11.1 C
Бишкек
Воскресенье, 8 сентября, 2024
ДомойВ КЫРГЫЗСТАНЕСЭЗ Китая: От маленькой деревушки до крупнейшего мегаполиса

СЭЗ Китая: От маленькой деревушки до крупнейшего мегаполиса

Одним из главных достижений Компартии КНР стала экономическая реформа, которая превратила страну в мощную державу. Поднебесная показала миру небывалый рост экономики благодаря созданию свободных экономических зон. Опыт китайских СЭЗ изучал руководитель кыргызско-китайского научно-исследовательского центра «Один пояс-один путь» при КНУ имени Ж.Баласагына, кандидат экономических наук, заслуженный деятель культуры КР Рашид Юсупов.

— Рашид Умарович, когда были созданы первые свободные экономические зоны в Китае?

— В начале 80-х годов на восточном побережье были созданы пятьчетыре свободных зон: «Шэньчжэнь», «Сямэнь», «Чжухай», и «Шаньтоу», потом и  «Хайнань». Не буду останавливаться на деталях, а скажу лишь, какие они показали результаты. Так, в 2014 году суммарный объем внешней торговли этих зон составил $651 миллиард! Только эти пять СЭЗ в общей доле внешней торговли КНР составили 15 процентов.

Одной из самых успешных можно назвать СЭЗ «Шэньчжэнь». Еще в 1979 году это была маленькая деревушка. А в 1989 году она превратилась в город с двухмиллионным населением. В 1990 году в нем уже действовало свыше 3 тысяч предприятий в основном с участием иностранного капитала.

Самая молодая СЭЗ – «Кашгар». Ее отличительная черта от других зон в том, что здесь транспортные маршруты проходят по суше. Она ориентирована преимущественно на сотрудничество с Центральной Азией и Западной Азией.

— Получается, первые СЭЗ стали создавать на прибрежье?

— Да. Так называемые «Открытые приморские города». Решение по ним было принято в 1984 году. Такой статус дали 14 прибрежным городам. Надо отметить, что они не были отсталыми. Они давали 23 процента всего промышленного производства Китая. А их доля в экспорте составляла 40 процентов. Они были нацелены на развитие прибрежных и внутренних регионов страны. У них были значительные налоговые льготы, им дали значительные свободы в проведении экономической политики. Эти города сегодня дают 40 процентов экспорта и 100 процентов грузооборота морских портов. А производительность в них на 2/3 выше среднекитайского уровня.

— Насколько известно, затем были открыты зоны приграничной торговли?

— Они так и назывались – зоны приграничного экономического сотрудничества. Они были открыты в 1992 году на границе с Россией, Монголией, Кореей, Бирмой, странами Центральной Азии. Это время стало для них золотым веком. В 1991 году распался СССР, и тысячи людей занялись торговлей. Первые челноки из Кыргызстана ездили в Кашгар, Урумчи и огромными баулами привозили товары из Китая, которые покупали именно в таких приграничных зонах торговли.

— Какие еще специальные места для развития экономики стали создавать?

— Были еще комплексные зоны развития. Это были по-настоящему грандиозные проекты. К примеру, в начале 90-х годов в Шанхае создали зону развития «Пудун», где действовала зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Представляете, там и торговля, и научно-инновационная деятельность, и промышленность. В «Пудуне» главными инвесторами были бизнесмены из США, Японии, Сингапура, Франции, Канады и так далее.

— А какова была цель создания таких зон?

— В первую очередь для привлечения иностранного капитала, передовой техники и технологий. СЭЗ открывали возможности для овладения опытом управления и подготовки национальных кадров. Кроме того, нужна была валютная выручка. В дальнейшем планировалось полученные знания по управлению и новые технологии внедрять во внутренние районы страны. Это были своеобразные лаборатории по отработке новых рыночных механизмов управления и хозяйствования. Потом они внедрялись уже во внутренних районах Китая с учетом местных условий. Важным и главным условием для резидентов СЭЗ было производство конкурентоспособной продукции на международном рынке. Если инвестор не мог производить конкурентоспособную продукцию, то ему запрещалось создавать предприятие. А потом, имея высококачественную продукцию, китайские предприниматели выходили на международный рынок и учились международной торговле. Они становились специалистами в этой области.

— Особенность китайских СЭЗ в том, что они были разных видов и направлений?

— Да. К примеру, зоны технико-экономического развития стали создавать с 1984 года. Их главной задачей было привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных производств. Среди них наибольшего успеха добилась Тяньцзинская зона, созданная в 1984 году. На территории 33 квадратных километров — это размер небольшого города – разместились более 5 тысяч совместных предприятий! Например, мировые гиганты «Моторола» и «Самсунг» имеют там 150 и 100 профильных предприятий-резидентов. В «Тяньцзине» более 60 процентов производства занимают электронные средства связи. Такие зоны стали основой для развития электротехнической промышленности Китая. Ведь сегодня компании Поднебесной успешно конкурируют на рынке мобильных телефонов, телевизоров и в целом радиоэлектроники.

— То есть они стали основой высокотехнологичной продукции Китая?

— Не совсем. Дело в том, что наряду со специальными экономическими зонами, зонами технико-экономического развития были созданы зоны новых и высоких технологий. Они имеют более узкую сферу научно-технической и производственной деятельности, а именно: электронные и информационные технологии; биотехнологии и технологии новых медицинских препаратов; новые материалы и технологии их внедрения; аэрокосмические технологии; ядерные технологии, современные сельскохозяйственные технологии и так далее. Хотел бы отметить, что позже, подобные зоны были созданы в автономных районах — Внутренней Монголии и Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

— Это так называемые технопарки?

— Да. Сегодня из 120 таких зон 53 имеют государственное значение. Ведь основа конкурентной продукции – научно-промышленные парки, где ученые, изобретатели создают качественную продукцию или работают над ее совершенствованием. Китай поставил цель – стать одной из ведущих держав по инновационным технологиям. Первым технопарком страны стала Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий. Его создали в 1988 году. Насколько Китай был заинтересован в развитии инноваций и технологий, можно понять по тому, что площадь технопарка была в 100 квадратных километров! Сегодня там функционируют десятки учебных заведений, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий и занято более 100 тысяч специалистов. Вторым по величине стал парк «Наньху» в городе Шеньян. Его площадь поменьше – 22 квадратных километра. Там расположились 12 вузов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высоких и новейших технологий, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала в $7 миллиардов.

— Как устроена система управления СЭЗ?

— Она простая, понятная и гибкая. Администрации зон в лице управляющих комитетов могли сами решать вопросы регулирования местной экономики и разрабатывать нормативно-правовые базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. В отношении предприятий-резидентов применяется льготная ставка налога на прибыль и 5-летние налоговые каникулы с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога.

— В чем секрет успеха китайских СЭЗ, особенно первых?

— Были объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы, благоприятное географическое расположение Шэньчжэня, Сямэня, Чжухая — выход к морю, близость Гонконга, Макао и Тайваня. И субъективные — курс на реформы, взятый в 1978 году, открытость, юридические гарантии для иностранного капитала, льготы и приток ресурсов со всей страны. Еще один немаловажный фактор — основными инвесторами СЭЗ были зарубежные этнические китайцы – хуачяо из Гонконга, Сингапура, Малайзии, Тайваня, Макао. Они хорошо знали китайскую культуру, гуандунский диалект, на котором говорят жители южного Китая, им было проще находить язык с местными. Им не нужен был переводчик, с ними не было культурных курьезов или недопонимания.

— Что в итоге дала политика развития СЭЗ для Китая?

— С самого начала этого грандиозного эксперимента с зонами китайские власти отдавали себе отчет, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять экономику, но нельзя  развивать ее только за счет их. В тот период ослабленная экономика нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и импорт технологий не должны были тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, продвинутой по сравнению с зарубежными аналогами продукции.

Такие признанные авторитеты в области IT-технологий, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, HP, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T, создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются новейшим технологиям десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Таким образом, через создание и функционирование СЭЗ и их различных разновидностей последовательно и поэтапно реализовывался принцип открытости Китая внешнему миру, объявленный на историческом пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая, который состоялся в декабре 1978 года.

Автор:Суйунбек ШАМШИЕВ

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии