11.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕМарат Жороев: Парки – приоритетное направление развития столицы

Марат Жороев: Парки – приоритетное направление развития столицы

Почему так много шума вокруг Плана детальной планировки города, будет ли Бишкек охвачен сетью велодорожек, где будут разбиты новые парки и скверы, влияют ли здания на розу ветров и о многом другом корреспондент газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» поговорил с первым заместителем начальника «Бишкекглавархитектуры»  Маратом Жороевым.

Скверы в жилмассивах

— За последние несколько лет в Бишкеке были построены два новых парка и реабилитированы несколько старых. Есть ли в планах строительство новых?

— Парки для столицы – одно из приоритетных направлений развития. Как вы заметили, новые парки построены в южной части города. Уже работает парк «Ынтымак-2». И есть в планах строительство новых. Но теперь акцент будем делать на жилые массивы, потому как там почти нет инфраструктуры отдыха. Из-за этого жители приезжают в центр города для досуга. Кроме того, сейчас совместно с командой АУЦА работаем над проектом «Кок Бишкек» («Зеленый Бишкек») по развитию прибрежных территорий рек Аламедин и Ала-Арча. К примеру, в районе жилмассива «Энесай» есть территория 16 гектаров, где можно разбить парк, сделать набережную. Административно территория не относится к городу, но по Генплану скоро должна перейти столице. Там есть вода, зелени много. Вложений требуется минимум. А когда реализуем проект, это станет местом отдыха  жителей всех близлежащих жилмассивов. В жилмассиве «Арча-Бешик» хотим разбить небольшой бульвар. Из-за отсутствия мест в новостройках будем разбивать скверы.

— С каждым годом приобретают актуальность велодорожки.  Есть ли планы по созданию велодорожек по всему городу? Возможно ли это?

— Мы начали разработку концепции развития велоинфраструктуры Бишкека. Скоро соберем велосообщество, заинтересованных лиц и проведем круглый стол, где презентуем концепцию, проведем опрос жителей, чтобы узнать их мнение: где делать дорожки, как им удобно передвигаться, где должны быть велопарковки. Мы ходим создать сеть дорожек, по которым можно передвигаться по всему городу. Но должен отметить, что сделать велополосы на проезжей части не можем. Иначе город просто встанет! Возьмем обособленные места. Например, пути вдоль рек в увязке с набережной. Реки пересекают объекты торговли, учебы и так далее. К примеру, из 10-го микрорайона можно добраться до Ошского рынка, Западного автовокзала. Или вдоль реки Аламедин из микрорайонов можно доехать до улицы Ахунбаева, ЦУМа, Восточного автовокзала и так далее.

Что будет на месте ресторана «Нарын»?

— Почему в Бишкеке нет небоскребов? Есть ограничения по этажности? Ведь в свое время дома выше 9 этажей практически не строили.

— Ограничений по этажности нет. Странно, конечно, но мы ориентируемся на возможности противопожарной службы. У нее нет лестниц и других технических оборудований, которые могли бы достигать десять и более этажей.  Но технологии развиваются, и можно строить высотные здания с улучшенной системой внутреннего пожаротушения. Если найдутся желающие построить небоскреб с современной системой пожаротушения, думаю, не будет ограничений.

— А желающие были?

— Были. Но проекты остались на бумаге.

— В свое время бурную дискуссию вызвал снос ресторана «Нарын». Что на этом месте построят?

— Сейчас этот вопрос на стадии обсуждения. Есть инвестор, готовый построить на месте бывшего ресторана новое здание. Скоро приступим к обсуждению его проекта. Скорее всего, это будет многофункциональное здание. Единственное наше требование, чтобы это был не очередной торговый комплекс.

— Как обстоят дела с ПДП и почему так много шума вокруг этого вопроса?

— ПДП нужен городу. Он охватывает центральную часть города. Проблема не в самом документе, а в слабом информационном разъяснении. Надо было сначала донести до общественности, что означает этот план. Граждане, которые подавали информацию с неправильной точки зрения, преподнесли это как изъятие участков у горожан. В итоге ПДП отменили. Сейчас мы возвращаемся к этой теме, но, думаю, нужно вернуться не к исходной точке, а к той, где необходимо доработать, устранить те пробелы, которые оспаривали.

— Говоря простым языком, ПДП это план определенной территории, где и что в будущем можно строить, что должно быть и чего быть не должно?

— В нем указывается назначения, функции зданий, этажность. И, разумеется, речи нет ни о каком изъятии имущества против воли граждан, собственников.

На вкус и цвет…

— Есть ли у «Бишкекглавархитектуры» своя политика в отношении облика городских зданий? Например, есть ли требования к цвету зданий, кровель, фасадов?

— Единого требования к цвету, к материалам нет. Но я согласен с тем, что облик не сбалансирован. В этом плане есть упущения. Мы хотим это исправить. Сейчас работаем над тем, чтобы повысить роль и значение Градостроительного совета. Будем более требовательны к архитектуре зданий. Сейчас разрабатываем дизайн-код города, чтобы были единые эскизы к вывескам, к информационно-рекламным конструкциям, которые будут размещаться на фасадах, какие материалы нельзя использовать и так далее.

— Возможно ли, что в будущем будет введен запрет на использование сары-таша (материала для отделки) в высотных зданиях? Ведь есть риск, что его куски могут обрушаться?

— Почему используют сары-таш? Он доступен по цене, производится у нас. По техническим свойствам не полностью отвечает отделке, недолговечный. Но в корне запретить не можем. Думаю, со временем его перестанут использовать.

— Есть ли политика «Бишкекглавархитектуры» в отношении жилых массивов города? Каково их архитектурное будущее?

— До этого к новостройкам относились чуть-ли не как к трущобам. Пора жилмассивы превращать в микрорайоны. Там должны появиться все объекты социально-бытового назначения, чтобы жители могли получать все необходимые услуги, не приезжая в город.

— Наверное, все горожане слышали про так называемый Исык-Атинский разлом. Но городские власти разрешили строительство зданий в зоне сейсморазлома. В прошлом на этой территории запрещалось строительство.

— Есть строительные нормы и правила касательно этого сейсморазлома; какие конструкции должны быть, какие типы и так далее. Но запрета на строительство со стороны каких-либо государственных органов не было.

— С наступлением зимы, когда начинаются проблемы со смогом, много говорят о розе ветров, которая нарушена из-за хаотичного строительства. 

— Обвиняют нас, архитекторов, что, дескать, это мы нарушили розу ветров, из-за нас город задыхается от смога. Но, как давно установлено, в зимний период в Бишкеке практически нет сильного ветра. Почти штиль! И потом в столице здания не стоят сплошной стеной,  город продувается, но мало. Кстати, в Бишкеке только 15 процентов территории застроено многоэтажными зданиями. Больше половины — индивидуальная застройка. В 1947 году в Лондоне была подобная ситуация, прозванная «Желтым туманом». Зима выдалась очень холодной, и неделю стоял смог! В то время отапливались углем, почти весь транспорт был на дизеле.

— Есть ли у Бишкека долгосрочный план развития? Город будет расти вширь или вверх?

— Вверх. Сейчас приступаем к разработке нового Генерального плана, потому как в 2025 году заканчивается расчетный срок. Можно сказать, даже немного запаздываем, потому как на разработку уйдет 4-5 лет. Последний план принимали в 2006 году.

— Применяете ли на практике архитектурные идеи других городов?

— Наверное, я был в таких городах, где нет проблем с инженерными сетями. В Бишкеке устарели инженерные сети, это мешает развитию города. Если бы ввели в строй ГЭС-2, то близлежащие районы получили бы развитие. Инженерные сети дышат на ладан. Они были проведены в советское время и исчерпали свой ресурс.

Автор: Суйунбек Шамшиев

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии