В дальнейшем роль Центральной Азии на глобальном рынке будет только возрастать. Об этом председатель кабинета министров Кыргызской Республики Акылбек Жапаров заявил в ходе выступления на Центрально-Азиатском инвестиционном форуме, проходящем в городе Токио (Япония).
Приводим основные тезисы его выступления на Центрально-Азиатском инвестиционном форуме:
«Сегодня мы становимся свидетелями периода «кризис за кризисом», когда под угрозу ставится развитие Целей устойчивого развития, зеленой экономики и процессов интеграции. Наш мир, наша страна стоят на пороге глобальных трансформаций и преобразований. Изменения равновесия мировой экономики приводит к сдвигу ее «центра тяжести» с запада в юго-восточную Азию.
Азия стала мировым экономическим лидером по номинальному ВВП по паритету покупательной способности. География торгового оборота Азии стала намного превышать внешнеторговое присутствие США. Регион динамично развивается и обладает значительными человеческими и природными ресурсами. Более 60% населения мира проживает в Азии. 21 из 30 крупнейших городов мира расположен на этом континенте.
Ровно две недели назад население Земли достигло отметки в 8 млрд человек. По данным ООН этот показатель был достигнут благодаря динамики роста Азиатского региона.
На этом общем фоне растет стратегическая роль и значимость Центральной Азии. Сегодня Центральная Азия перестает быть периферией на глобальном рынке. Совокупный валовый внутренний продукт стран Центральной Азии составляет 347 млрд долл США. Ее роль в региональной и мировой экономике значительно повысилась. За последние 20 лет ВВП стран Центральной Азии увеличился в 7,5 раз, а средний темп роста составил 6,2%. Это выше показателей развивающихся стран, а по сравнению с мировой экономикой в целом рост выше более чем в 2 раза.
Считаю, что роль Центральной Азии на глобальном рынке будет только возрастать: торговые маршруты и цепочки поставок товаров перемещаются в наш регион. Уже сегодня сухопутные и железнодорожные маршруты через Центральную Азию становятся более привлекательными, а доставка товаров на запад становится дешевле и быстрее.
В этих условиях для стран Центральной Азии, в частности для Кыргызской Республики, открываются новые возможности. Для обретения нового витка развития нужно проводить инфраструктурную интеграцию. Для таких стран как наша, не имеющих выхода к морю, нужно развивать автодорожную и железнодорожную инфраструктуру. Нам нужные новые железнодорожные маршруты, которые будут связывать нас с другими странами и позволят интегрировать нашу экономику в глобальную цепочку поставок. Так, уже в ближайшее время начнется строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» стоимость которой на сегодня оценивается в 6 млрд долл США.
Изменение климата, растущие население и экономика планеты по-новому ставят вопрос чистой и устойчивой энергии. В этом плане центрально-азиатский регион обладает громадным потенциалом как источник возобновляемой энергии. В настоящее время мы используем порядка 10% имеющегося гидроэнергетического потенциала. Учитывая это, перспективы для развития гидроэнергетики в Кыргызской Республике и в регионе в целом весьма существенные.
Центрально-азиатский регион, включая Кыргызскую Республику, предлагает широкий выбор направлений и возможностей, которые могут представлять интерес для японских инвестиций. Приглашаю японских партнеров активно инвестировать в кыргызскую экономику, тем более, что в Кыргызской Республике уже работает коммерческий банк, 52,9% акций которого принадлежат японской публичной компании «Sawada Holdings Co. Ltd».
С участниками форума также хочу поделиться наблюдением из личного опыта работы: наряду с долгосрочным и, разумеется, взаимовыгодным сотрудничеством, главным приобретением для стран Центральной Азии от японских инвестиций будет надежность. Это возможно, самое необходимое в сегодняшнем бушующем море неопределенности».
Отметим, что на полях Центрально-Азиатского инвестиционного форума подписано Соглашение между Министерством финансов Кыргызской Республики и Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении Кыргызской Республике 12 млн долл США на развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры страны.