ВидеоYou-Tube канала об антисанитарии на фабрике по производству лапши быстрого приготовления вызвало резонанс в обществе. Специалисты Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора рассказали общественности, как такое стало возможно.
Вернуть внезапные проверки
Заместитель министра здравоохранения и главный санитарный врач страны Бубужан Арыкбаева сказала, что почти три с половиной года действовал мораторий на проверку субъектов предпринимательства. Руки им развязали только два с половиной месяца назад. И за этот короткий промежуток по всей стране они успели проверить почти две тысячи объектов. По словам Арыкбаевой, почти в каждом нашлись нарушения.
По итогам проверок 1 тысячи 756 субъектам предпринимательства были выданы предписания по устранению выявленных нарушений, деятельность 18 объектов остановлена, три материала переданы в правоохранительные органы, а 40 тонн просроченной продукции было уничтожены. Общая сумма наложенных штрафов составила 4,5 миллиона сомов. Неудивительно, что при таком массовом игнорировании санитарных требований время от времени случаются отравления. За 9 месяцев 2022 года пострадали от употребления некачественной еды 385 человек. Почти все они отравились после приема пищи в кафе и разных точках продажи готовой еды.
Как отмечалось на пресс-конференции, для госсанэпиднадзора давно кануло в лету такое понятие, как внезапная проверка. Проверки частных компаний разрешены раз в год. О чем предприниматель должен быть уведомлен за десять дней. Внеплановая проверка тоже возможна, но только после какого-нибудь ЧП, например, массового отравления людей. Более того, запрещены любые проверки в течение трех лет с момента открытия предприятия, в том числе в сфере общественного питания. И предприниматели пользовались этим правом в корыстных интересах. Три года они находились, можно сказать, под броней закона, а потом перерегистрировали предприятие и снова избегали проверок еще на три года. Если же, скажем, компания по производству пищевых продуктов внедрила систему ХАССП, то проверять ее можно было только один раз в три года. Хотя, как говорит Бубужан Арыкбаева, многие нарушают санитарные требования.
Если какой-либо цех по производству булочек или фаст-фуда работает без разрешения, то закрыть его не представляется возможным. Для проверки инспектор сам должен собрать реквизиты этого нелегального предприятия и отправить запрос в Минэкономики с просьбой дать разрешение на проверку. А найти реквизиты, если предприятие работает нелегально, практически невозможно.
Государство оградило предпринимателей от проверок, чтобы ничто не мешало развитию малого бизнеса в стране. При этом оно надеялось на ответственность бизнесменов. Однако практика показала, что у предпринимателей не повысилось чувство ответственности перед потребителем. Поэтому медики предлагают убрать норму из законодательства об уведомлении субъектов предпринимательства о проверках за 10 дней.
«Все графики проверок опубликованы на сайте Минэкономики, и предприниматели знают, когда к ним придет инспектор департамента. В другой день мы не имеем права этого делать. Каждый инспектор несет ответственность, вплоть до уголовной, за соблюдение требований о порядке проведения проверок. Нужно убрать с сайта график проверок для оперативности и внезапности», — считает директор Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора Султан Абдыкадыров.
Инспектор с видеокамерой
Защита субъектов предпринимательства со стороны государства предпринимается, чтобы снизить якобы высокий уровень коррупции среди проверяющих. Но факты, по словам Султана Абдыкадырова, свидетельствуют как раз об ином. Большое количество выданных предписаний по итогам проверок – это явный показатель низкого уровня коррупции среди сотрудников ведомства. А чтобы исключить любые необоснованные обвинения сотрудников, в департаменте намерены снабдить инспекторов нагрудными видеокамерами, которые будут фиксировать весь процесс проверки.
Уже, кстати, действуют так называемые проверочные листы с перечнем требований, которые должен выполнить предприниматель. То есть инспектор не может предъявлять требования, которых нет в проверочном листе. У ведомства есть и телефон доверия, куда можно позвонить и пожаловаться.
Пожалуй, существенным фактором в противодействии коррупции стало урезание двух полномочий у ведомства: это — выдача санитарного заключения при открытии точек общепита и участие в государственной приемке объектов капитального строительства. Оказалось, что с 2020 года не требуется заключение госсанэпиднадзора на открытие точек общепита и при госприемке построенных объектов. Но у новшества есть обратная сторона. Например, при строительстве ресторана, тойканы заказчик может большую часть площади отдать под зал, а пищеблоку отвести меньше места, что положено по нормам, а это уже нарушение технологического процесса. Появляется риск массовых отравлений.
Еще один фактор, почему пункты общепита не соблюдают сантребования – низкие штрафы. К примеру, после проверки цеха по производству лапши быстрого приготовления было составлено два протокола и наложены штрафы — 36 тысяч сомов. Для известной и богатой компании – это мизер.
«Законодательство дает предпринимателям большие права и возможности. Но у них должна быть и большая ответственность. Они должны отвечать за безопасность продуктов. К сожалению, есть не совсем сознательные бизнесмены, которые в погоне за прибылью используют некачественное сырье, нарушают технологический процесс. В связи с этим возникают пищевые отравления, в основном инфекционного характера», — добавил Султан Абдыкадыров.
По его данным, на весь Кыргызстан есть только 171 инспектор, на каждого из них приходится по 88 объектов. Они просто физически не успевают.
И пока государство не повысит ответственность предпринимателей за соблюдение законных санитарных требований, не вернет внезапные проверки, то случаи отравления будут продолжаться, люди будут страдать. Хотя государство в первую очередь должно думать о своих гражданах.
Суйунбек ШАМШИЕВ