6.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КИТАЕЭлектронная коммерция и торговый потенциал стран Центральной Азии

Электронная коммерция и торговый потенциал стран Центральной Азии

Пандемия COVID-19 увеличила объемы электронной торговли. Когда мир был вынужден ограничить въезды и выезды, ведение бизнеса в режиме онлайн стало удобным инструментом для предпринимателей. Есть ли потенциал для развития электронной коммерции в странах Центральной Азии, как ее продвигать – эти и другие вопросы обсуждали ученые-экономисты института CAREC на онлайн-конференции под названием: “Трансграничная электронная торговля открывает возможности для экономического и торгового развития между Центральной Азией и Китаем”.

Обыкновенный китайский масштаб 

По словам председателя совета директоров CAREC Ли Чжаня, в 2020 году объем китайской трансграничной электронной торговли составил 12,5 триллиона юаней, обогнав почти на 20 процентов показатели предыдущего года. В 2021 году этот показатель прогнозируется на уровне 14,6 триллиона. Как он отмечает, китайские компании, занимающиеся трансграничной электронной торговлей, в основном торгуют по методу В2В (от компании к потребителю). Но, как полагают аналитики iiMedia Research, с развитием мобильных интернет-технологий, популярности смартфонов, роста количества покупок в интернете и постепенного улучшения системы онлайн-платежей и логистики модели В2С (от компании к компании) и С2С (от потребителя к потребителю) в трансграничной электронной коммерции дадут мощный толчок для развития.По прогнозам, в 2021 году китайские пользователи услуг трансграничной электронной коммерции будут покупать такие товары, как одежда, обувь и сумки (49 процентов), косметика и предметы личной гигиены (46 процентов), а также продукты питания и напитки (43 процента).

Рост электронной торговли в мире 

В марте 2021 года наибольший рост продемонстрировали Филиппины и Малайзия. К примеру, на Филиппинах рост продаж на популярной платформе стран Юго-Восточной Азии под названием Shopee составил более 7 процентов. В Малайзии этот показатель составил 4,4 процента.

В 2019 году объем розничных продаж в Латинской Америке достиг отметки $2 триллиона, с темпом роста в 5,3 процента. Одна из причин развития электронной торговли, как показали исследования iiMedia Research,  — медленное развитие в странах континента легкой промышленности, что не давало потребителям большого выбора. Как следствие, жители стали покупать товары онлайн в других странах. Высокий спрос на импортные товары и развитие интернета привели к развитию электронной торговли на континенте. Ожидается, что в 2021 году розничные продажи вырастут на континенте до отметки $2,27 триллиона!

С выходом на российский рынок платформы AliExpress Россия стала крупнейшим и наиболее ценным рынком для китайских продавцов на рынке электронной торговли. Россия стала для них своеобразным «рыночным голубым океаном».

Чем могут торговать страны ЦА с Китаем? 

Большой потенциал для развития электронной торговли с Поднебесной есть и у стран Центральной Азии. По данным старшего специалиста института CAREC Равшана Махмудова, страны центральноазиатского региона в довольно большом объеме экспортируют природные ресурсы в Китай. Лидером является Казахстан. К примеру, в 2017 году он экспортировал продукции на $5 миллиардов 777 миллионов. А в 2019 году этот показатель достиг отметки $7 миллиардов 823 миллионов.

В основном на экспорт идет природный газ, медь, нефтепродукты. У Кыргызстана показатели в разы скромнее. Причем они снижаются. Так, в 2017 году из Кыргызстана в Китай было экспортировано продукции на $97 миллионов. В 2019 — на $81 миллион. В Поднебесную идут драгоценные металлы, сигареты, бурый уголь, нефтепродукты. Таджикистан экспортирует в основном хлопок. В 2019 году общий объем экспорта в Китай достиг $55 миллионов.

Основной экспортный товар Туркменистана – природный газ. Его поставки от $7 миллиардов в 2017 году выросли до $9 миллиардов в 2019-м. Кроме этого, он продает в Китай все виды серы, сульфид мышьяка.

Узбекистан экспортирует в основном газ и хлопок, хлопковую пряжу, полиэтилен. Хоть и звучат здесь цифры в миллиарды долларов, в мировом масштабе — это мизер. Так, по словам Ли Сяна, объем торговли стран Центральной Азии в общемировом масштабе составляет всего 1 процент. И лучший вариант торговли  в регионе — развитие электронной коммерции. Но, по данным Ли Сяна, в регионе есть три преграды: слабая законодательная основа для электронной коммерции, неразвитая инфраструктура и отсутствие доверия к правительству у населения и бизнеса.

С развитием технологий нужно готовить кадры для работы в сфере электронной торговли. Ей на данный момент не хватает специалистов для осуществления конкретных операций.

Специалистов же нужно готовить на двух уровнях: краткосрочные курсы для всех желающих и студентов, а второе – уже готовить на базе высшего образования.

Терра инкогнита для туристов 

Еще одна область с большим потенциалом для развития сотрудничества между регионом и Китаем – туризм. Центральная Азия, можно сказать, Терра инкогнита для китайского туриста.

Как отмечает бывший шеф-редактор издания South Review Чжао Линминь, в 2019 году китайцы отдыхали в основном в Макао, Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, Японии, Южной Корее, Мьянме, США, Тайване, Сингапуре, Малайзии, России, Камбодже, Филиппинах и Австралии. В этом списке нет ни одной страны Центральной Азии.

— В настоящее время самой посещаемой страной в Центральной Азии для китайцев является Казахстан, около 200 тысяч туристов в год, — говорит он.

Он считает, что туристический потенциал стран региона очень богатый. Среди них можно выделить такие направления, как древние города Самарканд, Бухара, Хива, расположенные на маршруте древнего Шелкового пути. Во-вторых, Центральная Азия – одно из немногих мест на земле, где сохранилась первозданная и уникальная природная среда — горы, бурные реки, озера, долины. Для многих китайцев, особенно из субтропических регионов, такие места могут показаться сказочно красивыми. Кроме того, регион расположен на перекрестке культур и религий.

Для привлечения туристов из Китая эксперт предлагает осуществлять строгий контроль  за распространением коронавируса, обеспечить безопасность туристов, упростить процедуру получения визы и улучшить инфраструктуру туристических зон.

Сообщество общей судьбы 

Ученый Равшан Махмудов считает, что для наращивания экономического сотрудничества стран региона с Поднебесной необходимо создавать холдинговые компании в таких отраслях, как производство текстиля, бытовой техники, продуктов питания, цветная металлургия. Кроме того, нужно ускорить интеграцию в Центральной Азии за счет развития цифровой торговли, финансовых технологий, телемедицины и инвестиций в цифровую инфраструктуру. Важное направление в сотрудничестве — интеграция энергетической и транспортной систем Китая и Центральной Азии, богатой на энергоресурсы. Между сторонами существует обширное пространство для сотрудничества в области энергетики, экономики, торговли и инфраструктуры. А у стран региона огромный спрос на китайские товары, инфраструктуру и инвестиции.

Как сказал директор правления института CAREC Ли Сян, как новая восходящая держава, Китай несет ответственность и должен взять на себя инициативу по предоставлению возможностей для экономической интеграции Центральной Азии и стремиться построить сообщество общей судьбы на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Автор:Суйунбек ШАМШИЕВ

 

 

 

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии