6 июля прошел круглый стол на тему: «Реалии и перспективы решения водных проблем Кыргызстана в контексте межгосударственного сотрудничества Центральной Азии», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при Спикере ЖК КР.
Здесь обсуждались актуальные вопросы, связанные с водными ресурсами Кыргызстана, а также проблемы и перспективы их решения в рамках межгосударственного сотрудничества в данном направлении.
Вода в странах Центральной Азии стала одной из самых «горячих» тем нынешнего лета. Перебои с водоснабжением населения Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана вывели данные вопросы на межгосударственный региональный уровень, отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.
— В парламенте Казахстана уже предлагают в срочном порядке привлечь водные ресурсы из приграничных рек России, — напомнил спикер.
По его словам, с учетом тех сложностей в использовании, распределении и сохранении водных ресурсов, которые на протяжении всех лет независимости испытывает Кыргызстан, безусловно, важна международная поддержка. Однако вопрос в том, с кем из ключевых зарубежных партнеров региона взаимодействие в данном направлении может стать наиболее оптимальным и эффективным. Сегодня интерес к водной проблематике проявляют практически все мировые центры силы.
Как отметила в свою очередь председатель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева, согласно прогнозам американских специалистов, к 2030 году в мире будет дефицит питьевой воды, а к 2040-м годам во многих регионах мира, включая Центральную Азию, за воду будут конфликты и даже войны.
— С нехваткой питьевой воды мы столкнулись уже в этом году – раньше прогнозируемого периода, да и конфликт с Таджикистаном, который, по сути, тоже связан с водой, это тоже «первая ласточка» прогнозируемых американцами событий, — сказала спикер.
— У нас сейчас многое делается под диктовку международных финансовых доноров, которые в каждый проект или программу прописывают свои критерии и компоненты, и если мы допустим их к нашей воде, то будем пользоваться своим стратегическим ресурсом по их указке, — подчеркнула руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева.
Вместе с тем она подчеркнула необходимость обеспечения справедливого доступа и распределения гидроресурсов в регионе, в противном случае Центральная Азия рискует столкнуться с реальными проблемами с водой.
— Нам нужно разработать краткосрочный, среднесрочный и дальнесрочный проект по рациональному использованию водных ресурсов, и Россия может выступить здесь и в качестве наблюдателя, и в качестве основного донора, — поделилась мнением спикер.
Отчасти поддержал эту мысль председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков, который отметил, что западные страны вряд ли могут предложить эффективные программы для решения водных проблем в регионе, учитывая отсутствие с их стороны реальной заинтересованности в данном процессе.
По факту зеленая энергетика – это компонент разрушения нашей экономики и нашей государственности, уверен эксперт, поскольку она не дает реального эффекта.
— Во-первых это мусор, стеклопластик ветреных лопастей или солнечные коллекторы не утилизируются – это химические отходы, и их надо куда-то девать. Во-вторых, это дорогостоящая игрушка, которая не может дать возможности для аккумулирования воды, таким образом, чтобы ее хватало и для экономического, и для социального потребления всего центральноазиатского региона. Они говорят, чтобы мы не строили традиционные тепловые станции, мол, это негативно влияет на климат. И все верят в эту сказку, тогда как транснациональные финансовые корпорации зарабатывают на этом колоссальные деньги. У нас есть уголь и вода, которые надо эффективно использовать, — подчеркнул Э. Карыбеков.
Он подчеркнул, что с каждым годом водные проблемы только усугубляются, поскольку, обретя независимость, каждая республика стала вести свою экономическую политику с учетом собственных национальных интересов.
— Кыргызстан 90% электроэнергии производит на каскаде Токтогульской ГЭС, естественно, больше энергии нам нужно в зимнее время, поэтому и воду мы сбрасываем не для ирригации. В этой связи соседние государства понастроили много искусственных водохранилищ, так называемых, водных контр регуляторов. В том же Арнасайском понижении на территории Узбекистана накопилось более 40 млрд кубометров воды, которая должна была находиться в Аральском море, — пояснил спикер.
Решением для Кыргызстана, по его словам, может стать строительство альтернативной базовой электростанции на угольном месторождении Кара-Кече, благодаря которой страна, вырабатывая дешевую электроэнергию на угле параллельно с Токтогульской ГЭС, сможет и электроэнергией себя обеспечить, и воду для ирригации для всей ЦА сохранить.
— Далее мы должны отделить воду от энергетики и создать государственное или национальное предприятие «Вода», и в его распоряжение отдать все водохранилища нашей республики. Нам всем нужно понять, что вода – это не просто какой-то ресурс, это национальное достояние, ценность которого мы должны оценить. В Казахстане, России, Узбекистане каждый куб воды имеет цену, а у нас нет. Сейчас мы этого сделать, конечно, не сможем, потому что в любом случае вынуждены сбрасывать ее порожняком в осенне-зимний период. Но если мы построим электростанцию, она станет регулятором воды. Этот проект отобьется за 3-4 года, мы сможем собрать воду, и ту часть, которая необходима соседям, мы сохраним до начала вегетационного периода, а они должны нам будут заплатить за ее хранение. Пока мы не оценим эту национальную ценность, мы будем также расточительно и иррационально пользоваться этим ценным продуктом, — подчеркнул эксперт.
По его мнению, Россия могла бы инвестировать средства в строительство электростанции на Кара-Кече, и тем самым стать активным участником решения водных проблем в Центральной Азии.
По словам спикера, водная проблематика лежит не только в социально-экономической плоскости, она касается и политической сферы, поскольку в ближайшее время управлять всем центральноазиатским регионом будет тот, кто будет управлять водными вопросами.
Он подчеркнул необходимость поддерживать мир, поскольку ключом к решению проблемы являются именно добрососедские отношения: «В целях купирования имеющихся разногласий между странами ЦА необходимо выработать единую стратегию водопользования в регионе, а для этого нужно максимально интегрироваться, но самостоятельно сделать это очень сложно, как показали последние 30 лет. Посредником здесь могла бы стать Россия».
Страны Центральной Азии в ближайшее время могут столкнуться с экологической катастрофой, прежде всего, из-за обмеления водоемов и рек, отметил эксперт по международным отношениям, зампредседателя Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Байкадам Курамаев.
Он обратил внимание, что согласно прогнозам специалистов, в двух главных реках региона – Сырдарье и Амударье – к 2050 году уровень воды снизится почти на 15%, что неблагоприятно скажется на странах, использующих данный водный ресурс. Вместе с тем он подчеркнул, что решать водные проблемы страны Центральной Азии должны сообща.
— На Международном форуме в Астане Президент Кыргызстана отметил, что с учетом дефицита и высоких цен на энергоносители возобновляемые источники энергии все больше и больше выходят на первый план. Кыргызстан же, обладая значительным потенциалом в гидроэнергетической сфере, использует его всего лишь на 13%, — напомнил спикер.
Он привел слова С. Жапарова: «Особо хочу выделить то обстоятельство, что расположение Кыргызстана в зоне формирования водных ресурсов, которыми также пользуются страны-соседи, обусловливает нашу высокую ответственность перед всем регионом. Кыргызстан выступает за важность и значимость сотрудничества в этой области на справедливой, разумной и равноправной основе, отвечающей интересам всех стран региона».
Как отметил эксперт, 22 июня 2023 года депутат Мажилиса Серик Егизбаев обратился к депутатам Государственной думы России с предложением совместной работы над проектом по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и другие страны центральноазиатского региона.
— Я считаю, что нужно использовать различные межгосударственные подходы в решении водных проблем в ЦА. К примеру, для разработки системы справедливого обмена водных ресурсов в регионе необходимо создать единый координирующий орган, с привлечением России, которая смогла бы сыграть роль посредника в переговорах об активизации управления водными ресурсами, используя механизмы таких объединений, как ЕАЭС и ШОС. Первым шагом могло бы стать вынесение на обсуждение водного вопроса на повестку намеченного на осень саммита глав государств в формате «ЦА – Россия». Вероятно, российская сторона готова оказать поддержку усилиям стран ЦА по самостоятельному управлению и рациональному использованию водных ресурсов, — отметил Б. Курамаев.
Он обратил внимание, что Международный фонд спасения Арала является наиболее походящей площадкой для сближения стран в водных вопросах.
— На 14-15 сентября 2023 года запланирована встреча глав государств-учредителей данного фонда, в рамках которой будет определена следующая страна-председатель. В порядке очередности ею может стать и Кыргызстан, конечно, при условии восстановления полноценного членства республики в МФСА. На мой взгляд, это необходимый шаг, поскольку он предоставил бы нашей стране дополнительные возможности выносить на повестку и достигать договоренностей о взаимной поддержке региональных инициатив в сфере водопользования, а также реформирования самого Международного фонда по спасению Арала, — подчеркнул эксперт.
Россия в этой связи, по словам спикера, могла бы получить статус наблюдателя в МФСА. После чего, было бы логично установить прямое экспертное взаимодействие по линии профильных ведомств и соответствующих институтов, в том числе в рамках Фонда. Налаживание кооперации могло бы стать ключевым фактором недопущения в чувствительную для стран региона сферу западных игроков, которые вполне могут использовать водные проблемы ЦА в своих геополитических интересах.
— Ориентация нашего соседа – Таджикистана, также обладающего мощными водными ресурсами, на тесное сотрудничество с такими институтами как ЮСАИД и Всемирный Банк пока не привело к эффективному решению проблемы, в связи с чем страны ЦА должны искать тех партнеров, которые смогут предложить реальные шаги. Иначе деструктивные силы используют водные проблемы в своих геополитических интересах, — добавил Б. Курамаев.
Как отметил эксперт управления политических и экономических исследований администрации президента КР Илимбек Абдиев, в рамках водной тематики можно отметить такие ключевые направления, как безопасность питьевой воды, доступность поливной воды, продовольственная безопасность и вода, как элемент экономического развития.
— В принципе, в мировом сообществе используется термин комплексного использования воды. В этой части хотелось бы отметить усилия и расходы Кыргызстана в части предоставления системных экологических услуг по аккумуляции воды и её очищению, а также транспортировке по трансграничным рекам. Наша страна несет финансовые расходы в этой связи. И, наверное, настает время говорить о справедливости, о взаимности именно в разделении этих расходов, — отметил представитель президентской администрации.
В свою очередь главный специалист управления водными и земельными ресурсами МПРЭТН КР Гульнара Жунушова заострила внимание, что для управления водными ресурсами нужны специальные подходы, поскольку методы административного управления в данной сфере малоэффективны.
— Стратегии в данной сфере объектом воздействия рассматривают, как сами гидроресурсы, так и жизнедеятельность людей, т.к. два эти компонента воздействуют друг на друга. Эта практика показала, например, что наш бишкекский кризис, возник, потому что при градостроительстве системно нарушались технические правила. Это привело к последствиям. Так, мы из поверхностных вод забираем ресурсы на нужды ирригации, а из подземных на нужды жизнеобеспечения, учитывая, что население растёт, а вместе с ним увеличивается и водопотребление. Соответственно, инфраструктуру надо приводить в соответствие с потребностями. Кроме того, необходимо эффективное управление спросом и вызовами, которые будут иметь те или иные наши действия или бездействие, — пояснила спикер.
По ее словам, сегодня в Кыргызстане водой занимаются разные ведомства, но практически никто ни за что не отвечает, в связи с чем есть реальная необходимость создать специальный орган по воде, но для этого должно быть политическое решение властей.
— Сейчас, по факту, эффект от использования гидроресурсов не виден ни для экономики, ни для социального сектора, ни для экологии Кыргызстана. Поэтому воду и энергетику надо разделять. Подписав водно-энергетические соглашения в 90-х годах, мы, по сути, закрепили те связи, что действовали в советский период. Мы 75% воды отдаем сопредельным государствам – это инвестиции в их экономику, в их социальный фактор и экологию. На мой взгляд, в современных условиях все эти документы необходимо пересматривать, они должны строиться на справедливой разумной основе, и у нас есть основания инициировать их пересмотр, но для этого нам необходима единая государственная позиция по водным вопросам, — добавила Г. Жунушова.
Отчасти поддержал эту мысль системный аналитик Бактыбек Саипбаев, подчеркнув, что «в Кыргызстане происходят совершенно парадоксальные вещи».
— Кыргызстан, как и Таджикистан, находится в верховье, т.е. обладает очень значительными водными ресурсами – две наши страны формируют примерно 70-75 % всех гидроресурсов ЦА. Однако мы испытываем дефицит и питьевой, и поливной воды. Годовой сбор воды на территории нашей страны составляет примерно 47-50 млрд кубометров, из них мы используем не больше 20-25%, остальное течет в Казахстан и Узбекистан. Реку Нарын мы используем не больше чем на 2%, наши фермеры и хозяйства не пользуются ею, потому что для этого нужна специальная система ирригации. А вот Сырдарья на все 98% используется узбеками, в результате чего ее вода не доходит до Арала, — поделился информацией эксперт.
Он подчеркнул, что Кыргызстан до сих пор отдает воду бесплатно, потому что вода, как считают соседи, это «божий дар».
— При этом, когда нам нужен газ, его нам продают, как и удобрения, и нефть. Поэтому нам нужно поднимать вопросы о справедливом распределении расходов и компенсациях, а также о сотрудничестве. Например, у нас огромный потенциал в строительстве малых ГЭС. Наши соседи вполне могли бы в этом участвовать, это была бы какая-то компенсация за то, что мы им бесплатно даем воду, — подчеркнул спикер.
Перспективы сотрудничества есть и с точки зрения экологии, например, соседние государства, пользующиеся водой, которая формируется на территории Кыргызстана, могли бы участвовать в высадке лесов вокруг ледников.
— На склонны гор надо высаживать миллионы и миллионы деревьев. Если бы они взялись за помощь нам в этом деле, то тогда мы бы смогли остановить деградацию ледников. Дело в том, что гидроресурсы в нашем регионе формируются практически только из ледников, т.е. от их состояния зависит наше водоснабжение, сельское хозяйство, наша питьевая вода и т.д. Они питают реку Нарын – ее протяженность более 800 км, которая далее соединяется с Сырдарьей и питает ее, — пояснил эксперт.
За последние годы деградировали примерно 30% ледников, и если ситуация не изменится, то к середине нынешнего века, могут стаять 50% ледников, а к началу следующего столетия они могут и вовсе исчезнуть.
— И тогда наш регион станет непригодным для жизни людей, потому что Центральная Азия превратится в пустыню. Поэтому вопрос воды и рационального водопользования, на мой взгляд, является проблемой номер один для нашего региона, — добавил Б. Саипбаев.
По оценкам ряда экспертов, сегодня наиболее походящей площадкой для сближения стран «верховья», трансграничных рек и нижнего течения является Международный фонд спасения Арала.
Как отметил директор Регионального горного центра ЦА Исмаил Даиров, выход Кыргызстана из Аральского фонда был большой ошибкой.
— Как известно, решение о «заморозке» участия Кыргызстана в деятельности МФСА было принято в 2016 году с легкой руки тогдашнего президента и «обоснованное» руководством и чиновниками нашего внешнеполитического ведомства. Этот шаг нанес вред не только имиджу страны, но и эколого-экономической ситуации в республике. Поэтому все эти 7 лет я критикую данное решение, как глубоко ошибочное, недальновидное, некомпетентное и не отвечающее интересам нашей страны. На мой взгляд, в условиях климатических изменений актуально поднимать вопрос об участии нашей страны в предстоящем саммите «Международный Фонд спасения Арала», которое состоится в сентябре в Душанбе, — поделился мнением спикер.
Сейчас, по его словам, внешнеполитические ведомства стран ЦА ведут подготовительную работу к саммиту, где самыми главными вопросами должны стать вопросы стратегических направлений будущей деятельности МФСА под новым председательством, которое должно перейти от президента Таджикистана президенту одного из государств нашего региона.
— А в каком качестве будет принимать участие в предстоящем саммите президент Кыргызстана? В качестве наблюдателя – «замороженного» участника, как это было в 2018 году в Туркменистане, или же в качестве полноправного члена-учредителя МФСА? Если в первом качестве, то ничего делать не нужно, можно ограничиться подготовкой общего, дежурного заявления. Если же в качестве полноправного члена организации, то за оставшиеся два с небольшим месяца до начала работы саммита, нужно принять решение о «разморозке» членства. Нужно официально уведомить о таком решении страны Центральной Азии и международное сообщество и активно включаться в подготовительную работу к саммиту по согласованию проекта итогового документа. С целью продвижения своих интересов в рамках Аральского фонда, — добавил И. Даиров.
Между тем, ряд экспертов не видят перспектив в деятельности Международного фонда спасения Арала, если организация не будет реформирована.
— Во-первых, география водных проблем центральноазиатского региона намного шире, чем бассейн Аральского моря. Во-вторых, хоть МФСА и считается организацией, которая должна решать какие-то экологические вопросы, на самом деле, это бизнес проект по производству хлопка, который лишь выдается за экологический проект. Результат на лицо – за 30 лет существования Фонда Арал распался на 2 части, и экология никак не улучшилась: как поливали напуском, так и поливают, как сбрасывалась вода и не доходила до Аральского моря, так и сбрасывается. Поэтому я хочу сказать, что Фонд свою миссию не выполняет, — отметил эксперт по вопросам геополитики Мурат Суюнбаев.
Стоит отметить, что «разморозка» членства Кыргызстана в МФСА способствовала бы не только решению ряда актуальных для республики задач, в том числе по достижению договоренностей о взаимной поддержке региональных инициатив в сфере водопользования, но и реформированию самого Аральского фонда.
ЦЭИ «Ой Ордо»