-12.9 C
Бишкек
Суббота, 21 декабря, 2024
ДомойАналитикаКруглый стол. Наши страны на пути здорового и стабильного развития

Круглый стол. Наши страны на пути здорового и стабильного развития

В канун ХХ съезда Компартии Китая Центр экспертных инициатив  «Ой Ордо» и газета «Шелковый путь. Культурное развитие» провели круглый стол «Оценка состояния  двусторонних отношений Кыргызстана и Китая: проблемы и перспективы развития».

На встрече были обсуждены особенности двустороннего сотрудничества в условиях нынешней геополитической ситуации, перспективы строительства железной дороги Китай –Кыргызстан – Узбекистан, роль средств массовой информации и ШОС в современной мировой политике и другие важные вопросы. Своим мнением по ним обменялись ведущие эксперты и политологи Кыргызстана.

В этом материале газета знакомит читателей  с точкой зрения участников встречи на перспективы сотрудничества в разных сферах Кыргызстана и Китая.

Не взирая ни на какие помехи извне

Игорь Шестаков, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог:

— Юбилейная дата установления дипломатических отношений между Кыргызстаном  и Китаем продемонстрировала их стабильный и стратегический характер. За прошедшие 30 лет Пекин стал одним из ключевых игроков как в Центральной Азии, так и в мировой экономике в целом. Важным моментом является то, что руководство Китая на протяжении 30 лет постоянно подчеркивает приверженность курсу мирного развития страны, что сказывается на миролюбивых, добрососедских отношениях с Кыргызстаном и странами ЦА. Такая позиция влияет и на концептуальные подходы к деятельности ШОС, поскольку  для Поднебесной сотрудничество во имя мира является важной составляющей всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в рамках организации.

Хотел бы напомнить, что в январе этого года на саммите, посвященном 30-летию установления дипотношений между Китаем и странами ЦА, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что ключом к успешному сотрудничеству между Китаем и пятью странами ЦА являются взаимное уважение, добрососедство, дружба, взаимопомощь и взаимная выгода.

Особо стоит сказать об опыте Китая в преодолении пандемии. Хотелось бы отметить его братскую, дружественную помощь странам ЦА в этот момент. К примеру, Кыргызстан ее получил уже в марте 2020. Китайская сторона передала нам вакцины, тест-системы, средства защиты, позже к нам прибыли и китайские медики, которые делились опытом с нашими врачами. Существенная финансовая помощь на сумму более  200 тысяч долларов пришла по линии ассоциации китайских предпринимателей в КР. Это было не только межгосударственное взаимодействие, но и народная дипломатия.

Безусловно, одним из важных направлений регионального взаимодействия является реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути, который в нынешних  условиях глобального экономического кризиса может стать фундаментом не только для стабилизации социально-экономических процессов, но и для развития инвестиционного потенциала ЦА. Но еще в 2017 году на международных конференциях по перспективам этой инициативы я говорил о том,  что большинству кыргызстанцев  проект пока широко не известен, не интегрировано в процесс его продвижения в общественные процессы и экспертное сообщество. А также предупреждал, что у проекта могут быть не только сторонники, но и политические оппоненты, которые будет заполнять существующий в отношении данного проекта информационно-аналитический вакуум. И эти негативные процессы начались в 2018 году. За последние годы некоторые силы развернули информационную войну, распространяя в медиапространстве и социальных сетях тезисы о «китайской угрозе», якобы синьцзянских лагерях перевоспитания, запугивая страны ЦА «кредитными ловушками». Все эти «новости» не имеют реальных доказательств.

В этой связи необходимы усилия экспертного и медийного сообщества стран нашего региона и Китая, чтобы общественность имела возможность объективно оценивать результаты и перспективы межгосударственного сотрудничества. Поэтому наш сегодняшний экспертный форум является одним из реальных шагов по продвижению общественного и экспертного диалога между нашими странами.

Строительству дан «зеленый свет»

Кубат Омурзаков, экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, экономист:

— Строительство 300 км железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан ориентировочно обойдется в пять миллиардов долларов. В течение 23 лет шли переговоры. Участники проекта не могли прийти к консенсусу по вопросам маршрута будущей железной дороги, ширины колеи, финансирования.

И, наконец, в Самарканде 14 сентября на полях саммита ШОС было подписано соглашение между Министерством транспорта и коммуникаций КР, Министерством транспорта Узбекистана, Государственным комитетом по развитию и реформе КНР о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан. До начала конфликта на Украине Россия и Казахстан несли наибольшие риски от этого строительства, поскольку предлагаемый проект составлял значительную конкуренцию Транссибирскому транспортному коридору и Центральному коридору Россия – Казахстан – Китай. Но геополитическая ситуация изменилась. С учетом происходящих геополитических сдвигов после подписания в Самарканде трехстороннего соглашения  и ускоренной разработки ТЭО, после активизации процесса переговоров появилась надежда, что удастся сдвинуть с мертвой точки реализацию данного проекта.

Строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан выгодно для всех его участников. Сокращение пути из Китая на Ближний Восток и Южную Европу составит порядка 900 км, а сроки доставки товаров уменьшатся на 7-8 суток, при этом обеспечивается доступ к портам Персидского залива. Плюсы для Китая: это — более быстрая доставка своих товаров в Европу, на Ближний Восток и к портам Персидского залива при одновременном снижении транспортных издержек. Важное значение имеет диверсификация коридоров. Конфликтная ситуация вокруг Тайваня показывает, что руководство КНР, начиная реализацию инициативы «Пояс-путь» в ЦА, абсолютно правильно оценило существующие риски безопасности морских маршрутов.

Узбекистан благодаря этой дороге получает доступ к региональным рынкам Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Как и Кыргызстан он становится транзитной страной, имеющей безопасные и востребованные коридоры для транзита пассажиров, товаров и грузов. Кыргызстан тоже выигрывает. Как и Узбекистан он получает доступ к региональным рынкам Китая и становится транзитной страной. Появляется реальная возможность для создания в КР железнодорожной сети, соединяющей север и юг. В соглашении речь идет о маршруте Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад. Это наиболее удобный для Кыргызстана вариант, который соединится позже с будущей веткой железной дороги Север-Юг Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече, которая будет соединяться в Макмале. Тем самым будет обеспечена прямая и надежная транспортная связь между регионами страны, создана единая внутригосударственная сеть железных дорог и появится выход на международные железные дороги.  А это позволит удешевить стоимость перевозки и повысить конкурентоспособность отечественных товаров на экспортных рынках.

По расчетам экспертов Всемирного банка, выгоды от инвестиций в строительство железной дороги  заключаются в снижении затрат на транспорт, лучшем доступе к рынкам, в повышении мобильности рабочей силы, плюсах от экономии на масштабе при создании кластеров, росте урбанизации и в целом росте продуктивности. Это в целом приведет к среднему росту реальных доходов в Кыргызстане по разным вариантам от 4,9 до 4,4 процента

Конечно, есть сложности и риски. И связаны они, в том числе и с финансированием. Стоимость строительства железной дороги оценивается, как я уже сказал, примерно в 5 млрд долларов. По словам посла Китая в Узбекистане Цзян Янь, страны должны принимать равное участие в реализации проекта.

Предполагается, что ширина колеи от Торугарта до Макмала будет равна 1435 мм, а в районе Макмала она расширится до 1520 мм. Реализация проекта означает необходимость строительства мостов, тоннелей, железнодорожных станций, логистических центров. В регионах возникнут сотни и тысячи предприятий торговли, сферы услуг, будут строиться жилье, автодороги, складские помещения, автозаправочные станции, возрастет городская агломерация, будут создаваться кластеры перерабатывающих предприятий, вырастет диверсификация экономики.

Справимся с трудностями рука об руку

Токон Мамытов, экс-вице-премьер Кыргызстана:

— ШОС не только де-юре и де-факто вышла на глобальный и региональный уровни как реально действующая сила, но и приобрела мощный политический потенциал сдерживания, направленный как против трех зол, так и против гегемонизма во всех его проявлениях.

Достаточно новым явлением представляется анализ западного проекта создания «Большой Центральной Азии» без участия России и Китая, озвученного еще осенью 2005 года. Согласно ему, регион ЦА должен быть объединен с Афганистаном через региональное экономическое сотрудничество, которое может осуществляться под эгидой США. Они формулируют эту идею как партнерство по сотрудничеству и развитию «Большой Центральной Азии» (ПБЦА). Подобные конструкции в условиях растущего наркотрафика из Афганистана и других проблем выглядят искусственными, нереальными. Потребуется много лет и усилий, чтобы поднять страну до уровня любого даже самого бедного государства ЦА, прошедшего в составе СССР длинный и необратимый путь модернизации.

В ряде статей вольно и невольно просматривается идея использования ШОС не только как средства борьбы против трех зол, но и как скрытый ресурс России и Китая для сдерживания Запада и адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы в ЦА.

Как у США, так и у Европейского союза есть долгосрочные интересы в регионе, особенно связанные с разработкой обширных нефтегазовых ресурсов, политической стабильностью и прокладкой газопроводов из Казахстана и Азербайджана на мировые рынки. Даже если вовлеченность Запада в центр Азии еще не достигла такого уровня, чтобы он мог стать частью регионального комплекса безопасности, политика Запада в регионе активно формирует его внутреннюю структуру и внешние границы. ЕС имеет в ЦА более широкие интересы, чем США, поскольку представляет собой важнейшего будущего потребителя энергоресурсов региона. В 2022 году больше половины объема потребления газа, импортированного странами ЕС, приходилось на Россию. Прогнозируется дальнейший спрос на энергоресурсы, который будет покрываться главным образом из месторождений в Азербайджане и Центральной Азии. Энергетическая политика ЕС уделяет больше внимания газовым, нежели нефтяным месторождениям региона.

Однако проблема транспортировки сырья на мировой рынок не может быть решена без соглашений между центральноазиатскими производителями, западными инвесторами, Россией, Турцией и Ираном. Также по этой причине правительствам стран ЦА нужно найти некоторый баланс между интересами соседних стран и возможностями, предлагаемыми не соседями.

В новых условиях переходного периода к рыночной экономике стран Центральной Азии – членов ШОС возрастает необходимость разработки и проведения в жизнь новой региональной стратегии этих государств, основанной на реализации принципа региональной самодостаточности. Важно отметить, что поскольку страны не похожи друг на друга, то они должны найти собственные пути к устойчивому развитию и разработать свой национальный план перехода на путь устойчивого развития, основанный на сильных сторонах и возможностях каждой страны.

Устойчивое развитие должно рассматриваться как процесс достижения сбалансированности во всех сферах развития страны. Поэтому цели и направления развития должны постоянно корректироваться. Устойчивость означает не само состояние устойчивости в определенный момент времени, а устремленность к этому состоянию, постоянное преодоление складывающихся диспропорций и отклонений.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время между странами-членами ШОС установлено небольшое число устойчивых экономических связей. И только интеграция может обеспечить согласование экономических интересов отдельных государств и разрешение противоречий глобализации при тесном производственном и научно-техническом объединении национальных хозяйств. Взаимодействие в реальном секторе экономики – основа интеграционного процесса. Устойчивые зоны свободной торговли, общие рынки могут быть созданы только на базе такого взаимодействия, предполагающего регулируемое использование национального и иностранного капитала.

Анализ существующего социально-экономического положения стран ЦА и межстранового взаимодействия призван выявить и констатировать аспекты, оказывающие наиболее влияние на последующее развитие их сотрудничества. Сильные стороны — это имеющиеся экономические, социальные и иные особенности Центральноазиатского региона, которые реально могут быть использованы и активно используются в экономическом сотрудничестве и позволяют при этом формировать его базу. Слабые стороны – это существующие экономические, социальные и иные особенности региона, негативно влияющие на развитие экономического сотрудничества.

Главным экономическим и геополитическим ресурсом региона является углеводородное сырье: нефть, газовый конденсат и природный газ Казахстана и Узбекистана. Одной из важнейших и актуальнейших проблем прошлого, настоящего и будущего времени в ЦА является проблема обеспечения водой населения и народного хозяйства этих государств.

Согласно статистическим данным, население большинства стран ЦА, за исключением Казахстана, испытывает явный недостаток качественной питьевой воды. Водная проблема  является существенным дестабилизирующим фактором, и ситуация становится всё более критической. В будущем не исключена вероятность возникновения «водных войн». Связанные с этим пограничные конфликты, к примеру, между Туркменией и Узбекистаном, уже случались. На наш взгляд, решение проблемы находится в плоскости разумного распределения природной ренты от использования пресной воды горных территорий. Страны, богатые гидроресурсами — Кыргызстан и Таджикистан, поднимают вопрос о денежной компенсации за использования водных потоков, берущих начало в горных областях этих стран.

