В Кыргызстане единицы ученых, как профессор Рустам Тухватшин, так много сделавших для отечественной науки и даже мировой. Не случайно ученый совет КГМА им. И.К. Ахунбаева и ряд академиков НАН КР, Казахстана рекомендовали Рустама Романовича для участия в конкурсе на звание член–корреспондента НАН КР. Прекрасный повод для встречи. Но она несколько раз переносилась из–за его просто сумасшедшей загруженности.
Сейчас, например, по результатам радиобиологических исследований он со своими коллегами разрабатывает проект закона «О социальной защите жителей, проживающих в зоне урановых хвостохранилищ». Спросите, почему именно профессор занимается этим документом? Потому что никто, кроме него, не знает так много и хорошо состояние здоровья местных жителей тех зон и в какой господдержке они нуждаются.
Профессор Тухватшин вместе с коллегами из Института биотехнологии НАН КР и Японии впервые организовал научную экспедицию в районы урановых хвостохранилищ. Ученые проводили оценку состояния здоровья взрослых и детей, изучали особенности развития таких заболеваний, как новообразования головного мозга, сердечно–сосудистые, почек, кожи, крови и других.
Исследования проводились в течение нескольких лет. Тухватшин и его коллеги подолгу жили в Каджи–Сае, Мин–Куше, Майлуу–Суу и в других населенных пунктах, находящихся рядом с хвостохранилищами. На себе испытали, каково находиться вблизи урановых или ториевых хвостохранилищ, которые разрушаются дождями и паводками. Это равноценно ощущению, как образно сказал Рустам Романович, когда в твоей комнате, где ты работаешь, стоит не очень прочная клетка с тигром.
Но главное, ученые разработали рекомендации для жителей, руководства страны, которые позволяют уменьшать влияние радиации на окружающую среду и непосредственно на человека. Их соблюдают и поныне, поскольку проблема урановых хвостохранилищ не решена до сих пор. За эти научные разработки исследователи были удостоены Государственной премии КР в области науки и техники. Результаты их были отражены в монографии Man–caused uranium pollutijn of Kyrgyzstan biospherem (2005), написанной совместно с учеными из НАН КР и Японии, они обсуждались на международных и республиканских научных симпозиумах.
Такие масштабные исследования проводились впервые не только в нашей стране, но и в мире, поэтому вызвали огромный научный интерес. Важно и другое, ради чего, собственно, работали ученые во главе с профессором, наконец–то было обращено внимание на проблемы людей, живущих в этих небезопасных зонах.
Все исследования известного в стране ученого, заведующего кафедрой патофизиологии КГМА, профессора Тухватшина направлены на защиту здоровья кыргызстанцев. Он проводил государственную экспертизу пострадавших в Барскоонской катастрофе, тогда было обследовано более 5 тысяч человек для обоснования компенсационных выплат, ученые даже моделировали ситуацию на животных.
Помнится, в начале 2000–х горожане потребовали убрать частные теле– и радиоантенны с крыш многоэтажек, поскольку, как утверждали бишкекчане, их излучение влияет отрицательно на здоровье. Тухватшин, возглавлявший тогда центральную научно–исследовательскую лабораторию, научно доказал, опасения жителей не безосновательны, что излучение оказывает губительное воздействие на человеческий организм. Поэтому все теле– и радиоантенны были перенесены в предгорье столицы. Им была разработана и внедрена компьютерная программа по профилактике СПИДа. После баткенских событий по договору с Министерством обороны КР профессор занимался изучением влияния взрывной волны на человека и животных в условиях высокогорья.
И все эти научные исследования параллельно сочетались с выступлениями на международных научных конференциях в разных странах, написанием научных трудов. Профессором опубликовано более 300 статей в научных журналах, в том числе зарубежных, многие из статей с высоким импакт–фактором. Им издано 13 монографий на русском, английском языках в России, Казахстане, Кыргызстане. Получено 19 патентов в России, Кыргызстане, Казахстане, Украине. Кстати, профессор входит в мировой рейтинг ста визитинг–профессоров и выезжает в зарубежные вузы с лекциями, основанными на собственных научных результатах.
Многие удивляются, дескать, такой объем работы под силу разве что научно– учебной организации, НИИ, вузу. Но это только часть результатов научных трудов лауреата Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники, доктора медицинских наук, профессора Рустама Тухватшина и его учеников, приведенных в книге «Кинетика науки». И это не просто голые цифры — за ними колоссальный ежедневный труд, без преувеличения, выдающегося ученого нашей страны.
Он и в студенчестве был таким одержимым. Не случайно из всех молодых людей академик Мирсаид Миррахимов выделил Рустама Тухватшина и оставил его в центральной научно–исследовательской лаборатории при мединституте.
— Однажды он дал мне свою книгу о влиянии гор на болезни сердца и сказал, что поговорит со мной о ней через неделю, — рассказывает Рустам Романович. — Я ее выучил чуть ли не наизусть и гораздо раньше был готов к разговору. После академик поручил мне сконструировать климатическую барокамеру для моделирования высокогорных заболеваний.
Она, кстати, по словам профессора, с 1975 года работает как часы. На ней можно имитировать любую высоту, любые климатические условия — ветер, температуру, создавать радиационный фон и ультрафиолетовое излучение. А потому людей или животных не всегда обязательно везти в горы, чтобы исследовать состояние организма в тех или иных климатических условиях. В ней можно подключать к испытуемым все датчики, следить за пульсом, давлением, снимать ЭКГ и так далее.
Исследования в горах каждый раз сопровождаются новыми открытиями: то одна система организма проявляет себя, то другая, наоборот, перестает отвечать на высокогорье, например, костный мозг. А все дело в том, что в горах метеорологические условия постоянно изменяются — то холод, то жара, то снег и ветер. И результат исследования зависит и от них. В итоге у каждого исследователя свои результаты. А климатическая барокамера позволяет воздействовать стандартными факторами — вместе или порознь, что резко повышает достоверность научных исследований.
Климатическую барокамеру, посетил в свое время министр здравоохранения СССР академик Петровский. Мэтры кыргызского здравоохранения рассказывают, что он был в восторге от изобретения нашего ученого.
Тухватшин блестяще защитил сначала кандидатскую, а затем в Москве и докторскую диссертацию, которые были посвящены изучению причин возникновения отека легких и головного мозга. Министр здравоохранения СССР Евгений Чазов и председатель экспертного совета академик АМН СССР Игорь Ашмарин на выполнение докторской диссертации по изучению функций головного мозга в горах даже выделили Тухватшину персональный грант.
— Было непонятно, почему у людей физически здоровых, подготовленных для работы в горах, например у альпинистов, вдруг развивался острый отек легких. Мне удалось доказать, что подобное случается на фоне какого–то заболевания, например ОРЗ или бронхита, которое человек перенес месяца за два–три до подъема в горы и о котором он сам, возможно, забыл и не придал ему никакого значения. Для проведения этих исследований, кстати, я и сконструировал барокамеру, причем у животных определялось 88 показателей газотранспортной системы, — рассказывает профессор.
Кстати, и многие приборы для исследования кровообращения, дыхания, крови Рустам Романович тоже сконструировал сам.
Полученные тогда данные используются в практике и существенно облегчают и даже сохраняют жизнь людям, которые по долгу службы вынуждены трудиться в горах. Во время написания докторской профессор–исследователь сделал и несколько изобретений, разработав противоотечные препараты, которые очень эффективно действуют и предупреждают отек мозга. В настоящее время им разрабатывается новая теория адаптации живого организма к высокогорью, и в основе ее лежат сенсорные механизмы, реагирующие на внешние воздействия и обеспечивающие перестройку организма.
Именно Тухватшин создал материальную базу для научных исследований в КГМА. В качестве заведующего центральной научно–исследовательской лабораторией при поддержке ректората он сумел так организовать ее работу, что сотрудники стали защищать кандидатские, докторские диссертации, были налажены современные для того времени методики, определяющие, например, содержание катехоламинов в крови, гормонов, впервые благодаря ему в КР заработала ПЦР–лаборатория. Научно–исследовательской лаборатории в то время была присвоена I категория — большая редкость в Союзе.
В последние годы Тухватшин и его ученики успешно провели нейрофизиологические исследования механизмов развития и снижения болевого синдрома без использования болеутоляющих препаратов, экспериментальное лечение сахарного диабета, цирроза печени методом ксенотрансплантации. Им разработана уникальная методика восстановления когнитивных способностей у пожилых и старых людей, а также метод консервации донорской почки.
Профессор не замыкается на местечковом уровне. В свое время им был организован международный симпозиум, в котором приняли участие более ста ученых из Индии, Великобритании, Германии, Польши, России, Украины, Молдовы, Кыргызстана и других стран. А после он издал «талмуд» с трудами ученых мужей почти в 1000 страниц, в котором отражен срез наиболее актуальных исследований на современном этапе развития науки. В 2013 году Рустам Романович организовал совместно с казахскими коллегами Евразийский съезд патофизиологов, который наметил новые пути развития дисциплины.
Рустам Тухватшин еще и изобретатель, причем его патенты не пылятся на полках.
Несколько последних приобретены зарубежными фирмами для внедрения. Но и на родине работают его изобретения, например, налажено производство устройства для диагностики женских воспалительных заболеваний.
Профессор может гордиться своими учениками. Он подготовил 47 кандидатов наук и 10 докторов наук при ВАК России, Казахстана и Кыргызстана. В каждой диссертации учеников Рустама Романовича присутствуют глубокая идея и тщательно выполненная доказательная база. Учитель требует от них то, что в свое время требовали от него его выдающиеся учителя. Ныне ученики профессора возглавляют десятки медицинских кафедр, вузов, деканатов в республике и за рубежом. Они учат теперь своих будущих светил науки в КГМА им. И.К. Ахунбаева, Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта, КРСУ им. Б.Н. Ельцина, Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова, Казахстанско–Российском медицинском университете и других вузах. А также работают за рубежом — в Казахстане, России, США, Иордании, ОАЭ, Азербайджане.
Рустам Романович — убежденный интернационалист. Среди его талантливых учеников — кыргызы, русские, евреи, татары, узбеки, казахи, арабы, азербайджанцы, корейцы — все, кто хочет пройти настоящую научную школу профессора.
По результатам анонимного анкетирования — учебный процесс и преподаватель глазами студентов — имя профессора Тухватшина звучит в числе лучших лекторов КГМА, кафедра патофизиологии на протяжении последних лет занимает призовые места по итогам года в области науки.
Более восьми лет Рустам Тухватшин был председателем ученого медицинского совета нашего Минздрава. Он организовывал экспертизу научных проектов и отчетов медицинских НИИ и вузов, под его руководством проводилось изучение методических рекомендаций ученых КР. Значимость такой работы была оценена и коллегами, и руководством страны.
Имя ученого из Кыргызстана хорошо известно научному мировому сообществу. Его мнение очень высоко ценится в этих кругах, а потому его приглашают в различные исследовательские программы. Он — член редколлегии нескольких научных журналов «Радиация. Биология. Радиоэкология» и «Владикавказский медико–биологический вестник» Российской академии наук, заместитель редактора журнала «Здравоохранение Кыргызстана». Профессора пригласили от Кыргызстана в Международную программу «Современные проблемы радиобиологии: наука и практика» при президиуме РАН.
Автор:Нина НИЧИПОРОВА