В сентябре должен состоятся Каспийский экономический форум с участием стран, имеющих выход к берегам – Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан. Задача – отрегулировать некоторые проблемы, прийти к общему знаменателю по некотором вопросам. И эта тема касается не только «береговых» государств.
В 2018 году участниками было принята Конвенция о правовом статусе Каспийского моря во время саммита в казахстанском городе Актау.
Данный международный договор заменил собой советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов касательно Каспийского моря, которое остаётся в общем пользовании сторон, а «дно и недра делятся соседними государствами на участки по договорённости между ними на основе международного права». Рыболовство, судоходство, в частности курсирование паромов между странами-участниками, а также научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов по дну моря осуществляются по согласованным сторонами правилам. В частности, «при прокладке магистрального трубопровода по дну моря требуется согласие только той стороны, через чей сектор будет пролегать трубопровод».
Одним из главных пунктов является «недопущение присутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора, а также определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами».
Как всегда, эта ситуация не устраивает Соединенные Штаты, которые хотят быть везде, везде присутствовать. Их попытка попасть в число участников договора о Каспийском море была когда-то резко пресечена Россией. И, конечно, США это не понравилось. Видя, что и без них стороны могут успешно договориться, Вашингтон уже заявил, что постарается воздействовать на процесс через «дружественные» страны – Азербайджан и Казахстан, с которыми уже налажено военно-техническое сотрудничество. Кроме того, США выдвинули уже достаточно давно идею Большого Каспия, то есть вовлечение в обсуждение будущего Каспийского моря других стран Центральной Азии, кроме Казахстана и Туркменистана, а именно Кыргызстана и Узбекистана, а также Грузии, Армении и даже были планы насчет Афганистана. По большому счету, задача проста – при увеличении стран-участниц, среди которых есть явные сателлиты американцев, наверняка появятся больше разногласий, что затормозит процессы невыгодные США.
То есть участие США в процессах вокруг Каспийского моря – угроза стабильности в регионе. После провального выхода из Афганистана Вашингтон желает сконцентрироваться на центрально-азиатском регионе, особенно на военно-политических вопросах. Поэтому пункт договора «Каспийской пятерки» о недопущении размещения иностранных вооруженных сил так важен.
Тут следует отметить, что активизация США в регионе, особенно их планы насчет воздействия на решения «каспийской пятерки» через Казахстан и Азербайджан, ставит под угрозу и планы другого мирового и регионального игрока – Китай.
Учитывая, что центрально-азиатские страны и Иран являются объектами проекта «Пояс и путь», Китай не может игнорировать процессы вокруг Каспия. Фактически, идет противостояние Китая и США в союзе с Турцией в регионе, с одной стороны, а с другой Ирана и России. Китайский проект транспортного коридора Восток-Запад затрагивает регион и Иран. Вашингтон не желает сближения Ирана и Китая, Ирана и России. Если же каким-то образов США удастся влезть в Каспийский проект, даже опосредованно, то есть, через Азербайджан и Казахстан, то это угроза планам Пекина реализовать «Пояс и путь». «С этой целью в Вашингтоне под эгидой был создан специальный аналитический центр — Центр каспийской политики (Caspian Policy Center, а также создан альтернативный Транскаспийский форум (Trans-Caspian Forum). Кроме того, США дипломатия США в регионе на фоне провала в Афганистане также активизировалась, достаточно вспомнить, что в начале июля высокопоставленный американский дипломат Энтони Блинкен встретился со своими узбекскими и таджикскими коллегами для обсуждения вопросов региональной безопасности. До этого страны региона посетил спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад. Вашингтону нужны новые базы в Центральной Азии.
Cознательно или нет, но Азербайджан и Казахстан в какой-то мере тормозят проект «Пояс и путь». А если эти страны примут позицию США при обсуждении проблем вокруг моря «Каспийской пятеркой», то многие проекты других стран, особенно транспортные, в том числе и Ирана, также могут быть торпедированы, исходя из интересов Вашингтона. Вдобавок, китайский проект «Пояс и путь» не выгоден Казахстану, ведь китайские товары могут пойти в Европу минуя казахские железные дороги, то есть Астана лишится огромных денег за транзит. Соответственно, Казахстану более интересна вашингтонская платформа. Российская сторона хочет обратить внимание заинтересованных сторон, в том числе китайские компании, к привлекательности маршрута для перевозки грузов по территории России, то есть в рамках единого таможенного пространства и без перегрузки на паромы, что ускорит прохождение товаров и устранит ненужные финансовые издержки.
Каспийский форум является значимой площадкой, где обсуждаются самые актуальные вопросы жизни региона, в том числе: коллективная безопасность, многостороннее торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарные связи. Представители стран «каспийской пятерки» способны принимать самостоятельные решения в отношении значимых проблем для своих стран и региона в целом.
Также важно, чтобы Иран принял верное решение. Плавная ратификация иранским Меджлисом конвенции 2018 года по Каспию поможет активизировать торгово-экономические отношения не только со странами региона, повысит уровень международной безопасности, а также окажет стимулирующее влияние на развитие транспортного коридора Север-Юг. В контексте усиления западных санкций с их воздействием на и без того разрушенную иранскую экономику консолидированный Каспийский экономический форум предоставит иранской стороне привлекательную возможность для укрепления партнерских отношений с соседними странами, со странами Центральной Азии и Китаем.
Авторы: Игорь Шестаков, Эгамберды Кабулов