Готовить специалистов в мастерской Лу Баня

Умутхан Тыналиева, эксперт по гуманитарным вопросам:

— В современном мире качество образования рассматривается не только как показатель уровня социально- экономического развития страны, но и как актуальный инструмент «мягкой силы». Экспорт культуры и образовательных услуг формирует совокупный имидж любого государства, совместные образовательные проекты между КР и КНР являются сегодня стабильной формой сотрудничества.

На настоящий момент изучение китайского языка ведется в 9 вузах республики. Фарватерами являются институты Конфуция при БГУ, КНУ, ОшГУ, основное финансирование идет со стороны Китая. Кроме того, КНР финансирует еще программы по линии ШОС, позволяющие в течение года обеспечивать обучение 50 учащихся Кыргызстана в Китае. Однако ограниченность в финансах приводит к тому, что количество потребителей образовательных услуг по линии совместных кыргызско-китайских программ по-прежнему незначительно. Важным направлением по стимулированию прямых межвузовских связей между КНР и КР может стать создание ассоциаций профильных вузов двух стран, что позволит напрямую создавать совместные научно-образовательные программы и курсы, организовывать совместные мероприятия.

Анализ специализаций по утвержденным образовательным программам КНР и Кыргызстана показывает, что большая их часть реализуется в областях экономики, истории, неоконфуцианства и педагогики. Но Китай занимает первое место в мире по масштабам распространения технического образования. Насчитывается более 1000 вузов, в которых открыты технические специальности, а это 91% от общего числа китайских вузов.

Ключевыми проектами в ЦА могли бы стать обучение студентов и стажировка молодых специалистов в Китае на базе лучших технических вузов, которые в будущем станут решать вопросы реализации экономических проектов двух стран в ЦА. Прорывным моментом во внедрении китайских образовательных технологий можно считать открытие в этом году мастерской Лу Баня в Таджикистане, этот проект ориентирован на сферу профессионального обучения и нацелен на подготовку кадров для проектов «Один пояс — один путь» по всему миру.

Китай с 2016 года открыл более 20 мастерских Лу Баня во многих странах, уникальность проекта заключается в том, что Китай предоставляет техническое оборудование, в то время как западные инвесторы предпочитают гранты. Суть проекта в том, что там, где открываются китайские предприятия, будут обеспечивать обучение квалифицированных технических специалистов из числа местных кадров. Учитывая дальнесрочную перспективу такого проекта, есть надежда, что такие мастерские будут открыты и в других странах ЦА, в том числе и в нашей республике.

Одной важнейших проблем, требующих решения при реализации совместных программ, является условие обязательного владения китайским языком для обучения в вузах Китая. Это контрастирует с политикой США, ЕС и Турции, которые также продвигают свою мягкую силу среди тех, кто владеет только кыргызским или русским. Для получения образования на китайском языке студентам из Кыргызстана необходимо владеть им на определенном уровне как в социально-культурной, так и в учебно-профессиональной сфере. Начиная изучать китайский язык с нуля в условиях неязыковой среды, кыргызские студенты должны в идеале через два года слушать лекции по специальным дисциплинам на этом языке. Но даже успешно поступившим в китайские вузы приходится тратить еще год-два на дополнительную языковую стажировку. Эту проблему можно решить путем привлечение большего числа китайских преподавателей именно специальных дисциплин, но владеющих русским языком. Это даст возможность  студентам Кыргызстана заложить фундамент для дальнейшего успешного обучения в КНР.

За интеграцией с КНР – безопасность нашего региона

Юрий Погиба, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, эксперт по вопросам безопасности:

— Китайская армия и специальные службы Китая по праву входят в мировую элиту и могут выполнять ряд оперативно-боевых задач на всех театрах военных действий современного мира. Я напомню, что операции стратегического уровня регионального характера могут выполнять только США, Россия и КНР, потому что ни одна другая страна мира не может перебросить технические средства в таком объеме, как это могут сделать эти три страны. Я уже не говорю о морском компоненте вооруженных сил. Нашу страну связывают очень близкие отношения с КНР также в сфере безопасности, что диктуется рядом двусторонних договоров.

По сфере своей деятельности мне пришлось сталкиваться с военными и офицерами спецслужб Китая в рамках совместных мероприятий, обучения и получения технической помощи. Я бы отметил очень интересный момент, реальное отношение китайских военных к нам в качестве оказания реальной помощи. КНР одна из первых стран мира, которая решила вопрос военной роботизации нашей страны, предоставив ряд робототехники для разминирования, учебную материально-техническую базу, новейшие виды оружия, легко-бронируемую технику и т.д. Сотрудничество с Китаем строится как в военной, так и в научно-технической сферах, потому что армия без научно-технической составляющей – это просто вооруженное формирование. Сейчас война меняет свой вид, она переходит к высокотехнологичным формам, и Китай является одним из лидеров в этом отношении.

Китай является лидером в ШОС, способной в будущем заменить ОДКБ. Последняя все-таки региональная структура, куда входят страны бывшего СССР. ШОС – это более глобальная организация, имеющая экономическую, политическую и военную составляющую. КНР проводит великолепную политику, когда в организации мы видим, например, и Пакистан, и Индию.  Есть кандидаты на вступление в ШОС, то есть модель международного объединения, представленная Китаем и его партнером – Россией, интересна для многих других стран. За интеграцией с КНР — будущее нашего региона. Китай всегда работает и действует через экономический спектр, не отдавая предпочтения военному. Работает причем в рамках дальнесрочной парадигмы, то есть по стратегической линии в отличие от тактических временных линий политики многих стран.

Наши отношения прочны как никогда

Байкадам Курамаев, эксперт по международным отношениям:

— В этом году Кыргызстан и Китай отметили 30-летие дипломатических отношений. За этот период в отношениях между двумя странами не было ни одного конфликтного случая либо недопонимания. Они складывались в духе добрососедства, миролюбия и делового сотрудничества.

Одним из приоритетных проектов для развития экономических отношений с Китаем считаю создание торгово-логистического центра на примере «Хоргоса» у Казахстана с Китаем. Данный проект даст возможность для развития приграничной торговли, занятости местного населения и увеличения грузопотоков из Китая и обратно. Другим перспективным проектом считаю проведение интернета (оптоволоконного) из Китая в Кыргызстан, чтобы иметь возможность независимости от одной страны и увеличения скорости.

Учитывая наличие дешевой электроэнергии у нас, есть возможность строительства завода по производству электрических батарей и зарядных устройств для автотранспорта и других производств, использующих такие устройства по китайским технологиям, которые в настоящее время очень сильно и быстро развиваются в Китае. Такое производство позволит стране перевести весь общественный и гражданский транспорт на электрическое питание и улучшит экологию в десятки раз. А также позволит сэкономленные средства от приобретения горюче-смазочных материалов перенаправить на развитие других производств внутри страны и создание рабочих мест.

Стремительный рост экономики Китая стал возможен благодаря цифровизации и прозрачности налоговой политики. В Китае практически не используется наличная валюта благодаря применению цифровых технологий. Даже торговцы на улицах имеют свой кьюар-код, через который оплата за услуги поступает торговцу на счет, что исключает возможность существования теневой экономики. В этой связи приобретения опыта в этой сфере даст сильнейший толчок росту доходов государства и исчезновению теневой экономики, а соответственно, и преступной деятельности в этой сфере.

Также необходимо отметить, что Китай является самым главным инвестором в Кыргызстан, более 1,7 миллиарда долларов он выделил на инфраструктурные проекты — Датка-Кемин (ЛЭП), дорога Север-Юг, ТЭЦ, предоставляет значительные грантовые средства. Китай — важный стратегический партнер и сосед Кыргызстана, и взаимовыгодные и добрососедские отношения с ним в это непростое время в мировой экономике как никогда важны для нашей страны. Отдельно, думаю, стоит выделить позицию нашей страны в отношении Китая как единой страны по тайваньскому вопросу.

В партнерах ценятся предсказуемость и уверенность

Эльмира Ибраимова, экс-вице-премьер КР, общественный деятель:

— Между КР и КНР за 30 лет сложились очень тесные взаимоотношения. С 1992 по 2019 год совокупные инвестиции Китая в Кыргызстан превысили 4,6 млрд долларов. На 31 августа этого года долг нашей республики перед китайским Эксим Банком составил 2,197 млрд долларов, это говорит о том, что Китай на данный момент является самым большим нашим партнером в области торгово-экономических отношений. Это свидетельствует также об интенсивности связей, которые направлены на производственные и инфраструктурные проекты. У нас очень тесные связи, и проекты на будущее обсуждаются между нашими странами. Я помню, что долго обсуждался вопрос по Сары-Жазскому проекту. Там и оловянное месторождение, и месторождения, богатые редкоземельными металлами. Т.е. в принципе у кыргызско-китайского сотрудничества большое будущее. Мы с надеждой смотрим на то, что железная дорога, которая будет построена, сблизит нас еще больше. И реализация проекта «Один пояс – один путь» при помощи этой дороги станет еще ближе, поскольку Кыргызстан, как страна, которая не имеет выхода к морю и находится в тупике, перейдет в разряд стран, имеющих транспортную артерию.

Но самым основным моментом, который, на мой взгляд, был бы особенно интересен Кыргызстану, это — научиться у Китая создавать экономическое чудо, в чем его секрет, как можно вырваться из тупика и занять свое место на мировой арене. Т.е. это те секреты, которые мы могли бы перенять у наших соседей.

Сейчас мы видим, что в мире происходят серьезные катаклизмы, что основные экономики мира – США, Китай и Евросоюз. Если экономики КНР и ЕС по 17 триллионов долларов, то у США – 20 трлн, т.е. получается, что США пытаются «разобраться» со своими конкурентами. Экономика Европейского союза уже стала проседать, и мы видим, что начался отток капитала из Европы в Америку, поскольку там лучше решаются вопросы с энергетикой и т.д. Сейчас они принялись «дожевывать» остальной мир, в том числе пытаются создать препоны и для развития китайской экономики. В этой связи, я думаю, что Кыргызстан и Китай на многосторонних площадках – в ООН и др. должны поддерживать друг друга, потому что в партнерах ценятся предсказуемость, уверенность, что тебя не подведут и подставят плечо в трудный момент. Я надеюсь, что наши отношения будут развиваться и укрепляться в ближайшее время, возможностей для этого много.

Есть условия для создания совместных предприятий

Гурас Жапаров, заведующий кафедрой финансов и финансового контроля КЭУ:

— Китайский юань давно стал резервной валютой, в корзине МВФ он уже есть. И в связи с последними событиями на него повышается спрос в Евразии и Европе. Мне бы хотелось остановиться на больном для Кыргызстана вопросе – внешнем долге республики, в частности, перед Китаем, которому мы должны порядка 1,8 млрд долларов. И в этом направлении Минфин КР и представитель КНР сейчас работают по диверсификации или нахождению других возможностей для решения данного вопроса. Но иногда внешний долг у нас выходит из экономической в политическую плоскость, потому что некоторые высокопоставленные официальные лица неправильно подают информацию. Они сами закидывают удочку для того, чтобы народ начал говорить об этом. Это такой информационный контекст, который дает нехороший эффект. Мы и сейчас собираемся еще просить у Китая деньги для того, чтобы построить определенный участок дороги. Вместо этого я бы предложил создание Банка Развития КР. Этот вопрос почему-то завис, хотя есть постановление о его создании. Эксим Банк КНР, кстати, направлен на то, чтобы развивать потенциал Китая.

Второй вопрос. У нас есть РКФР, Кыргызско-Узбекский фонд развития и другие, а Кыргызско-Китайского фонда я почему-то не вижу, хотя в проекте «Один пояс – один путь» много концептуальных моментов, где можно было бы работать над этим вопросом.

Одна из главных проблем – горнодобывающий сектор, который касается безопасности и стабильности Центральной Азии. Мне бы хотелось предложить создание горного рынка в ЦА. Есть некоторые разработки у правительства по этому вопросу. Другие пока об этом не думают, но и не отказываются.

И еще один момент – это торговый баланс по экспорту и импорту с Китаем. У нас примерно 95-96 импорта. И нам надо переходить на конкретные продукты, которые являются нашей фишкой, и отвечают стандартам. Китай – это почти полтора миллиарда населения, это большой рынок. Нашему правительству нужно создавать условия, чтобы совместные и другие предприятия работали.

Что касается создания логистического хаба в Нарынской области, что предлагалось нашим правительством ранее. Этот проект не реализован, потому что население не поняло, что хотели сделать. Поэтому нужно проводить качественную информационную политику, которая даст положительный экономический эффект. Неправильная подача информации со стороны официальных лиц начинает будоражить население.

Культура как проводник доверия и дружбы между народами

Зарина Уметалиева, политический обозреватель:

— В последние годы расширяются культурно- гуманитарные связи между нашими странами. Кыргызско-китайские отношения продолжают динамично развиваться.

Но, к сожалению, существуют силы, которые хотят помешать этому. Как уже отмечалось, эти силы стремятся сформировать негативный образ Китая. И объем негативной информации зарубежных СМИ будет, безусловно, увеличиваться. Вполне очевидно, чем крупнее успехи Китая, тем больше «желтизны» и фейковой информации с целью сформировать негативный образ Китая.

