6.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕЧС... в экономике

ЧС… в экономике

В конце июля депутаты Жогорку Кенеша сразу в трех чтениях приняли закон о введении ЧС в экономику. Как правило, режим ЧС вводят во время стихийных бедствий или нестабильной политической ситуации. Но в истории независимого Кыргызстана не случалось, чтобы его вводили в экономике. Корреспондент газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» попытался разобраться в вопросе, что даст этот закон.

Восемь условий для режима

Закон называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере чрезвычайной ситуации в экономике». То есть это не отдельный, новый закон, он предусматривает внесение изменений и дополнений в некоторые законы, чтобы в случае надобности можно было вводить ЧС и работать на законных основаниях.

Во время заседания парламента министр экономики и финансов Акылбек Жапаров рассказал парламентариям, в каких случаях вводится ЧС в экономике:

— Если индекс потребительских цен повышался 3 месяца подряд на 3,5 процента по сравнению с предыдущим месяцем;

— если уровень внешнего долга по отношению к ВВП превысил 20 процентов от установленного предела;

— в течение трех месяцев до 20 процентов снизились показатели экономических отраслей, составляющих ВВП;

— в течение трех месяцев до 20 процентов сократились показатели внешнего торгового оборота;

— в течение трех месяцев до 20 процентов снизились налоговые сборы;

— значительное ухудшение инвестиционного климата;

— отток внешних инвестиций до 20 процентов за два квартала;

— последствия природных катаклизмов, которые нанесли существенный урон экономике страны.

Какие изменения внесены?

В закон КР «О гражданской защите» введено такое понятие, как ЧС в экономике и дается его определение. Это — временный организационно-правовой режим, вводимый на всей территории страны, применяемый в интересах обеспечения жизнедеятельности населения, продовольственной безопасности, стабилизации цен на социально-значимые продукты, восстановление работы отраслей экономики (сельского хозяйства, промышленности, строительства, инвестиций, торговли и услуг), улучшения ситуации во внешней торговле, стабилизации основных параметров государственного бюджета, обслуживания государственного долга и привлечения инвестиций в экономику.

При введении режима кабинету министров даются довольно широкие полномочия для регулирования экономики. Например, в оперативном порядке, самостоятельно, то есть без решения Жогорку Кенеша кабмин может изменять размер налогов и сборов, а также иных обязательных платежей или, наоборот, предоставлять льготы по ним. Может также изменить налоговый режим, процедуру по налоговому администрированию или ввести дополнительные обязательства и ограничения для налогоплательщиков.

Как известно, горнодобывающая отрасль одна из бюджетообразующих сфер. И здесь исполнительная власть может оперативно регулировать ситуацию в отрасли: изменять проведение процедур конкурсов на право использования недр, госзакупок, предоставления лицензий, порядок ввоза и регистрации продукции.

Кабмину предоставляется право менять порядок формирования и исполнения бюджетов, в том числе доходной и расходной части. Он уполномочен принимать решения по изменению условий обслуживания или погашения кредитов и иных выплат, о проведении реструктуризации бюджетных кредитов.

Для оздоровления конкретных отраслей экономики кабмину не воспрещается применять специальные финансовые меры, упрощать процедуру привлечения займов, в том числе внешних и внутренних, изменять тарифную политику, устанавливать специальные правила регулирования внутренней и внешней торговли. Он наделяется полномочиями по регулированию деятельностью госпредприятий, госимуществом и по процедурам банкротства.

Как видим, полномочия довольно серьезные. Но в законе четко прописано, что меры по реагированию на чрезвычайную ситуацию должны соответствовать характеру, степени и сложившейся ситуации в экономике.

Детальный расклад

Изменения внесены в несколько кодексов и законов. Так, в Кодексе о нарушениях появилось положение о том, что за неисполнение принятых кабмином во время ЧС в экономике решений в сфере налогооблажения и торговли физические и юридические лица будут оштрафованы. На физических лиц будет налагаться штраф в размере 200 расчетных показателей, на юридических – 10 000 расчетных показателей или 1 миллион сомов!

В законе усиливаются меры по борьбе с теневой экономикой. Так, в Кодекс о нарушениях внесен пункт, предусматривающий ответственность арендодателя. Теперь арендодатель обязан требовать у арендатора наличие разрешения на ведение предпринимательской деятельности. Если при проверке окажется, что у арендатора нет соответствующих документов, к ответственности будет привлечен и арендодатель. На него наложат штраф 8 категории. Это 17,5 тысячи сомов для физлиц и 55 тысяч для юрлиц. А если нарушение не устранят, то сумма штрафа будет еще больше и деятельность предприятия временно остановят. В случае если арендодатель не сможет обеспечить наличие кассового аппарата у арендатора, то на него опять наложат штраф. И немалый.

Серьезные изменения внесены в Закон «Об акционерных обществах». Так, в период введения режима ЧС в экономике решением кабмина могут быть вынесены на рассмотрение общего собрания акционеров общества, в котором государство владеет более 50 процентами акций, вопросы досрочного прекращения полномочий совета директоров, ревизионной комиссии, исполнительного органа и избрания новых членов органов управления. Решение по указанным вопросам принимаются простым большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании акционеров.

Мнение бизнеса: вернуть на доработку

Своим мнением по поводу закона поделились и представители деловых кругов. Глава Ассоциации ювелиров КР Сталбек Акматов считает, что закон нужен, но он еще сырой.

— У кабмина широкие полномочия. Он может регулировать ставки налогов. Например, если бизнес будет нуждаться в снижении налогов, кабмин может, наоборот, поднять их. Поэтому нужно было все подробно расписать, провести обсуждение с бизнесом. Чтобы закон был справедливым, его нужно вернуть на доработку, — сказал он на пресс-конференции в Бишкеке.

Такое же мнение высказал исполнительный директор Ассоциации рынков и предприятий торговли Артур Ташибеков, который считает, что законопроект должен был пройти обсуждение с широким участием бизнеса. На пресс-конференции он попросил президента не подписывать закон.

— Не было анализа регулятивного воздействия, не было площадки для обсуждения. Кабинет министров воспользовался тем, что парламент уходит на каникулы. Мы, пользуясь этой площадкой, просим уважаемого президента, чтобы он не подписывал закон, а вернул на доработку в согласительную комиссию, — сказал Артур Ташибеков, отметив, что доработка пойдет только на пользу экономике.

По словам эксперта Антикоррупционного совета при президенте КР Айдарбека Мамбеткадырова, закон о ЧС в экономике важен. Он привел пример, когда в 2020 году в срочном порядке поставляли медицинские средства, нужно было принять решение о временном снижении таможенных пошлин, чтобы снизить цену. И добавил, что в документе много пробелов и его нужно вернуть на доработку.

— Многое в законе непонятно. Соответственно, могут быть неправильные толкования, и кто-то может воспользоваться законом и завести товары, которые не были необходимы в режим ЧС. Или, наоборот, кому-то могут поднять таможенные пошлины, — сказал эксперт.

Автор:Суйунбек ШАМШИЕВ

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии