Эксперты на протяжении многих лет говорят, что Кыргызстан мог бы стать логистическим хабом в Центральной Азии. Но только в 2022 году сложились новые геополитические реалии в Китае и РФ, которые и сделали этот путь финансового возможным и геоэкономически необходимым. Таким мнением с нашим изданием поделился руководитель Института социально-политических исследований Денис Бердаков.
По его словам, все идет к тому, что через Кыргызстан транзитом пойдут китайские товары на рынки Европы, Центральной Азии и России. «Скоро начнется строительство железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан. Помимо этого разрабатываются два маршрута для мультимодальных грузоперевозок. Первый мультимодальный маршрут — страны АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа предполагает создание коридора, по которому грузы будут перевозиться железнодорожным и автотранспортом. Страны уже подписали протокол, в котором отображены меры, направленные на дальнейшее развитие данного мультимодального маршрута.
Второй маршрут уже полностью согласован с Узбекистаном, Туркменистаном и Россией, через территории которых пролегает данный путь. Этот маршрут будет стартовать из Бишкека и далее через КПП «Достук», расположенный в Ошской области. Затем транзитом через Узбекистан и Туркменистан, а из порта Туркменбаши паромом по Каспийскому морю до порта Оля Астраханской области России. Не так давно страны-участники уже договорились о запуске этого мультимодального Южного транспортного коридора, который пройдет в обход территории Казахстана. Новый маршрут дает возможность миновать возникающие на казахстанской границе препятствия для товаров, идущих на рынки РФ», — говорит Бердаков.
Эксперт уверен, что и со строительством железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан ситуация все равно останется благоприятной для нашей страны. «Уже очевидно, что три железнодорожных стыка Китай- Казахстан и Китай — Кыргызстан — не конкуренты, как пытаются раскачать многие СМИ. Слишком большой поток идёт из Кыргызстана, и разные цели у этих коридоров. Железнодорожный путь через Кыргызстан — это новая индустриализация Узбекистана и Кыргызстана на китайской элементной базе. В нашем случае – это легкая промышленность, восстановление Афганистана и обратная откачка оттуда ресурсов, а также это экспорт в Пакистан и Иран и импорт в Китай овощей и фруктов. А три ветки из Китая через Казахстан — это Европа, Кавказ и немного Россия. При этом они уже сейчас переполнены», — добавил он. В то же время политолог отмечает, несмотря на то, что Кыргызстан имеет прямой выход на КНР, он ничего туда не продает.
«Это значит, что у нашей страны, с одной стороны, гигантский потенциал роста в этом направлении. С другой стороны, куча вопросов к бизнес-среде, государственному планированию и всему прочему — почему в Кыргызстане это не происходит сейчас. И вообще, уровень окупаемости железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а это горный проект с десятком дорогущих тоннелей, будет складываться, в том числе из того, насколько массово республика сможет продавать свои и чужие товары обратно в Китай. Как вариант, учитывая, что в Кыргызстане сейчас «передоз» рублей, наши мигранты переводят ежегодно более 160 млрд рублей и не менее 100 млрд оплачивают российские бизнесмены нашим швейникам, плюс туризм. То есть возможен вариант того, что Кыргызстан начнет закупать за эти рубли товары в России и продавать в Китай за юани. Как говорится, бизнес ищет варианты», — подытожил Денис Бердаков.
Автор: Бакыт БАСАРБЕК