8.1 C
Бишкек
Пятница, 18 октября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕАсейин Аракеев: Надо открывать совместные кыргызско-китайские предприятия 

Асейин Аракеев: Надо открывать совместные кыргызско-китайские предприятия 

Академик Асейин Аракеев много лет возглавляет Общество дружбы Кыргызстан-Китай. Он был одним из первых кыргызстанцев, кто налаживал мосты сотрудничества и дружбы между Китайской Народной Республикой и независимым Кыргызстаном. В беседе с корреспондентом нашей газеты ученый рассказал о впечатлениях после первой поездки в Синьцзян, об отношениях двух стран, перспективах сотрудничества.

— Асейин агай, вы посетили Синьцзян еще на заре обретения Кыргызстаном независимости. Чем впечатлил, удивил этот  самобытный и интересный регион Китая?

— Впервые я посетил Синьцзян в 1992 году. Это была совместная поездка с турецкими бизнесменами. Мы поехали в Кульджу через Хоргос (Казахстан) и увидели малоразвитый, отсталый район. И в культурном плане был резкий контраст. Из Хоргоса до Кульджи ехали на автобусах и по пути не встретили ни одного туалета.

В Кульдже я впервые увидел рикшу. Нам надо было ехать в аэропорт и один из членов делегации, Мехмет, сказал, что заказал такси. Мы ожидали автомашину, а приехал мужчина на трехколесном велосипеде с двумя пристроенными сзади сидениями. Можете представить нашу реакцию! Но и это было еще не все. Помню, на подъемах он не мог ехать, и нам приходилось толкать его транспорт. В аэропорту сотрудницы не знали английского, а мы — китайского. Приходилось объясняться жестами. Нам надо было лететь в Урумчи, а билетов не осталось. Пришлось ехать на автобусе. Добирались целые сутки.  Правда, Урумчи и тогда был большим городом и не уступал Бишкеку. Но сейчас он раза в три больше Бишкека и его, конечно, не сравнить с Урумчи 30 лет назад. Тогда мы посетили урумчинскую ярмарку, которая ежегодно проходит в начале сентября.

— Какой город еще посетили в ту первую поездку?

— Кашгар. Мы интересовались предприятиями по производству ковров. Поселились в гостинице, которая в прошлом была консульством российской империи. Это было здание с преобладанием красного цвета, с экзотической архитектурой. Кашгар вообще отличался своей самобытностью. Там жили уйгуры, казахи, кухня была знакомой. Бросилось в глаза, что в городе много туристов. После Кашгара посетили Илийский район на севере, затем — город Хотан. Там меня удивило огромное количество мулов.

— Западная пропаганда постоянно твердит о нарушениях прав национальных меньшинств, в частности, о создании в Синьцзяне якобы спецлагерей для принудительного труда, о притеснении мусульман. Что можете сказать по этому поводу?

— В Китае действительно проживает большое количество представителей разных национальностей. Знаменитый манасчи Жусуп Мамай написал 18 книг. Одна девушка из Кыргызстана начала переводить его книги на кыргызский. Чтобы перевод был качественный, я договорился с китайской стороной о ее стажировке в Китае. И мои друзья помогли ей поработать в Синьцзяне три месяца.

Я был удивлен, с каким желанием и уважением китайский народ поддерживает культуру кыргызского народа! Даже были выделены деньги на создание фильма об эпосе “Манас” в КНР. Причем в Китае не искажали эпос в свою угоду. Я думаю, этот пример о многом говорит.

— Как нынешнее правительство и президент Кыргызстана относятся к Китаю, западным странам?

— Президент Садыр Жапаров проводит нормальную политику со всеми, в том числе с Китаем. С Китаем удалось решить вопрос пролонгации долга.

— В условиях эпидемиологической ситуации отношения между странами в мире усложнились. Как действовать Кыргызстану в этой сложной международной обстановке?

— Нам надо понять, что развиваться нужно самим. Постоянно просить помощи извне — не выход. Пандемия не будет же длиться вечно! Когда-то границы полностью откроются. А сейчас  нужно четко проводить кампании по вакцинации. Благо, что с вакцинами нам помогают разные страны, особенно Китай. Наша страна находится в логистическом тупике и нужно развивать логистику, дороги.

— Есть ли у вас еще какие-то предложения по сотрудничеству между Китаем и Кыргызстаном, укреплению дружбы и обмену с Синьцзяном?

— Сейчас не помню точно, кажется, в 1996 или 1998 году заседание кыргызско-китайской межправительственной комиссии Синьцзян-Бишкек прошло у нас. Тогда с китайской стороны поступило предложение о строительстве железной дороги. Мы поддержали его.

Они пообещали построить участок от Урумчи до Торугарта. Эта дорога соединила бы страны Юго-Восточной Азии со странами Европы, она связала бы не менее 19 стран.

Я представил свой вариант железной дороги, где не было перевалов. Мой вариант соединил бы север с югом Кыргызстана. Согласно моему проекту, из Китая можно было соединиться с Балыкчы и с Джалал-Абадом. Железная дорога нужна нам как воздух. Кроме того, нам нужно открывать совместные предприятия и производить товары у нас. Также можно развивать майнинговые фермы, которые можно строить на берегу реки Нарын. Большие перспективы имеет агропромышленный комплекс. У нас 600 тысяч гектаров богарных земель.

Автор: Сергей Иванов

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии