Одна из главных задач ШОС – борьба с тремя осями зла: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. О том, как в Кыргызстане противостоят им, рассказал сотрудник службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР Манас Аманбаев.
Профилактика и статистика
В борьбе с экстремизмом в КР опираются на три документа. Это – план мероприятий по реализации госполитики в религиозной сфере, госпрограмма по борьбе с экстремизмом и терроризмом на 2023-2027 годы и Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности», где определение «экстремизм» дано согласно определению ШОС. «Это новый закон и его особенность в том, что теперь политика по противодействию экстремизму возложена на МВД, — говорит Манас Аманбаев. – Его профилактика, анализ, мониторинг и координация действий переданы под ответственность ведомства».
Сейчас разрабатывается положение о Координационном совете. В совет войдут все госорганы, которые ведут борьбу с экстремизмом. Главный упор в противодействии этому злу – профилактика. В среднем за год проводится около 6-7 тысяч профилактических мероприятий — лекции для школьников, студентов, тренинги для сотрудников органов МСУ, членов Судов аксакалов, женских советов, молодежных комитетов. Недавно, по словам Аманбаева, издали методическое пособие на кыргызском и русском языках, куда включили 15 лекций, как противостоять экстремизму. Его предоставят учителям, которые начали преподавать религиоведение в школах.
Обучают и самих сотрудников МВД. Так, недавно Манас Аманбаев провел тренинги для 150 сотрудников милиции Баткенской области. Серьезную роль в противодействии этому злу представитель МВД видит в СМИ. Поэтому проводят семинары и для журналистов.
По данным за 2023 год, в стране зарегистрировано 3 тысячи 854 религиозные организации. «Необходимо отметить, что одна мечеть – одна религиозная организация. Поэтому, кажется, что их так много, — говорит Манас Аманбаев. — Сейчас поднимается вопрос, чтобы мечети сделать филиалами муфтията, так как они подчиняются ему. Всего же количество мечетей – 3 тысячи 138. Из них – 39 религиозных благотворительных организаций, 194 — религиозных учебных заведений, в том числе 119 медресе, 61 учебный центр, 11 институтов, 2 колледжа и 1 университет.
Есть 408 религиозных организаций христианской веры. Из них — 48 православных, 2 — русской православной церкви, 8 — католических, 61- баптистская, 25 — адвентистов седьмого дня, 80 — пятидесятников, 20 — лютеранских, 49 — пресветарианской церкви, 13 — евангельских, 40 — харизматов, 1 — иудаистского толка и 12 — Бахаи. Количество религиозных организаций в КР растет. По данным Нацстаткома, в 2005 году в стране их было чуть более 2-х тысяч. К 2020 году их численность возросла в 1,7 раз и составила 3 тысячи 329. А за три года прибавилось еще 525. В стране действуют 40 религиозных общин как мусульманских, так и других верований.
Не следуйте за ними
Сегодня в Кыргызстане, отметил Манас Аманбаев, зафиксировано 20 экстремистских и террористических организаций, одна деструктивная организация – секта Муна, деятельность которых запрещена. Они могут быть признаны экстремистскими, террористическими, деструктивными или экстремистско-террористическими. Многие не понимают этого и могут назвать, например, Хизб-ут-Тахрир террористической. Но это экстремистская организация. Среди запрещенных только три — считаются экстремистскими: Хизб-ут-Тахрир, Йакын-Инкар и Акрамия. Все остальные признаны террористическими и экстремистско-террористическими. Это такие организации, как Аль-Каида, ИГИЛ, Жайшуль Махди, Ансаруллах, Джабхат-ан-Нусра, Организация освобождения Восточного Туркестана, Курдская рабочая партия и другие. «Когда началась война в Сирии, Курдская рабочая партия призывала этнических курдов поехать в Ирак, и многие уехали, а потом возникли проблемы с возвращением. Поэтому в Кыргызстане запретили их деятельность», — рассказал Манас Аманбаев.
Сегодня угрозы для Кыргызстана представляют идеологии 4 запрещенных организаций. Это — Йакын-Инкар, Хизб-ут-Тахрир, такфиритско-джихадистское движение (его последователей еще называют салафитами) и Тенирчилер, которая, со слов нашего собеседника, недавно прошла регистрацию в Минюсте. Ее членов можно причислить к язычникам, среди них есть те, кто поклоняется источникам, горам, святым местам и в целом она напоминает обычную секту. Среди последователей этой организации немало работников культуры. На две книги, изданные ее адептами, был наложен запрет. Это десятитомник «Айколь Манас» и «Кыдыр санжырасы». В первой повествуется о классическом кыргызском эпосе, но с искажениями, истории интерпретируются по-своему. Поэтому суд Джумгальского района запретил распространять данное издание.
Что есть экстремизм?
Манас Аманбаев пояснил, какие признаки считаются экстремистскими. Их более десяти, в том числе — попытка силового захвата государственной власти, присвоение государственных властных полномочий, выступление против конституционного строя, возбуждение межнациональной, межконфессиональной розни. «Мы независимое, унитарное, социальное, правовое и светское государство. А Хизб-ут-Тахрир выступает против этого, считает, что должен быть халифат. Против госустройства выступают и такфиритско-джихадистские организации, которые тоже хотят установить халифат и убивать кяфиров», — отметил собеседник.
Среди подобных организаций, пожалуй, самая «старая» и многочисленная – это Хизб-ут-Тахрир. Запрет на ее деятельность был наложен еще в 2003 году. «Они не совершают террористических акций, а ведут идеологическую, политическую борьбу. Их цель – прийти к власти путем установления халифата. Они против демократии, выборной системы, частной собственности и представителей других религий. Считают, что представители других религий не должны жить в халифате. А если хотят жить, должны платить дань, — рассказывает наш собеседник. — В их идеологии каждый мусульманин должен мечтать об установлении халифата, что противоречит традиционному исламу. К тому же, они противоречат своей же идеологии. Долгое время их головной офис располагался в Лондоне (Великобритания). Сейчас, есть информация, что он передислоцировался в Вену (Австрия). Мы им часто задаем вопрос, почему вы не открыли свой офис в мусульманских странах? На него нет ответа. Они, скорее, проект, цель которого постоянно вносить раскол среди мусульман, чтобы у них не было согласия между собой», — считает Манас Аманбаев.
По его словам, в 2022 году было выявлено 467 преступлений экстремистского и террористического характера, большинство из них совершены представителями именно этой организации. В зависимости от классификации преступления ответственность за экстремистскую деятельность предусмотрена от 2 до 5 лет. Если же оно сопряжено с терроризмом — от 10 лет до пожизненного лишения свободы. В среднем за год от 30 до 40 человек отрекаются от идеологии экстремистских организаций. В основном это люди, которые недавно стали следовать их идеологиям. Если раньше больше преступлений выявляли в южных регионах страны, то сейчас они фиксируются и в северных областях. Судя по всему, меняется тактика вербовки новых последователей. «Если раньше читали книги в домах, то сейчас перешли на интернет. Люди по ошибке могут прочитать их посты, поставить лайки, поделиться. А это уголовно наказуемо», — говорит собеседник.
К примеру, адепты Йакын-Инкар не пускают своих детей в школы, отказываются от прививок, от медуслуг, в своем фанатизме они демонтируют даже полы в доме, убирают телевизоры, стараются пользоваться кнопочным телефоном. Одним словом, стараются жить в тех же условиях, что жил пророк Мухаммед. Они вербуют в свои ряды в основном людей своего социального положения: безграмотных, со слабыми знаниями религии, узким кругозором, фанатично верящих своим лидерам. «В Таласской области был случай, когда муж лечил супругу дома, читая молитву. В итоге у нее отказали почки, и она умерла», — приводит пример их отношения к жизни Манас Аманбаев.
Салафиты же, в отличие от них, предпочитают спортивный стиль, агрессивны, высокомерны по отношению к другим. Среди них немало русскоговорящих граждан.
«Салафиты пока ведут себя умеренно. Не проявляют активности», — говорит собеседник.
Манас Аманбаев обращает особое внимание граждан на особенности религии и религиозных организаций. К примеру, деятельность организации Таблиги – Джамаат не запрещена на территории Кыргызстана. Но запрещена в Казахстане, Узбекистане, России.
Недавно был случай, когда 14-летний подросток из Кыргызстана был задержан при переходе кыргызско-казахской границы. У него с собой оказалась книга, изданная Таблиги – Джамаат. Так как в соседней стране она под запретом, родителям юного кыргызстанца пришлось заплатить солидный штраф. Поэтому если вам попалась книга религиозного содержания, в первую очередь необходимо убедиться: законно ли она издана, не содержит ли признаков экстремизма и так далее.
Суйунбек ШАМШИЕВ