Сахарный диабет в Кыргызстане приобретает характер неинфекционной пандемии.
Сказываются такие факторы риска, как неправильное питание, малоподвижный образ жизни, семейный анамнез, хронические заболевания, повышение уровня стресса и так далее. Теперь отмечаются и случаи развития заболевания после перенесенного COVID–19. Если развитие сахарного диабета второго типа во многом зависит от образа жизни человека, то после коронавируса все чаще стали выявлять первый его тип.
Учитывая сложную ситуацию с сахарным диабетом в стране, Диабетическая и эндокринологическая ассоциация инициировала встречу медиков, ученых, представителей депутатского корпуса, чтобы еще раз привлечь внимание властей Кыргызстана и общественности к проблемам службы. Но пока они занимают больше врачей и ассоциацию, которые сейчас больше делают, чем государство, для профилактики заболевания, поддержки уже больных.
По мнению президента Диабетической и эндокринологической ассоциации Светланы Мамутовой, диабетическая служба не стала приоритетом Минздрава, у которого, конечно, немало служб и проблем там. Но относиться к ней как к падчерице — значит обрекать тысячи кыргызстанцев на страдания, которые приводят к летальным исходам.
— Отсутствие контроля за исполнением Закона «О сахарном диабете» со стороны правительства и депутатов привело к тому, что он носит чисто декларативный характер, то есть, по сути, не исполняется, — отметила она. — Надеемся, что депутатский корпус ЖК нынешнего созыва в лице Исатбек кызы Аиды поможет в осуществлении контроля за исполнением этого закона, — добавила президент ассоциации, обращаясь к депутату, которая присутствовала только в начале встречи.
Как отмечалось, в законе не работают жизненно важные статьи. Например, в нем говорится, что на складе должен храниться шестимесячный запас инсулина и двухмесячный — в лечебных организациях. Из-за того, что статья не исполняется, случаются перебои в его поставках. Что произошло, кстати, и в этом году. Новая проблема возникает и со сроками проведения тендера. Сейчас он проводится на один год, хотя ранее было на два. Это вызывает задержку с поставками инсулина в страну. Дело в том, что инсулины изготавливаются под заказ в течение трех месяцев. Поэтому надо заранее оформлять заявку, но государство далеко не всегда своевременно выделяет деньги.
Не работают и такие статьи закона, как бесплатное обеспечение лиц с диабетом, входящих в группу риска по ампутациям нижних конечностей, ортопедической обувью. А те, кто уже лишился ноги или обеих, согласно закону, должны быть обеспечены протезами и средствами передвижения, потому что они не могут передвигаться самостоятельно даже по дому. Из-за недостаточного финансирования больные не получают бесплатно сахароснижающие препараты, средства для контроля за уровнем сахара в крови. Например, через ФОМС выделяется 500 тысяч тест-полосок для детей с первым типом диабета. Но этого не хватает, потому что больные пять раз в день делают уколы инсулина и затем проверяют уровень сахара в крови. Из-за недостаточного финансирования не покупают современные таблетированные препараты.
— В закон, который наша страна приняла одной из первых в СНГ еще в 2006 году, также необходимо внести изменения. Мы неоднократно предлагали депутатам ЖК прошлого созыва свои предложения, даже проводили парламентские слушания, но должного понимания не нашли, — сообщила Светлана Мамутова.
Как сказала доктор медицинских наук, профессор кафедры №1 КРСУ Роза Султаналиева, на лечение одного больного сахарным диабетом Кыргызстан выделяет чуть больше двухсот долларов в год и по этому показателю занимает предпоследнее место перед Таджикистаном в рейтинге стран по затратам на таких больных.
— Финансовые расходы из госбюджета на диабет обеспечивают только закупку инсулинов и частично средств самоконтроля для больных. Большая часть пациентов со вторым типом диабета вынуждена покупать сахароснижающие таблетированные препараты за свой счет. Хотя по закону и по программе госгарантий они должны получать их бесплатно, — подчеркнула вице–президент Диабетической и эндокринологической ассоциации Роза Султаналиева.
Но, как говорится, плясать надо от печки. Эти проблемы растут как снежный ком наравне со стремительно увеличивающимся количеством больных, потому что в стране слабо выявляется диабет на ранних стадиях. Кстати, о мерах по раннему выявлению диабета среди населения говорится и в законе. Однако они значатся только на бумаге, хотя крайне необходимы.
— В стране всего 129 эндокринологов на фоне тысяч врачей других специальностей. К тому же некоторые уходят в семейную медицину, поскольку там зарплата выше. А у семейных врачей нет настороженности к диабету, хотя они хорошо проинформированы об основных факторах риска, это — лишний вес, наследственность, гиподинамия и другие. Если есть два–три фактора, то очень высока вероятность развития сахарного диабета. И если бы она была у врачей первичного звена здравоохранения, то диабет можно было бы выявлять на ранних его стадиях или вообще предотвращать. Но для этого должен работать закон, — считает Светлана Мамутова.
Поэтому–то на встречу пригласили врачей ЦСМ, в том числе главных, которые не отрицают, что надо усиливать профилактику сахарного диабета, особенно среди лиц с факторами риска, чтобы выявлять его на ранних стадиях и помогать уже больным держать его под контролем. Пока же идет рост больных и грозных макро — и микрососудистых осложнений. Диабет является одной из ведущих причин слепоты, почечной недостаточности, инсульта, ампутации нижних конечностей, инфаркта. Что влечет большие экономические затраты государства из-за раннего выхода на инвалидность людей трудоспособного возраста.
— В стране надо создавать сеть школ по обучению людей, уже страдающих диабетом, самоконтролю и управлению своим заболеванием. Такой больной будет держать в норме уровень глюкозы в крови. А стало быть, у него не будут развиваться тяжелые осложнения, — говорит профессор Султаналиева.
На встрече присутствовали и представители ВОЗ, с которыми у Диабетической ассоциации разработан проект по открытию кабинетов диабетической ретинопатии (это тяжелое осложнение диабета с поражением сосудов сетчатки глаза). Таких кабинетов в стране пока нет. Недоступен больным у нас и такой метод лечения ретинопатии, как лазерная фотокоагуляция. У кого есть деньги, уезжают лечиться за границу. Тем, у кого средств нет, грозит слепота. Но, что примечательно, на встрече не было представителей кабинета министров, которые отвечают за социальный блок, в частности, за систему здравоохранения. Депутат, сказав, что комитет ЖК возьмет под контроль исполнение Закона «О сахарном диабете» в следующем году, ушла через десять минут после начала встречи. Хотя ей и представителям правительства не помешало бы вникнуть в проблемы, о которых говорили врачи.
Кстати
Официально в Кыргызстане зарегистрировано 74 тысячи 810 человек, страдающих диабетом. На каждого из них приходится 3–4 человека, которые уже больны, но пока даже не догадываются об этом. Ежегодно, по опять же официальным данным, число пациентов увеличивается как минимум на 5–7 тысяч. Диабет не случайно называют безмолвным киллером и сравнивают с бомбой замедленного действия. Это серьезное хроническое заболевание, которое нельзя игнорировать и недооценивать. Оно требует раннего выявления и непрерывного пожизненного оказания медицинской помощи, а потому влечет большое экономическое бремя для государства. В противном случае смертность от него возрастет в разы.
Нина Ничипорова