2.1 C
Бишкек
Пятница, 22 ноября, 2024
ДомойАналитикаЧто мешает бизнесу выйти из тени?

Что мешает бизнесу выйти из тени?

Вопросы упрощения налогового администрирования и проблемы сдачи налоговой отчетности обсудили представители бизнеса с начальником управления политических и экономических исследований Администрации президента КР Алмазом Исановым и представителями госструктур.

Во встрече приняли участие представители Международного делового совета, бизнес-ассоциации ЖИА, Института бизнес-омбудсмена, Палаты налоговых консультантов, а также Минэкономики, Нацстаткома, ГНС.

Налоги и теневая экономика

В своем выступлении Алмаз Исанов подчеркнул, что сложное налоговое администрирование влияет на высокий показатель теневой экономики в Кыргызстане.

Согласно исследованиям Фонда имени Фридриха Эберта в Кыргызстане, доля теневой экономики в последние годы оценивается в 25–50 национальной экономики, что подрывает устойчивый экономический рост в стране. На неформальном рынке труда заняты 71,8 работников в стране. Отрасли экономики с наибольшей долей неформально занятых – сфера торговли и услуг, строительство.

В Кыргызстане существует 7 видов обязательных налоговых платежей, общая ставка которых  составляет 29 доходов (коммерческой прибыли) предпринимателей. Это — НДС, акцизный налог, налог с продаж, подоходный налог, налог на недра, налог на прибыль, налог на имущество. По этим видам налогов предпринимателям приходится сдавать более 70 отчетов в год, включая ежемесячные, ежеквартальные и годовые, на что уходит масса рабочего времени.

На встрече с Алмазом Исановым многие предприниматели говорили о том, что очень сложно сдавать налоговую отчетность онлайн, потому что Личный кабинет налогоплательщика, созданный Salyk.kg на сайте ГНС, часто перестает работать, особенно в период сдачи отчетности, возможно, из-за того, что не выдерживает нагрузки.

Немало проблем и при сдаче отчетности офлайн, то есть на месте: очень много времени уходит на ожидание в очередях, а компьютеры долго запрашивают документы, которые в принципе можно было бы и не запрашивать.

Предприниматели попросили представителей госорганов оптимизировать эти процессы, чтобы сдача отчетности не ассоциировалась с негативными  явлениями.

Для вывода бизнеса из тени участники встречи предложили продлить действующую в Налоговом кодексе норму по безналичному расчету по налогу с продаж (эта норма действует только до 2023 года). Напомним,  в новом Налоговом кодексе прописано, что НсП составляет 0 при безналичном расчете.

Чтобы стимулировать бизнес платить налоги, представители Палаты налоговых консультантов предложили сделать разницу между наличным и безналичным расчетом в 2-3 вместо ныне действующей разницы в 1.

Лучшие практики других стран

Удобство систем налогообложения определяют такие критерии, как количество налогов, их объем и время, необходимое на подготовку к их уплате. В своей презентации Алмаз Исанов провел наглядное сравнение с простыми и удобными налоговыми системами других стран. Как показали исследования международных организаций, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах.

Так, в Саудовской Аравии  и Катаре платят 4 налога, общая ставка которых  составляет соответственно 15,7 и 11,3 коммерческой прибыли, в ОАЭ – 5 налогов (15,7 прибыли). В Катаре, например, на оформление налоговых документов уходит в среднем 36 часов в год, в то время как некоторым нашим предпринимателям приходится тратить на это до нескольких недель.

Эстония восемь лет подряд возглавляет рейтинг аналитического центра Tax Foundation, которое оценивает налоговое законодательство 37 стран, состоящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Главный плюс налоговой политики Эстонии заключается в том, что юридические лица не платят подоходный налог на нераспределенную прибыль, что позволяет компаниям реинвестировать ее. Ставка НДС в стране варьируется от 0 до 20, что ниже, чем в другие странах Евросоюза.

Применение ККМ

Известно, что одним из эффективных способов борьбы с теневой экономикой и коррупцией является  применение контрольно-кассовых машин (ККМ).

По данным ГНС, с начала 2022 года к работе с ККМ перешли более двадцати тысяч субъектов предпринимательства, и на сегодня в стране используются более 52 тысяч ККМ, что в 2,4 раза больше по сравнению с 2021 годом.

Однако, по данным кабмина, Кыргызстан в несколько раз отстает от других стран ЕАЭС в этой сфере. Если в Казахстане, Беларуси и Армении на 30 человек приходится одна ККМ, то в Кыргызстане – один аппарат на 134 человека. Поэтому работа по внедрению ККМ будет продолжена в стране. Но при этом ответственным госорганам следует подумать, как заинтересовать предпринимателей, какие льготы им можно предоставить.

Нина Ничипорова

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии