С 90-х годов периодически поднимается вопрос о строительстве железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Но в последние месяцы на самом высоком уровне озвучивается намерение сторон реализовать этот амбициозный проект. Можно ли уже говорить, что строительство наконец-то начнется? На этот и другие вопросы редакции газеты «Шелковый путь. Культурное развитие» ответил министр транспорта и коммуникаций КР Эркинбек Осоев.
— О строительстве железной дороги, которая соединит Азию и Европу через Кыргызстан, говорилось уже давно, но к практическим работам удалось приступить только в этом году. Дорога выгодна всем странам, через которые она будет проходить. Об этом говорил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров в январе на онлайн-саммите глав государств Центральной Азии и Китая и в феврале на встрече с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. На саммите Жапаров отметил, что строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан должно стать флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс — один путь», которая создаст широкие возможности для социально-экономического преобразования всего региона. Ведь улучшение транспортной системы позволит привлечь дополнительные объемы международных транзитных перевозок, а также будет способствовать увеличению товарооборота между Китаем и государствами ЦА. Председатель Си Цзиньпин на встрече со своим визави также отметил важность строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан для активизации сотрудничества между странами.
Именно февральская встреча глав Китая и Кыргызстана в Пекине придала огромный импульс реализации этого проекта. Все понимают, что продвижение строительства важно для развития маршрутных коридоров не только Центральноазиатского региона, но и Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, на Ближний Восток, а дальше в Европу.
— Какая сейчас проводится работа по подготовке строительства дороги?
— Как уже сообщалось, сотрудники Первого проектно-изыскательского института Китайской железнодорожной строительной корпорации вместе с нашими специалистами приступили к разработке Технико-экономического обоснования проекта. Сегодня уже известно, что в ТЭО будет отображен окончательный маршрут железной дороги: Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад с перегрузочной станцией в Макмале. А также определена стоимость всего проекта и сроки его реализации. Изначально было предложено несколько вариантов маршрута, но кыргызская сторона настояла на самом оптимальном с привязкой к нашим транспортным коридорам, в частности, — к автотрассам Север-Юг, Нарын-Баетово-Кош-Добо-Макмал- Казарман и Балыкчи-Кочкор-Кара-Кеч, которые правительство будет развивать в следующем году. Последний выбранный маршрут Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад называют комбинированным, так как он был определён после предварительных долгих переговоров в рамках компромиссов и взаимных уступок. Поэтому он отвечает интересам всех трех стран: Китая, Кыргызстана и Узбекистана.
Мы ставим перед собой цель – не обременять государственный бюджет, не увеличивать госдолг Кыргызстана и искать другие источники финансирования. Я склоняюсь к тому, что строительство будет вестись в рамках государственно-частного партнерства или инвестиционного соглашения.
— Какие выгоды ждет Кыргызстан от строительства этой железной дороги?
— Дорога имеет колоссальное логистические значение. После ее строительства значение трассы Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече – Макмал вырастет в разы, так как произойдет соединение большого транзитного коридора, который имеет региональное значение. Более того, после присоединения к железнодорожному пути нашей внутренней дороги Север-Юг рентабельность новой трассы увеличится вдвое. Перспективы транзитного коридора огромные не только в направлениях «восток-запад», но и «север-юг». Тем более, все страны стремятся «пробить» южные порты.
— Что будет представлять собой перегрузочная станция в экономическом плане?
— Перегрузочная станция – это не просто возможность «смены колес» для поездов. Станция в перспективе это — целые терминалы, на которых будут созданы рабочие места и оказываться платные услуги. Они могут стать новыми населенными пунктами. Самое же главное — подобные станции обычно преобразовываются в логистические центры, на которых развиваются разные виды коммерции вплоть до электронной. Таким образом, большая вероятность, что перегрузочная станция может стать целым торговым хабом со своими складами и торговыми площадками, на которых будет храниться не только материально-торговая продукции, но и электронная.
Мы не зря выбрали Макмал в качестве места, на котором будет расположена перегрузочная станция. Дело в том, что именно здесь будут пересекаться и автомобильные, и железнодорожные пути, Макмал в перспективе должен превратиться в крупный развитый торговый хаб в ЦА. Наша цель и задача в этом масштабном проекте стать не только транзитной страной. Делается ставка на то, что Кыргызстан будет активно торговать не только товарами, производимыми внутри страны.
— Какие еще экономические выгоды получит Кыргызстан от участия в этом проекте?
— Безусловно, строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан имеет колоссальное значение для Кыргызстана, так как страна не имеет прямого выхода к морским путям. Учитывая, что и железнодорожные сообщения в Кыргызстане не развиты, большая часть грузов в страну и из нее доставляется по автомобильным дорогам, что влечет высокие издержки при их транспортировке и значительно увеличивает время на перемещение. Согласно нашим прогнозам, строительство сократит путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 700 км. Следовательно, сократится и срок транспортировки на 5-6 суток. Это сулит развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии, предоставление нового удобного выхода к портам Персидского залива и Тихого океана, быстрее станут осваиваться богатые природными ресурсами притрассовые регионы, а разрозненные сегодня участки железной дороги на севере и юге страны соединятся и сформируют единую внутригосударственную сеть.
Более того, будет предоставлен прямой транспортный доступ к углеводородным ресурсам стран Персидского залива. Также имеет колоссальное значение тот факт, что Кыргызстан ждет активизации международной торговли, туризма и экономического сотрудничества в целом. Но самое главное — строительство дороги позволит нам выйти из транспортного тупика и стать транзитным государством со всеми экономическими выгодами.
— Когда планируется реализация следующих этапов?
— В сентябре после подписания меморандума планируется продолжить полевые работы, которые будут завершены к ноябрю 2022 года. К марту планируется представить окончательный вариант ТЭО. После этого три стороны будут обсуждать модель финансирования и систему управления. Думаю, что к III кварталу 2023 года мы будем готовы окончательно объявить потенциальным инвесторам приглашение об участии в строительстве, которое обычно при таких масштабах занимает от 6 до 8 лет.
Кстати
Согласно первому ТЭО, потенциал железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан оценивается до 13 млн тонн грузоперевозок в год. По оценкам 2003 года, Кыргызстан сможет ежегодно получать около 200 млн долларов за счет транзита грузов через свою территорию.