К сожалению, взаимодействие между странами  в культурно-гуманитарных сферах  идет не так активно, как хотелось бы. Но страны продолжают наращивать сотрудничество. Например, НТРК уже много лет активно сотрудничает с китайскими телекомпаниями, переведены на кыргызский язык популярные китайские фильмы, сериалы, передачи. Непрерывное сотрудничество с телевизионными компаниями, безусловно, окажет положительную роль на развитие культурно-гуманитарного сотрудничества между странами. Посол Ду Дэвэнь подтвердила дальнейшее желания углублять сотрудничество между посольством Китая и НТРК.

Особо хочется отметить сотрудничество наших ученых с Центром Евразийских исследований Исторического исследовательского института Общественной академии наук Китая и фондом исторических и культурных наследий Кыргызстана «Мурас». Стороны подписали соглашения о взаимном сотрудничестве. Оно включает научные исследования с китайскими коллегами о мало изученных китайских архивных источников, отражающих историю кыргызско — китайских отношений древних времен. По архивным документам стали известны многие факты о древних кыргызах. Все материалы были собраны в одном сборнике. Безусловно, эту работу необходимо опубликовать для широкого круга читателей. Ученые продолжают свои исследования.

Все инициативы  имеют положительную динамику, но тем не менее требуется  усилить роль культурно-гуманитарной сферы, вести соответствующую  информационно- разъяснительную работу. Очень важно проводить совместные работы с известными китайскими и кыргызскими режиссерами, снимать документальные фильмы об отношениях наших народов во времена Великого Шелкового пути. Полагаю, эти мероприятия еще более укрепят сотрудничество между странами. Ведь именно культура является проводником доверия и дружбы между народами.

Конкурировать на рынке Китая

Данил Ибраев, председатель президиума, президент Делового совета ЕАЭС, председатель Евразийского центра исследований и коммуникаций:

— Для республики логистические центры и транспортные коридоры являются очень важным фактором. Конечно же, железная дорога, строительство которой планируется, станет интересной составляющей. Безусловно, для нас важен не только транзит через нашу страну, но основой является все-таки именно экспортная инициатива и развитие инфраструктурных возможностей.

Я поддерживаю слова, что Китай сегодня является лидером по количеству производства электромобилей в мире и технологичным лидером в производстве и создании накопительных батарей к электромобилям, это — электрокары, грузовые перевозки. Мы также сейчас очень серьёзно смотрим на технологии в других секторах. Здесь кооперация является для Кыргызстана очень важным фактором. Это — инфраструктурные возможности (а инфраструктура это не только дороги), пропускная способность, договорённость по техрегламентам, взаимное признание сертификатов на рынке, квотирование, новые технологии, создание кооперационных продуктов, которые сейчас инициируют в рамках Евразийского экономического союза.

Есть и такой очень важный фактор, как рынок Китая. На что нужно кыргызам рассчитывать, учитывая наши особенности? На качественный фактор, стимулирующий внутреннюю экономику и открывающий возможности конкурировать на рынке Китая. Особенно важно, чтобы наш товар, который мы производим, действительно позиционировался как особо экологичный и качественный для китайских потребителей. Китайцы очень любят такие продукты.

Китайские предприниматели в целом к совместным предприятиям относятся очень положительно и готовы работать с нами. Но надо четко и конкретно, в соответствии с законодательством отрегулировать это сотрудничество. По каким правилам мы даём им возможность работать, так они и будут работать, а главное – нужны твердые гарантии безопасности. Пока мы мало делаем в этом направлении. Хотя вопрос создания совместных предприятий очень остро стоит. Когда китайские предприниматели приходят и говорят, что хотят у нас что-то производить, то в первую очередь они, конечно, интересуются, что мы можем им предложить, возможностями нашего бизнеса, создания коридоров для свободного перемещения наших товаров, произведённых в Кыргызстане, в  том числе на рынки Евразийского союза.

Китайцы любят масштабные проекты, но им важно знать, что государство поддерживает и предоставляет условия для их реализации. Но пока очень многие интересные производственные китайские компании не рассматривают территорию Кыргызской Республики для того, чтобы здесь что-то производить. Поэтому нужно вести соответствующую работу уже там. Она ведётся, но, наверное, нужно ещё более активизировать ее.

Нина Ничипорова 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии