-0.9 C
Бишкек
Суббота, 23 ноября, 2024
ДомойАналитикаМинистр Осоев: Дорога выгодна всем странам

Министр Осоев: Дорога выгодна всем странам

С 90-х годов периодически поднимается вопрос о строительстве железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Но в последние месяцы на самом высоком уровне озвучивается намерение сторон реализовать этот амбициозный проект. Можно ли уже говорить, что строительство наконец-то начнется? На этот и другие вопросы редакции газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» ответил министр транспорта и коммуникаций КР Эркинбек Осоев.

— О строительстве железной дороги, которая соединит Азию и Европу через Кыргызстан, говорилось уже давно, но к практическим работам удалось приступить только в этом году. Дорога выгодна всем странам, через которые она будет проходить. Об этом говорил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров  в январе на онлайн-саммите глав государств Центральной Азии и Китая и в феврале на встрече с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. На саммите Жапаров отметил, что строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан должно стать флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс — один путь», которая создаст широкие возможности для социально-экономического преобразования всего региона. Ведь улучшение транспортной системы позволит привлечь дополнительные объемы международных транзитных перевозок, а также будет способствовать увеличению товарооборота между Китаем и государствами ЦА. Председатель Си Цзиньпин на встрече со своим визави также отметил важность строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан для активизации сотрудничества между странами.

Именно февральская встреча глав Китая и Кыргызстана в Пекине придала огромный импульс реализации этого проекта. Все понимают, что продвижение строительства важно для развития маршрутных коридоров не только Центральноазиатского региона, но и Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, на Ближний Восток, а дальше в Европу.

— Какая сейчас проводится работа по подготовке строительства дороги?

— Как уже сообщалось, сотрудники Первого проектно-изыскательского института Китайской железнодорожной строительной корпорации вместе с нашими специалистами  приступили к разработке Технико-экономического обоснования проекта. Сегодня уже известно, что в ТЭО будет отображен окончательный маршрут железной дороги: Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад с перегрузочной станцией в Макмале. А также определена стоимость всего проекта и сроки его реализации. Изначально было предложено несколько вариантов маршрута, но кыргызская сторона настояла на самом оптимальном с привязкой к нашим транспортным коридорам, в частности, — к автотрассам Север-Юг, Нарын-Баетово-Кош-Добо-Макмал- Казарман и Балыкчи-Кочкор-Кара-Кеч, которые правительство будет развивать в следующем году. Последний выбранный маршрут Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад называют комбинированным, так как он был определён после предварительных долгих переговоров в рамках компромиссов и взаимных уступок. Поэтому он отвечает интересам всех трех стран: Китая, Кыргызстана и Узбекистана.

Мы ставим перед собой цель – не обременять государственный бюджет, не увеличивать госдолг Кыргызстана и искать другие источники финансирования. Я склоняюсь к тому, что строительство будет вестись в рамках государственно-частного партнерства или инвестиционного соглашения.

— Какие выгоды ждет Кыргызстан от строительства этой железной дороги?

— Дорога имеет колоссальное логистические значение. После ее строительства значение трассы Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече – Макмал вырастет в разы, так как произойдет соединение большого транзитного коридора, который имеет региональное значение. Более того, после присоединения к железнодорожному пути нашей внутренней дороги Север-Юг рентабельность новой трассы увеличится вдвое. Перспективы транзитного коридора огромные не только в направлениях «восток-запад», но и «север-юг». Тем более, все страны стремятся «пробить» южные порты.

— Что будет представлять собой перегрузочная станция в экономическом плане?

— Перегрузочная станция – это не просто возможность «смены колес» для поездов. Станция в перспективе это — целые терминалы, на которых будут созданы рабочие места и оказываться платные услуги. Они могут стать новыми населенными пунктами. Самое же главное — подобные станции обычно преобразовываются в логистические центры, на которых развиваются разные виды коммерции вплоть до электронной. Таким образом, большая вероятность, что перегрузочная станция может стать целым торговым хабом со своими складами и торговыми площадками, на которых будет храниться не только материально-торговая продукции, но и электронная.

Мы не зря выбрали Макмал в качестве места, на котором будет расположена перегрузочная станция. Дело в том, что именно здесь будут пересекаться и автомобильные, и железнодорожные пути, Макмал в перспективе должен превратиться в крупный развитый торговый хаб в ЦА. Наша цель и задача в этом масштабном проекте стать не только транзитной страной. Делается ставка на то, что Кыргызстан будет активно торговать не только товарами, производимыми внутри страны.

— Какие еще экономические выгоды получит Кыргызстан от участия в этом проекте?

— Безусловно, строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан имеет колоссальное значение для Кыргызстана, так как страна не имеет прямого выхода к морским путям. Учитывая, что и железнодорожные сообщения в Кыргызстане не развиты, большая часть грузов в страну и из нее доставляется по автомобильным дорогам, что влечет высокие издержки при их транспортировке и значительно увеличивает время на перемещение. Согласно нашим прогнозам, строительство сократит путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 700 км. Следовательно, сократится и срок транспортировки на 5-6 суток. Это сулит  развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии, предоставление нового удобного выхода к портам Персидского залива и Тихого океана, быстрее станут осваиваться богатые природными ресурсами притрассовые регионы, а разрозненные сегодня участки железной дороги на севере и юге страны соединятся и сформируют единую внутригосударственную сеть.

Более того, будет предоставлен прямой транспортный доступ к углеводородным ресурсам стран Персидского залива. Также имеет колоссальное значение тот факт, что Кыргызстан ждет активизации международной торговли, туризма и экономического сотрудничества в целом. Но самое главное — строительство дороги позволит нам выйти из транспортного тупика и стать транзитным государством со всеми экономическими выгодами.

— Когда планируется реализация следующих этапов?

— В сентябре после подписания меморандума планируется продолжить полевые работы, которые будут завершены к ноябрю 2022 года. К марту планируется представить окончательный вариант ТЭО. После этого три стороны будут обсуждать модель финансирования и систему управления. Думаю, что к III кварталу 2023 года мы будем готовы окончательно объявить потенциальным инвесторам приглашение об участии в строительстве, которое обычно при таких масштабах занимает от 6 до 8 лет.

Кстати

Согласно первому ТЭО, потенциал железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан оценивается до 13 млн тонн грузоперевозок в год. По оценкам 2003 года, Кыргызстан сможет ежегодно получать около 200 млн долларов за счет транзита грузов через свою территорию.

Эльвира Ибраева

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии