Несмотря на пандемию, в Кыргызстане почти без остановки реализуются дорожные проекты. О том, как продвигаются строительство и реабилитация стратегических трасс, о сроках их завершения и существующих проблемах, рассказали в Министерстве транспорта и коммуникаций.
К финишной прямой
Как сказал заместитель директора группы реализации инвестиционных проектов Азиатского банка развития Санжар Асаналиев, в стране реализуются два крупных дорожных проекта – строительство альтернативной дороги Север-Юг и реабилитация двух участков трассы Бишкек – Ош.
Альтернативная дорога Север-Юг – это первая междугородная трасса в истории суверенного Кыргызстана, которая строится практически с нуля. Несмотря на то, что она прокладывается в горах, но не будет проходить через перевалы в отличие от существующей. Трасса будет проходить через тоннель протяженностью почти 4 километра и мосты.
Завершение строительства, можно сказать, приближается к финишной прямой. Например, в тоннеле осталось пробить 770 метров! Это и много и мало одновременно. Мало, если учесть, что из 3800 метров пробурено 3030. Но много, если принять во внимание тот факт, что иногда за день дорожники проходят всего 2-3 метра. И тому есть причина – местами рыхлая порода, поэтому приходится укреплять стены тоннеля бетоном. Соответственно уходит время. Но компания подрядчик – China Road and Bridge Corporation поставила задачу до конца года пройти 700 метров! И думается, она вполне осуществима.
В целом в этом году будут завершены все основные работы. Проще говоря, компания завершит самые сложные: эстакадные мосты (протяженностью 1076 и 396 метров) и тоннель! Как отметил Санжар Асаналиев, на всех этапах строительства дороги Север-Юг работы завершены примерно на 85 процентов.
Наконец-то!
Реабилитация участка дороги Бишкек-Ош — от столицы до города Кара-Балта доставила немало дискомфорта водителям. Да и дорожникам тоже. Им приходилось прокладывать новую магистраль на месте прежней. А интенсивность движения по ней не уступает движению на центральных улицах Бишкека. Кроме бесконечного потока машин, случались и сюрпризы. Как рассказали дорожники, в некоторых населенных пунктах местные службы не имели карту инженерных сетей, которые проходят под дорожным полотном. Приходилось находить их методом тыка. Была и другая проблема. Когда рабочие трамбовали дорогу, от вибрации сильно тряслись стены старых домов вдоль трассы. Приходилось трамбовать без вибраторов.
В этом году большая часть дороги построена! Как сказал Санжар Асаналиев, остается небольшой отрезок в 3 километра в селе Сокулук, который надо заасфальтировать. Там возникли проблемы с переносом подземных коммуникаций. Это проблема техническая и после ее устранения можно комфортно ездить на протяжении 45 километров.
Правда, остался еще отрезок от границы Бишкека до авторынка длиной 7,5 километра. Решение о его реабилитации было принято позже, поэтому только в этом году китайский подрядчик – “China Railway №5” принялся за работу. Хоть он и небольшой, но довольно сложный — шесть полос, остановки, лотки, подземные коммуникации.
Второй участок дороги Ош-Бишкек, уже не первый год испытывающий нервы водителей и ускоряющий износ ходовой части автомобилей, — это отрезок от села Маданият до Джалал-Абада. Дорогу здесь строит азербайджанская компания, а кредит выдал Евразийский банк развития.
Как заверил чиновник, сегодня там идут полномасштабные работы. Правда, пока не пройдено и полпути. Из 67 километров асфальт уложен только на 25. Но до конца года планируют довести асфальтирование трассы до 45 километров. Здесь подрядчик запаздывает со сроками из-за затянувшегося процесса финансирования со стороны банка-кредитора. Кстати, на этой трассе не будет бетонных разделителей как в Боомском ущелье или на участке Бишкек – Кара-Балта, поскольку она не входит в число дорог с интенсивным движением.
Будут новые трассы
Поделились транспортники и интересными новостями. По словам Санжара Асаналиева, планируется построить дорогу из села Арал Жумгальского района Нарынской области до Суусамырской долины Чуйской области. Там проходит грунтовая дорога, идущая вдоль бурной реки Кокомерен. Изначально эта горная дорога между рекой и скалами была построена для хозяйственных нужд животноводов. Но в последние годы ее активно используют путешественники и жители районов. Планируется, что уже в этом году начнут готовить технические документы.
Второй новый проект – Иссык-Кульское кольцо! Или реабилитация старой дороги вокруг озера. На сегодня уже определен источник финансирования – Европейский банк реконструкции и развития. Правда, не всего кольца, а отрезка от села Балбай (Тюпский район) до города Каракол. Как известно, от города Балыкчы до села Корумду идет реабилитация старой дороги, уже обновлено 82 километра. Что касается южной части, то сейчас рассматривается источник финансирования. Либо это будет Всемирный банк, либо с реабилитацией поможет Кумтор. Планируется, что дорога будет четырехполосной, сегодня на ней только две.
Говоря о новинках, можно упомянуть план Минтранса пробить еще один тоннель через перевал Тоо-Ашуу (дорога Бишкек-Ош). Он будет ниже существующего на тысячу метров. Также предусматривается, что после его реализации проезд по нему может стать платным. Напомним, что еще в прошлом году в Минстрансе была встреча с инвестором из Гонконга (Китай), где обсуждался проект о дополнительном тоннеле. Но вопрос пока не получил продолжения.
На дорожные проекты иностранных кредитов было взято больше всего. Самый крупный кредитор – китайский Эксимбанк. Этот финансовый институт выделил $700 миллионов кредита на дорогу Север-Юг. Кроме того, кредитование отдельных участков взяли на себя Азиатский банк развития и Исламский банк развития. К примеру, АБР финансирует строительство участка от города Балыкчы до села Кочкор одноименного района Нарынской области.
На вопрос нашей газеты, не увеличат ли объем госдолга кредиты на строительство новых дорог, Санжар Асаналиев ответил, что важные для страны трассы должны быть реабилитированы. Но средств республиканского бюджета не хватает. Тому пример, участок дороги от Балыкчы до села Корумду на Иссык-Куле. Из-за нехватки средств ее строительство идет очень медленными темпами.
Правда, возможно, что при реабилитации трассы Балыкчы – Боконбаев – Каракол не будет надобности строить полностью за счет кредита. Как отметили выше, сейчас рассматривается вопрос финансирования строительства компанией Кумтор.
Автор:Суйунбек ШАМШИЕВ