На одном из нефтяных месторождений Сурхандарьинской области летом стоит рекордная жара. Посреди этой пустынной местности работает мобильный отряд компании China Petroleum Logging (CNLC), которая ведет каротажные работы — исследует нефтяные и газовые скважины. Но инженеры и операторы, работающие здесь, не изнывают от жары. В мобильной кабине созданы все условия для комфортной работы: кондиционер, компьютерное управление работы скважины и прохладительные напитки…
Сильный рывок в мир
Компания China Petroleum Logging была создана в 2002 году как дочернее предприятие нефтегазового гиганта CNPC (China National Petroleum Corporation). Она не занимается непосредственно добычей нефти или ее переработкой. Но играет ключевую роль в этой отрасли. CNLC производит приборы для исследования нефтяных и газовых месторождений, помогающих наиболее точно узнать глубину залегания нефтяного пласта и примерный объем его запаса, а также проводить другие геофизические исследования.
Именно специалисты CNLC, используя свои новейшие приборы и разработки, предоставляют столь важные для нефтедобывающих компаний информацию: есть ли нефть или газ в той или иной скважине, сколько ее, какого качества и так далее. Только представьте, когда специальный прибор опускается на глубину 5 или 6 тысяч метров, и температура там может достигать 240 градусов выше нуля по Цельсию с колоссальным давлением! Причем, есть строгие дэдлайны: от двух часов до одной недели.
— Ситуации бывают разные. Если скважина нормальная, можно быстро все установить и получить данные. Если же старая, документация потеряна, то соответственно нужно много времени на повторные исследования. Бывает, что надо бурить новую скважину, — поясняет директор представительства CNLC в Узбекистане Донг Ли.
И только после получения качественных данных от компании нефтяные корпорации принимают решение – добывать на этой скважине черное золото или нет. Приборы и оборудование CNLC способны детально исследовать даже те скважины, откуда, казалось бы, уже выкачено все, что можно было. Высококачественные приборы для каротажа, перфорации и других специфических работ в нефтяной и газовой отраслях помогли компании за довольно короткое время выйти на мировой рынок и занять свою нишу.
Сегодня CNLC работает в 19 странах мира, например, Судане, Южном Судане, Чаде, Ираке, Иране, Индонезии, Бангладеш, Туркменистане и других. В 2008 году у китайского нефтедобывающего гиганта CNPC был проект в Ферганской области, и понадобились приборы и услуги «дочки». «Мы занимались каротажем скважин (спуск в скважину специального прибора для ее детального изучения – прим.авт)», — добавил Донг Ли. Затем услуги компании пригодились при исследовании месторождений нефти в Бухарской области. Помимо этого, она продавала свои новейшие приборы в другие страны, например, в Россию, Иран.
Специфика деятельности China Petroleum Logging такова, что ей не нужны сотни рабочих, поскольку все процессы автоматизированы. К примеру, для работы в одной скважине требуется всего шесть человек: пара инженеров, один оператор с помощником на случай его замены и пара водителей. Принимая во внимание, в каких климатических условиях приходится им трудиться, компания разработала для своих отрядов интеграционных лебедки на базе грузового автомобиля. Операторы сидят в автомобиле с кондиционером и только время от времени выходят, чтобы проконтролировать работу отдельных агрегатов. Всем остальным управляет инженер с помощью компьютерных программ.
В 2020 году небольшая компания, в которой трудится всего 30 человек, 20 из них местные специалисты, заплатила в бюджет государства в виде налогов $6 миллионов! И за 14 лет своей деятельности завоевала доверие многих добывающих предприятий. Сегодня с ней сотрудничают иностранные и узбекские нефтедобывающие концерны. В настоящее время у CNLC есть проекты в нескольких нефтегазовых регионах — Устюртском, Бухаро-Хивинском, Юго-Западно-Гиссарском, Сурхандарьинском и Ферганском. А три года назад компания провела разведку на одной из сложнейших скважин – М15 в Минг-Булаке глубиной 5 тысяч 918 метров! Но специалисты компании справились. Кстати, скважина является ключевым национальным проектом страны.
Китайский менеджмент
Менеджмент в китайских компаниях — хороший опыт и для местной молодежи. Ильхамжан Абдуллаев работает в компании уже пятый год. Имея за плечами два высших образования – филологическое и финансовое, он был принят в довольно специфическую технологическую компанию. Сегодня в его обязанности входит проверка контрактов, он участвует в переговорах, оперативно решает проблемы, связанные с непрерывностью работы скважин. «С 2017 года мы показывали очень хороший результат. Но когда началась пандемия, пошел спад. Мы закрыли многие контракты, чтобы не рисковать здоровьем сотрудников», — вспоминает Ильхамжан.
«Психологический климат в коллективе отличный. Между главой представительства и сотрудниками нет барьера. Мы работаем как друзья. Он не требует ни от кого отчетов как начальник, но всегда в курсе, выполнено ли то или иное задание и как. Если возникают проблемы, можно спокойно зайти к нему и рассказать о них, — делится впечатлениями от работы контракт-менеджер. – И что особенно привлекает: не рубит с плеча. А прежде чем принять решение, руководитель советуется с сотрудниками.
Довольна работой и бывший учитель английского языка Шахзода Мусаева, которая в CNLC трудится контракт-менеджером и параллельно — ассистентом интерпретатора (специалист, анализирующий данные). Судя по тому, с каким вдохновением она рассказывает о своей работе, можно подумать, что нынешняя профессия была ее мечтой детства. «Очень хочу участвовать в конференциях, связанных с моей деятельностью, так как они очень познавательны, можно обмениваться мнениями с коллегами, узнавать о новинках, знакомиться со специалистами из других стран», — рассказывает она.
Суйунбек ШАМШИЕВ