфликт перешел в горячую фазу. Армения и Азербайджан вновь вступили в полномасштабные боевые действия по всей линии фронта в Карабахе. 44 дня шла настоящая война, которая закончилась победой Азербайджана.

Согласно мирному соглашению, подписанному в ноябре прошлого года президентами России, Азербайджана и Армении, в Карабах были введены российские миротворцы. Для стабилизации обстановки.

Шуша восстанавливается

Конфликт закончился. Теперь в Карабахе уже не стреляют. Накануне  Дня памяти шахидов — 27 сентября, который в Азербайджане  решили отмечать в день начала 44-дневной войны, журналисты разных стран побывали в возвращающемся к мирной жизни Карабахе и, в частности, в городе Шуше, за который шли особо ожесточенные сражения.

По обеим сторонам проложенной в рекордно короткие сроки дороги, как нам сказали, возможно, лежат мины. Сколько их, никто точно не знает. Азербайджан требует передать ему карты заминированных территорий, поскольку подорвались на них и погибли или получили тяжелые ранения не менее 150  мирных граждан и военнослужащих. Летом этого года, уже в мирное время, двое азербайджанских коллег-журналистов подорвались на одной из мин и погибли.

Масштаб разрушений в Карабахе настолько огромен, что о возвращении мирной жизни здесь можно говорить не раньше, чем года через 2-3. Хотя, судя по тому, какими темпами он восстанавливается, можно предположить, что это произойдет и раньше. Слишком велико желание азербайджанского народа вернуться в родные места. Каждый азербайджанец в течение 30 с лишним лет жил с этим  желанием.

Восстанавливается инфраструктура – дороги, подстанции. Мы проезжали мимо масштабной стройки – почти 12- километрового участка туннеля Муровдаг, мимо десятков бульдозеров, которые сносят разрушенные жилые дома, чтобы возвести на их месте новые. В Азербайджане даже создали Фонд возрождения Карабаха. Поддержку ему готовы оказать не только бизнес-структуры, а буквально все население.

В самой Шуше пока очень многое напоминает о войне. На стенах чудом уцелевших хрущевских пятиэтажек следы недавних боев, обрушенные балконы от снарядов, попавших в квартиры. Многие здания вообще восстановлению не подлежат. Поэтому возвращаться пока еще некуда – полная разруха. В городе живут в основном военные, строители с семьями, работники разных, крайне необходимых для восстановления города служб. Но мирная жизнь в Шушу постепенно возвращается: уже восстановлены освещение, водопровод, мечеть, проложены дороги на основных улицах.

Шуша, которую еще называют Жемчужиной Карабаха, возвращает себе и славу одного из культурных центров Азербайджана. В Азербайджане есть более древние и именитые города, но именно Шуша прославилась на Кавказе как родина поэтов и музыкантов.  До войны здесь было 170 памятников архитектуры и 160 памятников культуры и искусства. В годы конфликта многие из них были разрушены, разграблены и вывезены из страны.

Конечно, группа журналистов побывала и в Доме-музее великого музыканта и певца Муртузы Мамедова, которого прозвали за прекрасный голос Бюль-Бюль, что значит соловей. Полад Бюль-Бюль оглы, известный эстрадный певец во времена Союза, а ныне посол Азербайджана в России обрел столь изысканное имя благодаря отцу. Бюст соловью-старшему и его дом были сильно повреждены. Теперь там закончены восстановительные работы, поставлен новый памятник.

Баку. Год спустя — 27 сентября.

Прошел год после войны. Но патриотизм азербайджанцев по-прежнему в апогее, как и в день победы. 27 сентября тысячи людей пришли на Аллею шахидов, чтобы почтить память героев, положить цветы на их плиты. На балконах домов в Баку люди вывесили национальные  флаги, а  на улицах  повсюду можно было встретить фронтовиков-ветеранов в военной форме с множеством наград, полученных за боевые действия в разное время. С тремя из них я разговорилась. Они шли на встречу с однополчанами к памятнику — Национальному герою Азербайджана Альберту Агарунову. Все трое воевали в одном первом танковом батальоне.

По их словам, эта война была  в прямом смысле Отечественной. Все мужское население буквально  рвалось на передовую. В их батальоне, например, воевали добровольцы разных национальностей – много русских парней, украинцев, татар, но уже, можно сказать, с азербайджанскими корнями.

« Например, Альберт Агарунов был евреем, но тоже родился и жил в Азербайджане. Он отправился добровольцем на фронт, хотя мог остаться дома, — рассказал мне его командир лейтенант в отставке Агабаба Касымов. – Отчаянный был парень и погиб в бою.  На дороге перед его танком лежали погибшие солдаты. Он хотел перенести их тела  в сторону, не мог он проехать по ним. Но пуля снайпера сразила его самого».

Указом президента танкисту Альберту Агарунову было присвоено звание — Национальный герой Азербайджана (посмертно). Герой похоронен в Аллее шахидов в Баку.

… Я дважды была в Азербайджане. Но в первый раз не почувствовала такого единения народа, такого доверия  к президенту, как во время последней командировки. И можно с уверенностью считать, что это была последняя война за Карабах. С таким народом и президентом иначе быть уже не может…

Автор:Нина Ничипорова

 

 

 

Предыдущая статья
Следующая статья
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии