6.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕЖизнь висела на волоске

Жизнь висела на волоске

В таких случаях говорят: если бы не доктор Каримов. Именно от его экстренных профессиональных действий зависела жизнь двух 21–летних молодых людей, которых привезли в отделение нейротравмы №2 Национального госпиталя в предкоматозном состоянии.

Чуть не убил гайморит…

По словам нейрохирурга Султанбека Каримова, большинство абсцессов в головном мозге возникает из–за невылеченных болезней носа и уха.

— Если бы мы знали, чем закончится начавшийся у сына гайморит, отправили бы его к врачу, — сокрушаются сейчас родители парня. — А болезнь прогрессировала. И даже когда начались сильные головные боли, он сидел на обезболивающих препаратах. Надеялись, пройдет, думали, что это от переутомления. Сын — студент–отличник оканчивал институт, много занимался.

Закончилось все плачевно. Айбека привезли в отделение нейротравмы Национального госпиталя в тяжелейшем состоянии, у него полностью парализовало левую половину тела. В «Юрфе» после томографического обследования юноше поставили предварительный диагноз: «инсульт».

— Но клиника явно не совпадала с диагнозом. Я долго и очень внимательно изучал снимок и поставил свой диагноз: «абсцесс головного мозга». А значит, оперировать пациента надо было в экстренном порядке, — пояснил Султанбек Каримов.

По словам нейрохирурга, когда они вскрыли черепную коробку, то увидели, что абсцесс внутри мозга прорвался и гной скопился в нем самом, заполонил все извилины правого полушария.

— Мозг — это мягкие ткани, у него нет границ, и гной распространяется очень быстро. Еще бы чуть–чуть — и он прорвался бы и в левое полушарие. И если бы Айбек впал в кому (а он уже был в предкоматозном состоянии), то не вышел бы из нее. Вероятность летальных исходов в таких случаях почти стопроцентная, — добавил Каримов.

— Гной сдавливал мозг, и поэтому отказала левая половина тела. Мы убрали абсцесс внутри мозга и максимально очистили от гноя его правое полушарие, — говорит Каримов.

После операции у больного прояснилось сознание, появились движения в руках и ногах, прошли судороги и исчезли мучительные головные боли. Молодой человек проходит сейчас плановую антибиотиковою терапию и… начал учиться в магистратуре.

Говорят, что после таких случаев многие больные остаются инвалидами. Но по Айбеку, с которым мы встретились в кабинете Каримова, этого не скажешь. У молодого человека уверенная походка, четкая речь. По крайней мере, ничто не выдает пережитого им. Студент–отличник поступил даже в магистратуру и сейчас занимается.

Но Айбеку предстоит еще одна операция по реконструкции черепа. Как пояснил Султанбек Кудайбердиевич, во время первой операции они удалили одну из костей черепа.

— Без этого мы не обошлись бы. Мозг был настолько увеличен, что не умещался в обычном для него пространстве. Кость сдавливала мозг, и ее в таких случаях удаляют. Иначе мы могли бы потерять молодого человека, — добавил нейрохирург.

Но, как заверил Каримов, предстоящая операция после уже перенесенной раньше менее опасная и для пациента, и для хирурга.

…и едва не погубил велосипед

23 августа едва не стал последним днем в жизни 21–летнего Бакыта (имя изменено). На скорости он перелетел через велосипед, на котором ехал, и ударился головой. Удар был настолько сильным, что череп треснул в нескольких местах, в том числе лобная кость. И на фоне сильнейшей открытой черепно–мозговой травмы образовались две гематомы в головном мозге.

Пострадавшего привезли в предкоматозном состоянии с обильным носовым кровотечением в отделение нейротравмы на «скорой».

Судя по снимкам компьютерной томографии, мозг сильно пострадал, был отекшим. На экстренно собранном консилиуме во главе с академиком Миталипом Мамытовым было решено подождать с операцией. После операции при таких повреждениях существует большая вероятность отека головного мозга. А это состояние, как пояснил Каримов, пожалуй, самое страшное в нейрохирургии.

— Мозг не терпит вмешательств, сразу раздражается, возбуждается, воспаляется. Операция в данной ситуации принесла бы больше вреда, чем пользы, и только усугубила бы положение, — рассказал Султанбек Каримов. — Главное в этой ситуации — правильно назначить лечение препаратами.

В течение недели Бакыт получал назначенное врачом лечение, и оно пошло ему на пользу. Гематомы значительно уменьшились в размерах, со временем при правильной терапии их не станет. Состояние пострадавшего тоже улучшилось. Больше вызывает опасение зрение молодого человека. При травме повредился так называемый отводящий нерв. И Каримов вместе с офтальмологами пытается вернуть зрение пациенту.

— Треснутый череп тоже сам восстановится. Мы оперируем больных, когда отломки костей уходят в мозг, — говорит Каримов. И добавил, что такой тяжелой травмы могло и не быть, если бы пострадавший был в шлеме.

И Каримов прав. Редко кто из велосипедистов надевает каску. Не носят их и владельцы разных электросамокатов, которые ездят на скорости до 50 километров в час. А это большой риск — оказаться пациентом отделения нейротравмы № 2 Национального госпиталя…

Автор: НИНА НИЧИПОРОВА

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии