7.1 C
Бишкек
Четверг, 21 ноября, 2024
ДомойАналитикаРАШИД ЮСУПОВ: НАДО ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ РАНЕЕ ПРЕРВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

РАШИД ЮСУПОВ: НАДО ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ РАНЕЕ ПРЕРВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Своим видением развития кыргызско-китайских отношений поделился кандидат экономических наук, профессор, руководитель научного центра «Один пояс – один путь», заслуженный деятель культуры КР Рашид Юсупов.
— В этом году в первую очередь нужно восстановить наши культурно-гуманитарные отношения. Во время пандемии Китай был практически закрыт. Да и до пандемии было трудно получить визу. Кыргызстанцы говорят: Китай рядом, но практически он далеко. Уже поехали студенты, которые два года учились онлайн. Необходимо ослабить жесткие визовые требования с обеих сторон, чтобы люди могли общаться. Ведь все отношения держатся на культурно-гуманитарной основе. Без нее другие сферы будут продвигаться тяжело.
— Но, как говорится, семимильными шагами между нашими странами развивается торговля. Китай – наш главный торговый партнер.
— В этой сфере действительно есть значительные подвижки. За первый квартал значительно вырос объем торговли между нашими странами. Конечно, взаимная торговля — это хорошо, но нужно развивать и другие сферы. Нужны инвестиции. Очень надеюсь, что в этом году начнется строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, о котором говорят уже 30 лет. Это позволит нашей стране стать транзитной страной между крупными державами.
— Какие, на ваш взгляд, основные вопросы были обсуждены на саммите «Китай + 5 стран Центральной Азии» и третьем саммите международного сотрудничества «Один пояс — один путь»?
— Сейчас, конечно, в центре внимания вопрос о строительстве железной дороги. И очень важно то, что все лидеры едины во мнении: надо выводить совместное сотрудничество на новый уровень. Инициатива «Один пояс — один путь» — проект мирового уровня, которая охватывает все стороны отношений, в том числе инвестиции, политику, торговлю, гуманитарное сотрудничество и другие. Но пока в Кыргызстане больше говорят об инициативе, а в Узбекистане и Казахстане уже реализуются ее проекты. Мы же остаемся на уровне, когда Китай оказывает нам просто гуманитарную помощь — строит дороги, школы, больницы, дарит пожарную технику. Но нужны весомые проекты. Нам пока особо гордиться нечем. Китайский Банк инфраструктурных инвестиций мог бы профинансировать предложенный нашей страной солидный проект, но у нас пока нет таких проектов. А такие позитивы, как ЛЭП Датка-Кемин, дорога Север-Юг – это кредитные деньги. И пока не видим, чтобы крупный китайский бизнес пришел в страну, например, какая-то высокотехнологичная компания, чтобы приобщить нас к высоким технологиям. У нас в свое время были космические технологии, кадры, ученые. И сейчас в КР нужно больше готовить технические кадры.
— Как вы думаете, почему не заходят крупные компании? В чем проблема?
— Есть проблемы, о которых все знают. В определенной степени влияет политическая нестабильность у нас. Во-вторых, инвестиционный климат желает быть лучше. И надо повышать культурно-гуманитарные связи. Когда люди свободно ездят друг к другу, общаются — а это основа для сближения народов, стран, — тогда появляется и поддержка со стороны народа. Были же случаи, когда после договоренностей в верхах, возникало недовольство в низах.
— Эти проблемы решаются?
— Необходимо слышать мнение народа. Иногда руководители подписывают соглашение с китайской компанией, но не знают мнение народа. И получается, что когда проект начинает внедряться, народ выступает против него. Надо хотя бы социологический опрос проводить, исследовать это направление. Немалая еще часть населения живет со старым мышлением, дескать, Китай хочет забрать наши земли и так далее. Необходимо, повторяю, работать с народом. Даже если есть минусы, нужно открыто говорить о них и сравнивать с плюсами, которых, как правило, всегда бывает больше. Плохо и то, что у нас часто меняется состав кабмина.
— Положение мировой экономики постоянно меняется, и большое внимание привлекают географическое положение «центра» Центральной Азии, геополитические и экономические тенденции. Кроме того, конфликт между Россией и Украиной вызвал такие риски, как инфляция и экономический спад. Какие перспективы имеются у стран Центральной Азии для регионального сотрудничества, экономического и социального развития, политики, региональной безопасности?
— Война России и Украины создает дополнительные проблемы для стран Центральной Азии. Мы же маленькие государства. И мы вынуждены балансировать. Где-то поддерживать, где-то нет, где-то промолчать и так далее. Санкции, введенные против России, волей-неволей затрагивают и нас. И мы должны реагировать. И Россию обижать нельзя, и с Западом не считаться тоже чревато. Сейчас Россия больше внимание обращает на Китай, мы тоже должны обратить внимание на своего большого соседа и друга. Мы должны сотрудничать с Китаем. Это создает дополнительную почву, дополнительный стимул для того, чтобы повысить уровень сотрудничества с КНР по всем параметрам.
— На каких взаимоотношениях с Китаем, на ваш взгляд, Кыргызстану следует акцентировать внимание?
— Мы больше трех лет не были в Китае. И нам хочется увидеть, как Китай прошел через пандемию. Я знаю, что страна испытала большие сложности в экономике. На протяжении своей истории, когда у Китая были сложности, трудности, он всегда находил выход и преодолевал эти сложности. Надо восстановить все ранее прерванные проекты во всех сферах: образовании, культуре, научных исследованиях между вузами. Ведь только за счет науки и образования можно выйти на инновационные технологии. Это показывает опыт таких небольших государств, как Сингапур, Южная Корея. И опыт политики реформ и открытости Китая тоже показал, что только на основе образования и науки Китай вышел на передовые позиции по технологиям. А если эти сферы не развивать, то мы так и останемся средненькой страной.

Суйунбек ШАМШИЕВ

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии