Профессор Индира Кудайбергенова избрана ректором Кыргызской государственной медицинской академии имени Исы Ахунбаева на новый срок.
— Индира Орозбаевна, сначала хотела бы поздравить вас с победой и с высокой наградой — медалью имени Н. Трапезникова, которую вам вручил на съезде Ассоциации директоров институтов онкологии и радиологии (АДИОР) стран СНГ президент этой ассоциации академик Андрей Каприн.
Насколько известно, вы — единственный в стране хирург–онколог, которому она вручена за большой вклад в развитие онкологической службы. Такой наградой отмечены немногие ваши коллеги из республик бывшего Союза.
— Спасибо. Для меня это стало полной неожиданностью. Я еще находилась под сильным впечатлением от достижений, о которых рассказывали мои коллеги из разных стран, и в мечтаниях: вот бы у кыргызских докторов были такие технологии, как вдруг Андрей Дмитриевич сказал, что трем участникам онлайн–съезда они решили вручить медаль выдающегося хирурга–онколога Н. Трапезникова, и назвал мою фамилию, — говорит блестящий хирург–онколог, председатель Ассоциации онкологов и радиологов Кыргызстана, ректор Кыргызской государственной медицинской академии, профессор Индира Кудайбергенова.
— 23 года назад, будучи директором онкоцентра, я создала Ассоциацию онкологов и радиологов Кыргызстана, которая вошла в АДИОР. Помню, на первом ее съезде, состоявшемся после развала Союза, академик Трапезников сказал, что наука онкохирургия не позволяет нам обособляться, что мы должны вместе работать, как и раньше, ради наших больных. С тех пор прошло более 20 лет, а завет Трапезникова все помнят. Благодаря этой ассоциации многие наши специалисты прошли бесплатно специализацию в Москве, в ведущих онкоцентрах. Ежемесячно АДИОР проводит видеоконференции по различным аспектам онкологии.
— Индира Орозбаевна, как вам удалось всего за пять лет поднять престиж вуза и качество образования. В его стенах, как мне показалось, появилась какая–то добрая аура. Или я ошибаюсь?
— Я очень люблю фразу, которая, по сути, стала моим жизненным кредо: “Тепло, излученное тобою, тебе вернется непременно”. И я все больше и больше убеждаюсь в справедливости этих слов. Я отдаю много тепла академии, студентам, моим коллегам и чувствую обратную связь.
Стараюсь, чтобы каждый день приносил им пользу. И могу искренне сказать, что за последние пять лет вуз изменился. Конечно, мы пересмотрели учебные планы в соответствии с требованиями медицинской науки. Занялись строительством. С 1965 года для академии никто ничего не строил. А мы построили конференц–холл для студентов на 500 мест. А актовый зал отдали академикам, профессорам для их встреч.
Оснащаем кафедры, которые находятся на базе больниц, современным оборудованием. Некоторых аппаратов не было вообще либо они уже безнадежно устарели. Сейчас наши студенты воочию видят процессы диагностики, лечения с использованием современных технологий. Для студентов мы приобрели пять лапароскопических тренажеров. Пусть, как говорится, набивают мозг и руки на них. Впервые в своей истории медакадемия купила цифровой рентгенаппарат, установленный в нашем медцентре. Есть и современнейший ультразвуковой аппарат. На каждой кафедре установили тaч–экраны. Они необходимы на всех кафедрах, но особенно на таких, как гистологии, микробиологии. В распоряжении преподавателей и студентов современные микроскопы, благодаря которым студенты могут исследовать материал, а при необходимости отправлять картинку на тaч–экран для всех. Вот такие современные технологии мы стали применять в учебном процессе.
А поскольку у нас учат не только студентов, но и творят большую науку, в которой без современных аппаратов не продвинешься, то стараемся поддержать и своих ученых. Для кафедры, например, профессора Миррахимова купили передвижные эхокардиограф, электрокардиограф, лабораторные аппараты, благодаря которым они проводят обследования населения на периферии, а потом пишут научные статьи.
