11.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕВ Бишкеке обсудили вопросы обеспечения биологической безопасности в странах постсоветского пространства

В Бишкеке обсудили вопросы обеспечения биологической безопасности в странах постсоветского пространства

Дискуссия проходила в контексте 50-летия подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия. В конце ноября нынешнего года в Женеве (Швейцария) состоится девятая обзорная конференция КБТО, в которой примет участие и делегация из КР. В этой связи в рамках международной конференции: «Роль Кыргызстана в предотвращении производства и распространения биологического оружия в контексте ситуации на постсоветском пространстве» был обсужден ряд экспертных рекомендаций для официальной делегации КР. Также участники дискуссии, организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», озвучили предложения и рекомендации относительно обеспечения биологической безопасности Кыргызстана.

«В июне текущего года Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» совместно с общественными организациями стран ЕАЭС выдвинул «Бишкекскую инициативу по запрету внеблоковых биолабораторий в странах ЕАЭС». По итогам форума была принята резолюция, которую поддержали более 20 общественных организаций стран Евразийского союза, что отчасти связано с тем, что многие эксперты связывают с деятельностью американских биолабораторий возникновение пандемии коронавируса», — отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков.

По его словам, в странах, где расположены такие лаборатории, наблюдаются постоянные вспышки опасных вирусных инфекций. Одним из  представляющих наибольшую угрозу для стран СНГ объектов, эксперты называют Национальный центр общественного здравоохранения им. Лугара в Грузии, которая, благодаря поддержке США, стала региональным хабом исследований наиболее опасных вирусов и патогенов: «Сегодня на ее базе реализуются программы по генетической модификации инфекционных штаммов, включая коронавирус. И грузинские власти не контролируют эти процессы, поскольку  доступ местных властей к объектам Пентагона, расположенным на территориях стран постсоветского пространства, строго регламентируется соглашениями, которые полностью исключают возможность инспекций местными госструктурами данных лабораторий», — добавил эксперт.

Как отметила председатель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева, ключевым документом по защите от биологических угроз является Конвенция ООН «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении». «В целом, современная международная договорно-правовая база способствуют обеспечению режима нераспространения ядерного, химического и биологического оружия. Но вместе с тем основными угрозами в этой сфере в настоящее время являются участившиеся попытки некоторых стран приобрести оружие массового поражения в качестве средств достижения своих целей, а также скрытное осуществление ими деятельности по совершенствованию и созданию новых видов биологического и токсинного оружия под прикрытием научных исследований», — обратила внимание спикер.

Говоря о  биолабораториях, размещенных  в постсоветских странах и потенциальных угрозах, которые они несут, она напомнила, что сеть таких объектов имеется  на территории Грузии, Украины, Армении, Молдавии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана: «В свое время Кыргызстан под нажимом общественности избежал участи строительства биолаборатории на своей территории», — подчеркнула спикер.

В контексте угроз, исходящих от биолабораторий Пентагона, она упомянула   пандемию коронавируса, в связи с чем предложила разработать и принять экологическую доктрину КР, как основополагающий документ, где будут четко обозначены меры по ядерной, химической и биологической безопасности страны, т.е. который будет определять государственную политику на долгосрочный период.

Она напомнила об организованной министерством экономики и коммерции КР при поддержке Управления ООН по вопросам разоружения в Женеве/КБТО и ПО ОБСЕ в Бишкеке в августе 2022 г. в Кыргызстане встрече, где  обсуждались проблемы бактериологического и токсинного оружия. «По информации министерства, во время встречи были получены рекомендации по разработке и внедрению всеобъемлющего национального подхода к биологической безопасности, в том числе была дана экспертная оценка к разрабатываемому законопроекту «О биологической безопасности в КР». На мой взгляд, это исключительно декларативный закон, который особо не затрагивает действительно актуальные на сегодняшний день вопросы», —  добавила А. Султангазиева.

В свою очередь Жылдыз Дуйшеева – завсектором экспортного контроля, управления торговой политики Министерства экономики и коммерции КР, которое является уполномоченным органом по выполнению требований КБТО в части контроля торговли патогенами и токсинами, рекомендовала принять данный закон: «Нашей основной проблемой на сегодня является отсутствие национального закона «О биобезопасности». В прошлом году мы совместно с Минздравом разработали соответствующий законопроект, с которым в декабре 2021 года наша рабочая группа съездила в офис КБТО, где в процессе обсуждения нами были получены необходимые рекомендации, которые и вошли в доработанный проект закона», — рассказала она.

Представление данного законопроекта будет одной из основных целей делегации Кыргызстана на предстоящей женевской конференции, сообщил директор департамента международных организаций МИД КР Данияр Мукашев. «Чтобы правильно вести работу в направлении биобезопасности, необходим должный национальный контроль. Поскольку, только имея гармонизированные механизмы и четкое законодательство, мы можем выходить на какие-то региональные и субрегиональные конструкции в области биологической безопасности», — пояснил дипломат.

По его словам, КБТО – это не совершенный механизм. Она важна и является ориентиром в этом направлении, но надо не забывать, что у конвенции есть изъяны, которые создают много преград и проблем. Одной из проблем является отсутствие механизма верификации, т.е. государства не могут проверять друг друга, не могут убедиться, чем занимается та или иная лаборатория: «Поэтому очень важно развивать и институализировать КБТО».

В свою очередь экс-вице-премьер-министр КР, общественный деятель Эльмира Ибраимова, напомнила, что в 2004 году Советом безопасности ООН была принята Резолюция за номером 1540 «о предотвращении распространения оружия массового уничтожения».

«Пункты, которые содержатся в данной Резолюции, обязуют все страны принять законы, направленные на принятие мер по недопущению распространения оружия массового поражения, в том числе и биологического, а также обеспечить их соблюдение. Другой вопрос, что не все страны это сделали. Мое предложение – включить в рекомендации пункт о закрытии на территории ЕАЭС биолабораторий, финансируемых внеблоковыми странами. Кроме того, принимая во внимание связанные с коронавирусом потенциальные угрозы жизни и здоровью населения, а также ухудшение социально-экономического положения, я бы рекомендовала нашей делегации обратиться в ООН с предложением провести расследование о причинах появления коронавируса с последующим принятием решения о возмещении ущерба странам, пострадавшим от коронавируса», — отметила Э. Ибраимова.

Как отметил политический обозреватель Александр Ильяев, КБТО – это не единственный международный нормативно-правовой акт, который игнорируется определенными странами: «Как минимум с вторжения в Ирак мы не видим соблюдения международного права «джентльменами» англо-саксонского. В 2001 году они не подписали соглашение о взаимном контроле по КБТО. Не прописаны правила, касающиеся недопустимости выносить лаборатории за пределы своей страны и размещать их в третьих странах. Поэтому сегодня американцы имеют возможность беспрепятственно вести биологические исследования за рубежом, при этом доступ к лабораториям США и результатам их деятельности для местных властей полностью закрыт, а сотрудники таких лабораторий обладают дипломатическим иммунитетом».

Биолаборатория уровня BSL-4, которую США строят в поселке Гвардейский Жамбылской области Казахстана, несет потенциальную угрозу Кыргызстану и всей Центральной Азии, уверен эксперт по вопросам безопасности, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба: «Этот проект позволит американцам проводить в своих интересах исследования патогенов и вирусов, которые могут использоваться в качестве компонентов биологического оружия. Уточню, что данный объект будет находиться в 80 км от территории Кыргызстана, т.е. мы оказываемся в зоне риска, тем более, что становятся известны планы американской стороны по модификации и изменению нашего генома. При этом деятельность этой лаборатории, как и других, не будет контролироваться ни правительством, ни общественностью РК. Кроме того, нужно понимать, что они не строятся в пустынях или посреди степи, они располагаются в густонаселенных городах и селах, т.е. по сути, берут в заложники местное население», — пояснил ветеран спецслужб.

Как отметил сопредседатель «Социалистического движения Казахстана»  Айнур Курманов, еще с 90-х годов действует структура внешнего управления Казахстаном, которая и определяет решения высшего руководства республики, позволяющего Пентагону и странам НАТО размещать на своей территории военные и полувоенные объекты, а также проводить исследования и программы, в связи с чем РК становится полигоном для проведения экспериментов двойного назначения. В этой связи он предположил,  что все заявления властей Казахстана двухлетней давности о том, что на территории республики не происходит разработка биологического оружия, были дезинформацией или сознательным обманом, чтобы ввести в заблуждение соседей и союзников по ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.

«В 2025 году в поселке Гвардейский появится американская лаборатория высшего уровня биологической защиты с подземным хранилищем наиболее опасных патогенов. От них либо вообще нет защиты, либо она очень условна, что наталкивает на мысль, что все эти исследования, испытания и эксперименты с участием военных специалистов из США, Великобритании и стран НАТО направлены против народа Казахстана, и вместе с тем несут угрозу соседям, включая Россию и Китай», — уверен спикер.

Он также заострил внимание на том, что сегодня существует реальная угроза переноса исследовательских программ из Украины в Казахстан и другие республики Центральной Азии, что, по мнению эксперта, чревато новыми вспышками атипичных или местных модифицированных заболеваний. Социалист подчеркнул, что в вопросах противодействия биологическим угрозам сейчас необходимо опираться на страны ШОС, а также на поддержку со стороны Китая и России, поскольку ООН, как оказалось, совершенно беспомощна в данной сфере.

Как отметил системный аналитик, кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев, деятельность американских лабораторий совершенно не прозрачна. Даже сотрудники казахского Минздрава не знают, чем на самом деле занимаются эти лаборатории. «Мы видим попытки использования их в военных целях, потому что все это делается под эгидой Минобороны США, а это нам, постсоветским республикам, совсем не нужно. И я не понимаю, почему власти отдельных государств на это идут. Например, в Грузии были случаи, когда население болело нетипичными заболеваниями. Причем не понятно, то ли это была утечка, то ли это были целенаправленные испытания на людях. Хотя на Украине уже доказано, что какие-то инфекции намеренно испытывали на военнослужащих», — поделился он информацией.

По его словам, давно известно, что американцы имеют самый большой опыт применения различных видов бактериологического оружия. Они применяли его во время войны в Корее. В 80-е годы использовали лихорадку Денге против кубинцев. Использовалось биологическое оружие и во Вьетнаме.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии