В туристической Мекке Центральной Азии — Самарканде идет подготовка к саммиту глав государств-стран ШОС. Он пройдет15 и 16 сентября. Каким проектам дадут старт на встрече, подписание каких документов ожидается, узнал наш корреспондент.
Участников ждет Silk Road Samarkand
Гостей саммита Самарканд встретит в новом великолепном комплексе под названием Silk Road Samarkand. Это отдельный туристический район. Восемь гостиниц, две из них пятизвездочные, впечатляющих размеров конгресс-холл, парк с экзотическими растениями, гребной канал длиной более двух километров, рестораны, кафе и город мастеров, построенный в стиле древних городов Узбекистана. Первыми гостями комплекса станут участники саммита, включая президентов. Еще одно новшество – Интернет, мобильная связь будет обеспечиваться технологией 5G от коммуникационного гиганта Huawei.
Во время заседания Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС в Самарканде, которое прошло 29 июля, и.о. министра иностранных дел Узбекистана Владимир Норов сказал, что планируется подписать ряд документов. Это — декларация, в которой отражены консолидированные позиции стран по наиболее важным региональным и глобальным вопросам, комплексный план по реализации договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, концепция транспортной взаимосвязанности, программа промышленной кооперации и положение о почетном звании «Посол доброй воли ШОС». По данным пресс-службы президента Узбекистана, к концу июля было согласовано 28 документов, которые будут приняты на саммите в Самарканде.
Четвертая ветка и железная дорога
Как удалось узнать из собственных источников, на саммите, возможно, будет подписано соглашение о строительстве четвертой ветки газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан и Китай. В настоящее время по параллельным веткам «А», «В» и «С» из Туркменистана и Узбекистана идет газ в Китай через Казахстан. Причем этот газопровод считается самым протяженным в мире – более 9 тысяч километров. Объем поступления газа из Туркменистана и Узбекистана в Поднебесную составляет около 60 миллиардов кубометров в год. Из них львиная доля – 50 миллиардов из Туркменистана. По плану четвертая ветка «D» будет идти из Туркменистана в Китай через Сурхандарьинскую область Узбекистана, Таджикистан и Кыргызстан. Этот путь короче ныне существующих.
Еще один важный документ в рамках концепции транспортной взаимосвязанности – железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Как подтвердили в Минтрансе КР, сейчас готовится проект меморандума о строительстве дороги, который планируется подписать в Самарканде. Кто будет строить часть дороги, которая пройдет по территории Кыргызстана, из каких источников финансироваться – вопрос пока открытый. По словам председателя кабинета министров КР Акылбека Жапарова, на строительство потребуется от $5 до $7 миллиардов. Сейчас китайские и кыргызские специалисты работают над составлением ТЭО будущей транспортной артерии.
Как рассказали в Министерстве экономики и коммерции КР, в рамках саммита планируется подписание программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами государств-членов ШОС. По информации начальника управления по внешним связям Асель Бегматовой, в ней предусмотрены такие вопросы, как технологическая модернизация промышленности за счет привлечения инвестиций и современных инновационных технологий, формирование заинтересованными сторонами промышленных кластеров, изучение возможности создания новых совместных промышленных предприятий. А также выпуск продукции в соответствии с международными стандартами качества, формирование надежных, устойчивых и диверсифицированных цепочек добавленной стоимости в целях увеличения объемов взаимной торговли.
Что касается расширения ШОС, то ожидается присоединение Ирана, который из страны наблюдателя станет ее полноценным членом. Информацию о вступлении Ирана подтвердили в посольстве страны в Бишкеке.
Суйунбек ШАМШИЕВ