Минуты две после просмотра документальной ленты «#БишкекСмог» зрители словно оцепенели от увиденного и услышанного.
В большом зале кинотеатра Brоadway, где она впервые была показана на XVI Фестивале документального кино по правам человека, не было свободного места. Хотя тема, казалось бы, не нова. Известно, Бишкек уже не первый год лидирует среди мировых столиц по загрязненности воздуха. И все мы ежедневно видим, как валит сизо-черный дым из печных и автомобильных труб, ТЭЦ, с мусорного полигона, расползающийся по нашим улицам. И хочется инстинктивно натянуть маску, чтобы хоть как-то защитить себя от удушливого смрада. Известны и причины этого ада. Но когда они сконцентрированы в одной документальной ленте, когда слышим убедительные доводы ученых, чем нам это грозит, когда видим город в плотной дымке, то это сильно бьет по нервам. И поэтому понятна реакция зала, который не сразу пришел в себя после фильма.
Безусловно, мы не одни живем в условиях все нарастающего экологического кризиса, который люди сами же и создают. Но, как говорится, нет безвыходных ситуаций, можно и нужно восстанавливать равновесие в отношениях человека с окружающей средой. Главное, чтобы мы сами стремились преломить тенденцию к ее ухудшению.
Лента талантливых режиссеров Искендера Алиева, Бермет Борубаевой и продюсера Андрея Ткача как раз о том, что в Кыргызстане из-за отсутствия преемственности в структурах власти, коррупции, безответственности чиновников и пассивности в низах, этого стремления не видно, и проблема усугубляется. И очень верно подметил в фильме один из ученых, что они давно твердят о нарастающей опасности, но их не слышат, точнее, не хотят слышать.
Бишкек, помимо того, что он находится в котловине, опоясывает еще так называемый саманный пояс — почти 50 новостроек, дома в которых отапливаются самым грязным топливом — углем. На газ из-за бедности у жителей нет денег. «Мы посмотрели, как распределяется загрязнение воздуха в течение суток, по часам, — говорит профессор из КРСУ. — И убедились, что вклад частного сектора в загрязнение атмосферы значительный. Второй пик загрязнения приходится на 10–11 часов вечера. Его источники не вызывают сомнений. Люди пришли домой и затопили печи. По сравнению с дневным максимумом загрязнения в 10–11 часов уровень вечернего смога в разы выше». А кадры ежемесячной механической чистки печных труб приводят буквально в ужас: столько из них уходит в воздух черных токсичных веществ после сжигания угля, которые оседают в наших легких. И авторы ленты подтверждают это наглядно.
На ТЭЦ Бишкека, где они также побывали, заверяют, что дым от сжигания угля тщательно фильтруется, очищается на 98 процентов. Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства, которое отвечает за законодательную политику окружающей среды, по словам Марии Колесниковой, возглавляющей молодежное экологическое движение «МувГрин», вначале их благодарило за активную позицию в борьбе за чистый воздух. Но когда активисты организации стали показывать данные о зашкаливающих показателях загрязнения воздуха, отношение работников госагентства к ним резко изменилось. «Госагентство призывало в разных СМИ не верить показателям наших датчиков, которые, дескать, не сертифицированы, а потому их данные неверны. Но наши сведения точные и честные», — говорит с экрана эксперт Мария Колесникова.
Сейчас госагентство уже не отрицает наличие смога в столице. Но тем не менее на неоднократные попытки авторов фильма взять комментарий у его руководства оно не пошло на контакт с ними. И что самое любопытное: на протяжении многих дней публикуются данные о том, что состояние воздуха в городе удовлетворительное. Но ведь это далеко не так. На самих себе каждый из нас ощущает влияние смога.
Государство не смогло сохранить и систему общественного транспорта. А потому маршрутки, переделанные из грузовых авто, колесят по нашим дорогам и нещадно дымят. Вроде бы было немало попыток заменить их автобусами и троллейбусами. Но большинство их заканчивались либо уголовными делами, либо упирались в отсутствие средств. Да и выгодно, похоже, кому-то гонять бусы по Бишкеку в опасном техническом состоянии для здоровья и жизни горожан. Свою убийственную лепту в воздушное пространство столицы вносит и мусорный полигон площадью более 44 гектаров. Свалка дымит все 24 часа, и много лет подряд. Миллионы евро, сомов вбухано на ее рекультивацию. Но они, видимо, улетели вместе с дымом, а полигон все увеличивается.
В придачу к этим бедам бишкекчан город хаотично застраивается, без учета розы ветров. По словам профессора Рустама Тухватшина, столица расположена в котловине со слабой продуваемостью. Смог задерживается инверсионным слоем холодного воздуха. Энергетика свежего воздуха идет в город через два ущелья — Аламединское и Ала-Арчинское. И если раньше здания строились строго с юга на север, чтобы улицы хорошо продувались, то сейчас дома, возведенные на Южной магистрали, абсолютно не пропускают свежий воздух. Как такое стало возможно, можно только догадываться. Коррупция ломает все барьеры и законы. И, судя по тому, что смог над городом стал еще плотнее и чернее, всех устраивает такое положение дел.
В завершении фильма убийственную статистику привели медики. И, кажется, оторопь охватила зрителей после просмотра фильма и от того, что каждый из них осознал: в любой момент он может пополнить ее. По мнению зрителей, фильм очень сильный. Он убедительно и доказательно показывает наши реалии, заставляет думать. Ленту обещают показать его во всех регионах и в новостройках. И, конечно, депутатам. Они ведь тоже дышат этим воздухом, и, думается, они тоже не останутся равнодушными.
Кстати, авторам этой потрясающей ленты — творческой группе в составе Искендера Алиева, Бермет Борубаевой и Андрея Ткача вручен приз вноминации лучший фильм по климатическим изменениям.
Искендер Алиев:
— С одной стороны, мне грустно, что нам пришлось снимать такой тяжелый фильм. С другой, понимаем, как сейчас важно открыть глаза общественности на происходящее. И кажется, что зрители услышали наш тревожный голос. Но борьба за чистый воздух предстоит серьезная. Выиграть ее можно только, если объединиться всем вместе. Хороших документов, постановлений много, но практических шагов со стороны властей не видно.
Бермет Борубаева:
— В процессе работы над фильмом у нас сложилось впечатление, что люди, принимающие решения, заинтересованы в извлечении прибыли из них. А какая прибыль в борьбе за чистый воздух в городе? Никакой. Везде нарушаются законы — в строительной, транспортной, энергетической сферах, в том числе наше право на охрану здоровья, записанное в Конституции. Поэтому государство обязано выполнять эту норму Основного закона, потому что так жить и дышать таким воздухом больше нельзя.
Нина Ничипорова