На днях Минсельхоз организовал пресс-тур для журналистов, чтобы показать, как работают агропромышленные кластеры, в частности, в такой сфере, как птицеводство. О необходимости кластеров в аграрном секторе говорили давно и на разных уровнях. Но дальше разговоров дело не шло, пока не грянула пандемия COVID-19. Границы закрылись, и река импортных продуктов питания сузилась до тонкого ручейка. Хотя снижение импорта еды было кратковременным, тем не менее в стране наконец-то осознали, что продукты первой необходимости нужно производить самим и в достаточном количестве, поскольку вопрос касается продовольственной безопасности.
Сомнительные яйца
В числе продуктов первой необходимости – обыкновенные куриные яйца. В Минсельхозе подсчитали, что для полноценного питания каждый гражданин КР в год должен съедать не менее 180 штук яиц. В любом продуктовом магазине яиц достаточно. Но производят их в стране недостаточно. По словам руководителя Ассоциации птицеводов Динары Керимкуловой, в 2022 году было произведено 607 миллионов штук яиц. Население же в год потребляет около одного миллиарда. Разница покрывается за счет импорта. Именно в этом и зарыта собака. Как говорит Динара Керимкулова со ссылкой на данные Нацстаткома, за 2021-2022 годы в Кыргызстан было завезено около 400 миллионов яиц неизвестного происхождения. Проще говоря, контрабандным путем.
Именно завезенная таким путем продукция является одной из причин медленного развития производства яиц в стране. По мнению руководителя ассоциации, контрабандные яйца это не только низкая цена, но и сомнительное качество.
— Контрабанда — это продукт, который всегда в избытке. А в избытке, как правило, продукция, срок годности которой истекает, — говорит собеседник. — Нелегальный ввоз не единственное препятствие на пути развития производства куриных яиц. Птицеводам необходимы льготные кредиты и субсидирование как в соседних странах. Как мы убедились, на большинстве птицефабрик стоит устаревшее оборудование. На приобретение нового нужно субсидирование.
Еще одна проблема птицеводов – ветеринарные лаборатории. У имеющихся очень ограниченный спектр проверок, они могут проводить их только по трем-четырем наиболее распространенным заболеваниям. Лаборатории же должны проверять кур и яйца по многим параметрам. Известно, что больные куры быстро заражают здоровых.
Полет белого лебедя
Первый пункт нашего пресс-тура — птицефабрика «Ак-Куу» («Белый лебедь») на южной окраине Сокулука. Район, где расположилось предприятие, называют «Птичник». Назван он так не случайно. Здесь расположено не только само предприятие, которому в этом году исполнилось 56 лет, но и жилой микрорайон для его работников. В лихие 90-е они спасли фабрику от разграбления. «Три года подряд, не получая ни копейки, они и работали, и охраняли ее. И выстояли. Со временем на предприятии стала налаживаться работа: появились заказы, объемы, — говорит директор фабрики Нургуль Малабаева.
Предприятие действительно имеет промышленный масштаб. Здания цехов, складов и других помещений еще советской постройки. От асфальтированных дорог мало что осталось. Но в глаза бросаются чистота и аккуратность во всем. На предприятии трудятся 140 человек, ранее было 350. Современные технологии заменили ручной труд. Например, на сортировке яиц прежде трудились около 70 женщин. Сейчас работают только 10 человек. Голландское оборудование способно за час просортировать 65 тысяч яиц!
Бригадир Назира Баитова трудится здесь 12 лет. Работой и условиями довольна, зарплата чуть больше 20 тысяч сомов, все пока работниц устраивает.
«Ак-Куу» считается крупнейшей птицефабрикой в стране. Производственная мощность – 280 тысяч яиц в сутки при наличии 380 тысяч кур-несушек. Такая производительность и налаженная логистика позволяют компании отправлять продукцию даже в Баткен.
Хотя полет у «Ак-Куу», судя по словам директора, далеко не безоблачный. Еще несколько лет назад они держали до 600 тысяч кур. В советское время объемы доходили до 700 тысяч. Сейчас компания снова готовится набрать высоту. Закупили новое оборудование, которое позволяет содержать 65 тысяч цыплят, построили современный кормовой завод с компьютерным оборудованием. Налаженная годами логистика – конкурентное преимущество птицефабрики. Как только яйцо вылупилось, оно идет на сортировочную станцию – оттуда на склад и грузовую машину. Оказывается, сюда привозят яйца и фермеры из близлежащих сел: из-за нескольких десятков ехать на базар им накладно.
С января 2022 года фабрика присоединилась к кластеру. Как считает руководство, это большой плюс для «Ак-Куу» – доступ к длинным деньгам на льготных условиях. В рамках кластера Минсельхоз предоставляет кредит под 6 процентов годовых на довольно длительный срок. К тому же, став одной из цепочек кластера, поставщики кормов и мелкие фермеры, сдающие яйца, тоже получают доступ к льготным кредитам.
Кластер открывает широкие возможности и для крестьян. По данным Нацстаткома, в КР зарегистрировано около 450 тысяч фермеров и крестьян. Всем им нужны кредиты. Но, по данным Минфина, с 2013 по 2022 год льготные кредиты получили 120 тысяч 794 хозсубъекта на сумму более 51 миллиарда сомов. То есть каждый год сотни тысяч сельских производителей остаются без доступа к льготным кредитам.
С сентября 2021 года создано пока 9 кластеров. И в цепочке — фермеры, производители кормов, переработчики, торговые сети — участников кластера пока мало. В 2022 году каждому кластеру было выделено по 1 миллиарду сомов для льготного кредитования.
Для примера, в «Айылбанке» участник кластера может получить кредит до 150 миллионов сомов на 5 лет под 6 годовых. «Ак-Куу» тоже получила льготный кредит на развитие.
Из самой Аргентины
После птицефабрики в Сокулуке путь держим в Бишкек, на предприятие по производству кормов для кур. Что примечательно, возглавляют его молодые руководители 25-30 лет, но отлично разбирающиеся в производстве. Например, Тулеген Тлеушев даже имеет специальность — кормэксперт. Производимые на заводе корма, по его словам, отличного качества. Кур на своей небольшой птицефабрике он кормит исключительно продукцией собственного производства.
Ассортимент солидный. Например, для цыплят готовят один вид корма из множества ингредиентов, для роста птицы — другой, для тех, кого готовят на убой, – третий. Ингредиенты привозят из разных стран. Например, один из видов сои, который на профессиональном языке именуется «соевый шрот», покупают в Аргентине. Минеральные добавки — в Китае и так далее.
Судя по словам Тулегена, корма у них недешевые, потому как используются дорогие и качественные ингредиенты. Зато куры, хотя и потребляют меньше корма, набирают такой же вес, как при кормлении их традиционным кормом. На заводе не только производят и продают корма, но и реализуют ингредиенты для них.
Но предприятию также же не хватает финансирования, инвестиций и квалифицированных зоотехников, ветеринаров. Отсутствуют также технологии и методы для выращивания родительского стада. Поэтому цыплят приходится закупать за рубежом, что не лучшим образом влияет на цену. Как говорит Тулеген, соседние страны имеют огромные пашни для выращивания кормов и соответственно они там дешевле. Поэтому им трудно конкурировать с завозными, тем более, что в стране пока процветает контрабандный завоз. Хотя льготное кредитование, временная отмена налогов на импортное сырье и кормовые культуры, по словам Тулегена, все-таки помогают развиваться.
Безусловно, кластер сегодня — одно из лучших решений для продовольственной безопасности страны. Но пока многие крестьяне, фермеры толком не знают о нем. И, как признаются в Минсельхозе, на местах не особо стремятся разъяснять им возможности агропромышленного кластера. Но работа ведется.
Суйунбек ШАМШИЕВ