За миллион сомов приобрели для кафедры госпитальной терапии аппарат, определяющий уровень кальция в организме и степень поражения костей остеопорозом. Ее сотрудники бесплатно проводят обследования, в основном в сельской местности. И таким образом они осуществляют практическую и научную деятельность. Иными словами, стараемся идти в ногу с медицинской наукой. Хотим, конечно, и компьютерные исследования проводить, но пока силенок не хватает для покупки такой техники.
— Преподаватели, получившие диплом даже лет десять назад, могут и не знать о современных новых технологиях. Как повышаете их уровень знаний?
— COVID-19 научил всех общаться онлайн. Наши преподаватели проходят даже специализацию в этом формате, общаются со специалистами из разных стран. Есть такая форма отношений, как обмен студентами и преподавателями. Сотрудники академии стали выезжать в Казахстан, Россию, Узбекистан, читают лекции там. А их работники, наоборот, приезжают к нам. Правда, коронавирус внес свои коррективы, но процесс все же продолжается.
Средства на специализацию заложены, и желающие могут договариваться с центрами, в которых хотят повысить свою квалификацию. У наших стоматологов, например, сложились хорошие контакты с белорусскими коллегами. Фармацевты дружат со специалистами из Казани.
— За счет каких средств вы приобретаете оборудование, отправляете сотрудников в командировки?
— За счет обучения иностранных студентов, то есть мы зарабатываем деньги сами. Государство выделяет на это всего лишь 15 процентов. Поэтому можем позволить себе приобретать оборудование. Кстати, у нас даже расписание занятий и то электронное, пока такое есть только в нашем вузе.
— Судя по заработанным средствам от обучения иностранных студентов, их у вас немало. А стало быть, академия котируется за рубежом?
— У нас все для этого есть — оснащение, профессиональный профессорско–преподавательский состав, и студенты стали целеустремленнее, ответственнее относиться к учебе. Мне думается, они, наконец, почувствовали себя студентами престижного вуза.
Сейчас мы строим новое здание, где разместятся центр тестирования на 300 мест и симуляционный центр, то есть это будет еще и виртуальная клиника. Составлен уже проект. В ближайшее время заложим капсулу. Будущие врачи будут обучаться виртуально тому, что им придется позже делать в реальных условиях.
Почему я с таким хорошим чувством говорю о своих коллегах и о студентах? Мне кажется, в вузе сформировалась доброжелательная деловая атмосфера. Есть сплоченная команда. Конечно, в каждую душу преподавателя или студента я не залезу, но все знают, что за свои проступки все равно придется отвечать.
— На ваш взгляд, медицине нужно сегодня милосердие? Вы учите лечить словом?
— Да, наука, современные технологии очень важны. Но мы стараемся, образно говоря, «окунуть» каждого студента в клиническую практику. Мы учим своих молодых коллег прямо у постели больного таким нюансам, которых, в общем–то, в программах нет. Как подойти к пациенту, успокоить его, родных. Может, кто–то думает, что это излишество. Но глубоко убеждена, что и слово лечит в наш цифровой век. Наши студенты по своей инициативе часто посещают дома престарелых, дом ребенка, интернаты для неврологических больных и помогают там персоналу. Такое общение лучше всяких слов.
— Индира Орозбаевна, сейчас много говорят о реабилитации больных. Готовите ли вы специалистов в этой области медицины?
— Конечно, у нас есть кафедра физиотерапии и реабилитации. Скажу больше, однажды ко мне пришли ординаторы, сказали, что хотят создать свой реабилитационный центр, чтобы оказывать помощь населению, например, больным после инсульта, операций, инфаркта.
И на наше счастье, по распоряжению президента нам наконец вернули корпус девятого общежития, за который мы раньше долго боролись. И мы решили разместить там кафедру семейной медицины и создать реабилитационный центр. Сейчас у кафедры есть свой центр, где студенты, ординаторы, преподаватели грамотно проводят реабилитацию бывших больных. А это очень непросто.
Конечно, хочется оснастить его более современными аппаратами, тренажерами. Но, думаю, в будущем нам это удастся. Главное, что у моих коллег нет равнодушия. И это, считаю, дороже любых денег.
— Почему в этом году, говорят, увеличилось количество желающих учиться на врача? Казалось бы, коронавирус показал, насколько рискованно быть им.
— Интерес к врачебному делу всегда был большим. У нас никогда не было проблем с недобором студентов, мы набираем их уже в первом туре. Причем у нас очень высокий проходной балл — 450. Хочу сказать, что ОРТ — хорошая система отбора, практически исключающая незаконные лазейки при поступлении. Абитуриенты поступают сами, сами учатся.
— И, наверное, самый болезненный вопрос. Выпускники, в том числе наверняка и ваши, не горят желанием ехать в глубинку, работать в первичном звене. Что можете предложить для того, чтобы исправить ситуацию?
— Сейчас, как и раньше, молодой специалист после окончания обучения по бюджету не имеет права без отработки переходить на другую специальность. Бюджетники должны отрабатывать. Кстати, во время коронавируса немало наших выпускников не могли выехать обратно из регионов и остались там врачевать. И немало таких, которые хотели бы начать свою практику там, если бы им предоставили место жительства, создали приемлемые социальные условия. И, конечно, надо повышать заработную плату молодым специалистам, уезжающим работать в регионы. У них должны быть иные условия оплаты, если государство хочет поднять уровень сельской медицины. На нынешние ставки даже в селах не проживешь.
В России молодым специалистам выделяют миллион рублей. Если бы нашим выпускникам давали хотя бы половину от этой суммы, мало бы кто уезжал. В основном едут в Россию, Казахстан. И, без преувеличения, могу сказать, что мы выпускаем грамотных, толковых врачей, но не для себя. Кстати, в Институте онкологии в Москве работают пять наших выпускников. А могли бы работать у нас.
— Ваши студенты, ординаторы активно боролись с COVID-19, причем, говорят, никто их палкой в больницы не загонял.
— Да, медакадемия, могу с гордостью сказать, отличилась. Почти 1200 студентов и ординаторов добровольно помогали лечить больных, в том числе и в «красной зоне», выезжали в регионы, где не хватало врачей и была сложная эпидобстановка. Двое наших студентов даже получили Почетную грамоту президента. А медакадемии вручили Почетную грамоту правительства.
В прошлом году, в июле, в самый пик пандемии мы развернули в одном из своих общежитий госпиталь на 200 коек, где лечили больных с коронавирусной инфекцией. Возле каждого пациента стоял кислородный концентратор. Я не открывала госпиталь до тех пор, пока не добилась этого. Для чего привозить больных, если мы не могли оказать необходимую помощь. И с гордостью говорю, что это был единственный в стране стационар, где не заболел никто из работавших в нем. Значит, все четко и умело действовали и в экстренных и одновременно экстремальных условиях.
Наша студентка–отличница Адинай умерла от COVID-19, спасая других. В этом году она закончила бы шестой курс и наверняка с красным дипломом. В память о ней по инициативе студентов в академии установлен бюст. Кстати, Адинай на собрании, которое я проводила со студентами, одна из первых сказала, что они согласны поработать с больными COVID-19. Врачей тогда не хватало. Но и насильно никого из студентов, ординаторов мы не могли заставить работать с такими больными. Но студенты буквально рвались в “бой”. Честно сказать, я и не сомневалась, что желающие будут. Но не ожидала, что их будет так много. И, наверное, нет необходимости говорить, что они не ошиблись в выборе профессии, а мы — в них.
…А Адинай навсегда останется в нашей академии, ее подвиг, без преувеличения, будет для всех примером служения людям. И это не высокие слова. Такова наша профессия.
Автор:Нина Ничипорова