План по налогам за прошлый год в Кыргызстане значительно перевыполнен по сравнению с 2021-м. Как такого добились? Говорят, все дело в «цифре».
Потери в результате потери времени
В 2022 году Государственная налоговая служба собрала почти 208 миллиардов сомов налогов и страховых взносов. План перевыполнен на 3,7 миллиарда сомов. По сравнению с 2021 годом разница составляет 64 миллиарда. Но из всей суммы сборов налоги составляют 156 миллиардов сомов. Но это все равно больше на 51 миллиард в сравнении с годом ранее. План чисто по налогам перевыполнен на 729 миллионов сомов. Налоговики считают, что такие результаты достигнуты благодаря улучшению налогового администрирования и переводу предпринимателей на онлайн-обслуживание. Помогли и проекты цифровизации налоговых процедур «СМАРТ Салым», в том числе электронные счет-фактуры, ККМ-онлайн, электронные товарно-транспортные накладные.
Однако, как оказалось, не все гладко с внедрением цифровых технологий. Например, предприниматели в штыки восприняли электронные товарно-транспортные накладные.
— Получив товар, мы теперь, как раньше, не можем его сразу же продать, — поясняет бухгалтер одной из торговых компаний Бишкека. – По новым правилам перечень товаров надо передать в налоговую службу, которая и должна дать соответствующее подтверждение, а оно может прийти через неделю и позже. Отправленное мною подтверждение в налоговую службу пришло через полтора месяца! Там объяснили задержку большим наплывом налогоплательщиков.
Вторая проблема, по словам нашей собеседницы, это — взаимодействие с мелкими и средними предпринимателями, которые берут товары компаний. Как правило, у них нет бухгалтерии. Но, как и крупным компаниям, им нужно оприходовать и списывать полученные и реализованные товары, согласно новым правилам. Для людей, не разбирающихся в бухгалтерии, которые вели учет в тетради, это непросто.
Еще одна проблема, с которой столкнулась бухгалтер при внедрении ЭТТН, это – состыковка программы 1С с ЭТТН. Из 700 тысяч наименований товаров нужно найти код своего товара для оприходования. То есть времени уходит на все эти процедуры больше.
Как говорит наша собеседница, предпринимателям теперь приходится вести товарный учет дважды: один в своей внутренней системе и второй — на платформе ЭТТН. И как следствие, предприниматели не могут быстро реализовать свои товары. А время в наш век – деньги.
Председатель Международного делового совета Аскар Сыдыков считает, что необходимо и вовсе отменить или отложить внедрение электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН). По его словам, их применение приводит к издержкам для бизнеса: больше работы для бухгалтерии, несвоевременная отгрузка и прием товаров, срыв поставок и так далее. В итоге предприниматели, чтобы покрыть свои издержки, повысят цены.
— В экономике есть такое понятие, как «потери в результате потери времени». Например, во время пандемии вместо того, чтобы работать, люди лечились. В случае с ЭТТН то же самое. Пока сотрудники занимаются заполнением бумаг, пусть даже в электронной форме, — это потеря времени, — поясняет Аскар Сыдыков.
— Зачем заполнять десятизначный штрих-код, десятизначный ТНВ? Семь процедур нужно пройти, чтобы заполнить ЭТТН: получить логин и пароль, купить электронную цифровую подпись, внести все свои материальные ценности в виртуальный склад, указать список складов, списки материально ответственных лиц, водителей, автомашин. Это даже среднему предпринимателю будет сложно сделать, не говоря о мелком бизнесе, — считает председатель МДС.
По его словам, рейтинг Кыргызстана по налоговому администрированию в мире ухудшается. В соседнем Казахстане начали внедрять ЭТТН два года назад и сейчас уже подумывают отменить данную процедуру.
— В идеале государство должно заинтересовать предпринимателя, чтобы он честно соблюдал все процедуры, которые должны быть еще и легкими. Налоговая хочет ввести тотальный контроль и при этом, чтобы предприниматель вышел из тени. Он не станет выходить из тени, чтобы не было тотального контроля налоговой,- говорит Сыдыков.
Без паники — вначале всегда трудно!
Заместитель председателя Государственной налоговой службы Адилет Дубанаев считает, что это временные трудности на начале пути. Как он рассказал нашей газете, до введения ЭТТН предприниматели выписывали товарно-транспортные накладные на бумаге. Не было единого стандарта: писали, как попало, в произвольной форме.
-Это давало возможность реализовывать контрабандные, контрафактные, испорченные и просроченные товары, — поясняет зампредседателя. – И мы вынуждены были лишний раз проверять налогоплательщика, чтобы увидеть накладные.
Кроме того, для грузоперевозок была отдельная накладная для Минтранса, что тоже позволяло перевозить контрабандный товар. Теперь же, как поясняет Адилет Дубанаев, они упорядочили систему учета и контроля товаров, переведя все в электронный формат.
— Электронные товарно-транспортные накладные не предполагают сдачу отчетов. Водителю достаточно скинуть ЭТТН на вотсап или почту. Это позволяет правильно вести учет товаров, знать, кто, сколько ввез продукции, — поясняет зампредседателя.
Налоговики намерены совершенствовать систему. В скором будущем, когда импортер будет ввозить товар из третьих стран, то система таможни автоматически оприходует товар на склад импортера. Таким образом, освободит предпринимателя от этой операции. Кроме того, контрольно-кассовые машины будут привязаны к виртуальному складу, и каждая продажа будет автоматически списывать товар.
Со временем все процедуры будут полностью автоматизированы. Сейчас по всей стране созданы 60 чатов, где сотрудники налоговой отвечают на все интересующие вопросы. Проводятся семинары. Два года назад, когда вводились электронные счета-фактуры, тоже было сложно. Сейчас уже выстроен механизм, и бухгалтеры работают.
— Но есть такая проблема у предпринимателей, как упорядочение товара. К примеру, газированный напиток нужно оприходовать как «газированный напиток 1 литр». Кто-то оприходует его как «газированный напиток 1 литр в пластиковой бутылке». Чтобы такого разнобоя не было, мы сделали один каталог и даем один код. У всех этот напиток в системе будет под одним кодом, — рассказал Дубанаев.
— Но есть моменты, пока сложные для бизнесменов, когда им нужно сформировать свой перечень товаров в нашей системе. Но это делается только один раз! В систему уже введены больше полумиллиона товаров. И второй момент: надо ввести в систему данные водителя, номер машины, чтобы можно было отслеживать ее передвижение. Но это тоже делается только один раз, — пояснил Адилет Дубанаев.
Как рассказал собеседник, реформы в налоговой службе начались три года назад. Были автоматизированы многие процессы. Благодаря этому поступление налогов удалось увеличить в два раза, не повышая их.
— Цифровизация позволила убрать коррупционные риски, контролировать инспекторов, упорядочить работу бизнеса. Мы переходим от выездных проверок к дистанционному мониторингу. Наша цель – стать сервисным органом, который будет партнером, помогающим платить налоги, а не требующим их платить, — заключил зампредседателя.
Суйунбек ШАМШИЕВ