6.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойАналитикаНовые реалии дают возможность Кыргызстану стать хабом для китайских товаров

Новые реалии дают возможность Кыргызстану стать хабом для китайских товаров

Эксперты на протяжении многих лет говорят, что Кыргызстан мог бы стать логистическим хабом в Центральной Азии. Но только в 2022 году сложились новые геополитические реалии в Китае и РФ, которые и сделали этот путь финансового возможным и геоэкономически необходимым. Таким мнением с нашим изданием поделился руководитель Института социально-политических исследований Денис Бердаков.

По его словам, все идет к тому, что через Кыргызстан транзитом пойдут китайские товары на рынки Европы, Центральной Азии и России. «Скоро начнется строительство железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан. Помимо этого разрабатываются два маршрута для мультимодальных грузоперевозок. Первый мультимодальный маршрут — страны АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа предполагает создание коридора, по которому грузы будут перевозиться железнодорожным и автотранспортом. Страны уже подписали протокол, в котором отображены меры, направленные на дальнейшее развитие данного мультимодального маршрута.

Второй маршрут уже полностью согласован с Узбекистаном, Туркменистаном и Россией, через территории которых пролегает данный путь. Этот маршрут будет стартовать из Бишкека и далее через КПП «Достук», расположенный в Ошской области. Затем транзитом через Узбекистан и Туркменистан, а из порта Туркменбаши паромом по Каспийскому морю до порта Оля Астраханской области России. Не так давно страны-участники уже договорились о запуске этого мультимодального Южного транспортного коридора, который пройдет в обход территории Казахстана. Новый маршрут дает возможность миновать возникающие на казахстанской границе препятствия для товаров, идущих на рынки РФ», — говорит Бердаков.

Эксперт уверен, что и со строительством железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан ситуация все равно останется благоприятной для нашей страны. «Уже очевидно, что три железнодорожных стыка Китай- Казахстан и Китай — Кыргызстан — не конкуренты, как пытаются раскачать многие СМИ.  Слишком большой поток идёт из Кыргызстана, и разные цели у этих коридоров. Железнодорожный путь через Кыргызстан — это новая индустриализация Узбекистана и Кыргызстана на китайской элементной базе. В нашем случае – это легкая промышленность, восстановление Афганистана и обратная откачка оттуда ресурсов, а также это экспорт в Пакистан и Иран и импорт в Китай овощей и фруктов. А три ветки из Китая через Казахстан — это Европа, Кавказ и немного Россия. При этом они уже сейчас переполнены», — добавил он. В то же время политолог отмечает,  несмотря на то, что Кыргызстан имеет прямой выход на КНР, он ничего туда не продает.

«Это значит, что у нашей страны, с одной стороны, гигантский потенциал роста в этом направлении. С другой стороны, куча вопросов к бизнес-среде, государственному планированию и всему прочему — почему в Кыргызстане это не происходит сейчас. И вообще, уровень окупаемости железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а это горный проект с десятком дорогущих тоннелей, будет складываться, в том числе из того, насколько массово республика сможет продавать свои и чужие товары обратно в Китай. Как вариант, учитывая, что в Кыргызстане сейчас «передоз» рублей, наши мигранты переводят ежегодно более 160 млрд рублей и не менее 100 млрд оплачивают российские бизнесмены нашим швейникам, плюс туризм. То есть возможен вариант того, что Кыргызстан начнет закупать за эти рубли товары в России и продавать в Китай за юани. Как говорится, бизнес ищет варианты», — подытожил Денис Бердаков.

Автор: Бакыт БАСАРБЕК

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии