29.1 C
Бишкек
Четверг, 4 июля, 2024
ДомойАналитикаБактыбек Бекболотов: Сильная армия - сильное государство

Бактыбек Бекболотов: Сильная армия — сильное государство

Эксперты говорят, что за последние два года армия Кыргызстана претерпела существенные изменения в лучшую сторону: стали больше уделять внимания техническому оснащению, росту боеспособности военнослужащих и развитию патриотического воспитания молодежи. Сегодня армия  вернула себе уважение, стала боеспособной.

В интервью нашему изданию министр обороны КР, генерал-лейтенант Бактыбек Бекболотов рассказал, как это удалось сделать и что ждет наши Вооруженные силы впереди.

— Бактыбек Асанкалиевич, Кыргызстан в этом году занял 100-е место по военной мощи среди 145 стран, поднявшись в рейтинге стран на семь позиций. Можно ли сказать, что это результат последних реформ в нашей армии и согласны ли вы с этим показателем?

— Без поддержки и личного участия Президента и Главнокомандующего Вооруженными силами Кыргызстана Садыра Жапарова ничего не удалось бы добиться в плане создания современной армии. Он не только все отслеживает по докладам, но сам лично участвует во всех учениях, посещает воинские части. В стране идут кардинальные изменения, в частности, больше выделяется средств на закупку и развитие Вооруженных сил. Три года назад, например, в Силах воздушной обороны летал один вертолет, теперь в строю 7 бортов. Впервые в истории приобрели борт 2023 года выпуска, и сегодня пилоты, инженеры, технари получают практический опыт. Вертолетчики летают больше, чем в предыдущие годы. Вертолеты не только закупаем, но и ремонтируем.

В системе ПВО (противовоздушная оборона) за 40 с лишним лет ничего не менялось, а сейчас это требование времени. Для Сил противовоздушной обороны закуплен ЗРК (зенитный ракетный комплекс) Печора 2БМ, который успешно выполняет задачу боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашей страны. Надежность этого зенитно-ракетного комплекса подтверждена в ходе международных учений, где комплекс своим ходом совершил марш в 2600 километров, а в ходе учебно-боевых пусков ракет поразил все цели. Мы значительно повысили потенциал артиллерии, закупили средства связи и многое другое.

Чтобы достичь этого, пришлось приложить немало усилий. Все мы знаем, какой длинный, нелегкий и тернистый путь наши Вооруженные силы прошли за этот крошечный с точки зрения истории период – со дня обретения независимости.  После получения суверенитета система обеспечения войск рухнула. Прекратились поставки техники и вооружения, а войска должны обеспечиваться беспрерывно. Армия — это дорогостоящая статья расходов для любого государства. Тому же в 90-е годы в Кыргызстане в политическом истеблишменте (с англ.языка – власть имущие) царило мнение, что армия нам не нужна, так как мы строим вторую Швейцарию. И до 1999 года наши войска фактически были брошены на произвол судьбы. Тогда мы пережили страшное время. Есть фотографии в архивах, на которых наши срочники были очень худыми. В те времена я был старшим лейтенантом в Балыкчы и через все прошел сам. Даже с обеспечением продовольствия, выплатой зарплаты были большие проблемы. Военные оказались в западне. Это как в фильме «Офицеры», где очень точно все показано. Для меня этот фильм как Библия, каждый раз пересматриваю, так как подобные времена мы сами пережили.

Сегодня Президент лично занимается вопросами безопасности, и это показатель сегодняшнего отношения к армии. Во время нашей первой встречи он поручил мне навести порядок на Бишкекском машиностроительном заводе. Я постарался, как говорится, сделать все возможное и невозможное: закрыл задолженности по зарплате, которую не выдавали несколько лет, провели оптимизацию на производстве и начали налоги платить. Потом я понял, что это была проверка боем: после нее меня назначили министром обороны.

После назначения Главнокомандующий вызвал меня, чтобы услышать оценку ситуации по положению дел. Я откровенно рассказал Президенту, что ПВО и авиация в упадочном положении, что вертолетчики стоят в очереди, чтобы полетать. На тот момент был один вертолет, и вертолетчики сидели на аэродроме часами, глядя в небо. Звания, звездочки на погонах, должности растут, а налета нет, что Вооруженные силы требуют его личного вмешательства, что без его поддержки ничего не изменить. Президент услышал нас, и мы начали работать. Стали отправлять на ремонт вертолеты и технику, этому всему предшествовали постоянные переговоры.

 

К примеру, на встрече с экс-министром обороны России Сергеем Шойгу я задал ему вопрос, как он смотрит на то, чтобы в Кыргызстане создать ремонтную базу, которая будет действовать в интересах ОДКБ в оперативной глубине. Проект у нас был готов, и через год мы уже перерезали ленточку центральной базы ремонта вооружения и военной техники.  Подобная база будет развернута и на юге, будут открыты два ангара. Создание ремонтной базы стало первым шагом в военной реформе. Еще одним свидетельством перемен в нашей армии служит тот факт, что мы смогли перезапустить солидное количество техники и поставить ее в строй, обеспечить склады запчастями. Для этого собрали армейских технарей, провели для них мастер-классы, и теперь они в центрах обслуживания своих частей творят просто чудеса.

Хочу сказать, что изменения не происходили одномоментно, были и переломные моменты. Одним из них стал мой доклад по подведению итогов осенью 2021 года. Тогда я сказал командующим, командирам частей, военкомам, начальникам управлений и отделов, что иду с ними в одном строю, что все мы мечтаем служить в достойной армии.  Давайте же вместе мы ее построим. В знак одобрения офицеры встали и аплодировали.   Для меня это стало показателем доверия, они поверили, что можно выстроить сильную армию. И шаг за шагом изменения происходят. Материальная база обновляется, появляются новые возможности для повышения квалификации. Войска готовы к выполнению поставленных задач. Повторяю, что реформы в Вооруженных силах стали возможны благодаря поддержке Президента страны Садыра Жапарова и его команды: по силовому блоку — Камчыбека Ташиева, по экономическому — Акылбека Жапарова.

Считается, что способность войск и сил можно определить по учениям. Кыргызстан впервые смог обеспечить своей техникой воинские контингенты из Таджикистана и Беларуси, которые прибыли к нам на учения. Реформы коснулись не только обеспечения техникой, но и других сфер. Например, решаются вопросы с жильем для наших военнослужащих. За 2,5 года мы освободили территорию площадью 12,5 га в районе рынка «Кудайберген» под строительство микрорайона с двумя детсадами и школой.  Планируем к лету открыть детский сад в Кой-Таше, а после строители приступят к укрупнению уже существующего детсада «Мурас» в Бишкеке.

— Есть ли тот показатель, к которому вы стремитесь? Какой, на ваш взгляд, должна стать наша армия?

— Приведу простой пример. В 1989 году я служил в Германии в частях постоянной боевой готовности. Это значит, что за 45-50 минут полк должен вывезти всю технику за пределы пункта постоянной дислокации. То есть должна быть полная боевая готовность в любое время дня и ночи, невзирая ни на что. У каждого батальона были свои ворота, и он покидал свои ангары в считанные минуты. Машины были исправны, залиты топливом, обеспечены запчастями, и полк мог совершать марши до 500 километров. К этому любая армия должна стремиться. И наша армия должна находиться в постоянной боеготовности. В армию молодежь не должна идти насильно. Слава богу, сегодня у нас много желающих служить. Армия должна соответствовать угрозам, которые определены новой доктриной: есть факторы внешние и внутренние. Сделано, повторяю, много, но многое еще предстоит сделать. Например, в стране идет зарождение военно-промышленного комплекса.  Минобороны переданы заводы, и уже ведется большая работа, есть большие планы. Это тоже придаст новый импульс развитию Вооруженных Сил.

— Нынешнее количество солдат и офицеров удовлетворяет потребности КР или нужно увеличить эту цифру?

— На сегодня количество солдат и офицеров достаточно для предотвращения и сдерживания существующих угроз. Работы по делимитации и демаркации границ проводятся успешно. Президенты Таджикистана и Кыргызстана на любых международных встречах проговаривают вопросы о границе. Наглядный показатель того, что есть улучшение ситуации: с сентября 2022 года, то есть с тех трагических событий на таджикско-кыргызской границе, не было допущено ни одного выстрела.

Я лично посещал Таджикистан, где мы с министром обороны РТ планировали учения. Я сказал своему коллеге: «Будем говорить о мире, если сам прибудешь и привезешь контингент на учения в Кыргызстан». И он приехал. Уезжая, я сказал: «Коли мы заговорили о мире, давай на этом не останавливаться. Приезжай туда, где шли бои на границе, но только с семьей». Сам я тоже поехал с супругой. Безопасность нам обеспечивали на высочайшем уровне, и пробыли мы там сутки.

По моим наблюдениям, вопрос кыргызско-таджикской границы сегодня принимает другой ракурс, наши отношения принимают тон мирного существования. В нашей доктрине указывается задача – обеспечение мира, и эту задачу мы стараемся выполнять. Если раньше это только декларировали, то сейчас ставим реальные цели.

— Как обстоит дело с использованием информационных технологий в армии?

— Вместе с министерствами страны Минобороны почти полностью перешло на цифровой документооборот. Армия осваивает все необходимые современные технологии, в том числе цифровые. Проводится работа по внедрению и освоению новой техники.

— Помимо стран ОДКБ, с какими странами наша армия сотрудничает?

— Есть Совет министров СНГ и Совет министров обороны ШОС, в которые входят как страны бывшего СССР, так и такие крупные государства, как Индия, Китай и так далее. Кстати, я первый министр обороны Кыргызстана, который побывал в Узбекистане с официальным визитом. Как известно, военное сотрудничество нужно начинать с ближайших соседей, но и укреплять отношения во имя мира с другими государствами.

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии